"9-я рота": поиск будущего в прошлом?
Как уже достоверно установлено, художественный вымысел автора сценария и режиссера не имеет с подлинной историей реальной 9-й роты ничего общего. Для тех, кто не читал текст Гоблина (он же Дм.Пучков), поясняю: рота на высоте 3234 прикрывала продвижение колонн в ходе операции по деблокированию города Хоста.
Точнее говоря, наводила артиллерию и авиацию. То есть никакой потери связи с ротой быть не могло. Это было бы ЧП на всю 40-ю армию. В реальном бою рота потеряла 6 человек убитыми (в том числе два пулеметчика погибли в передовом дозоре), моджахеды - около 700. Рота не была забыта ни до боя, ни после - пулеметчиков представили к званию Героев СССР.
Что же получается? Федор Бондарчук использовал реальный и известный среди "афганцев" (заметьте, не пишу - "в России") эпизод и перевернул его таким образом, чтобы вызвать как можно более сильные эмоции. Что говорить о студентках факультета журналистики БГУЭП, если видавший виды Олег Табаков после премьеры произнес прочувствованные слова, мгновенно использованные как рекламный ролик. Браво, Федор Сергеевич, этот экзамен вы сдали с блеском. Теперь остается только усердно стричь "бабки", что, судя по все дальше и дальше переносимой дате выхода лицензионной продукции в форматах VHS и DVD, и происходит. Еще бы! Прокат в кинотеатрах, в эпоху до "Ночного дозора" и вовсе беспонтовый, приносит такие прибыли, что какие-нибудь "Братья Гримм" тихо плачут в уголке от бессильной зависти. Если придержать выход кассет и дисков еще немного, сборы вырастут, слов нет - вот только пираты не дремлют, и даже в Иркутске уже можно без труда приобрести довольно неплохую "экранку".
Тем не менее финансовый успех очевиден: "9-я рота" принесла доход, который мог бы компенсировать значительную долю экономических потерь СССР в Афганистане. Теперь посмотрим на общественный резонанс. Рецензия на фильм появилась в обязательном порядке во всех уважающих себя изданиях с московской пропиской. Интернет-СМИ и форумы кипят потоками... пока непонятно чего. С одной стороны, война якобы была ненужная, роту забыли, парней положили, короче - "до чего нас довели сволочи-коммунисты". С другой - резко возмужавший (за два месяца?) Лютый, обвешанный значками и медалями, катится на броне в какое-то смутное завтра и произносит не по чину умный текст: мол, свою войну мы выиграли. И это отметили немногочисленные рецензенты, смотревшие не "исторический боевик", а фильм, претендующий стать в один ряд с "Балладой о солдате", "Проверкой на дорогах", "Иди и смотри": какую войну? Почему выиграли? Это разве что японский самурай мог оценить героическую гибель 9-й роты как бесспорное достижение. Ну и еще современные наследники тех самых коммунистических политработников, которых в фильме почему-то нет совсем.
Вот это, на мой взгляд, снижает степень достоверности фильма - никак мне не верится, что в СССР целое отделение десантников (по книге, по фильму - вообще взвод) отдали на откуп контуженному прапорщику. По всем канонам армейской подготовки старший прапорщик Дыгало от первой до последней минуты делал абсолютно правильные вещи: он готовил людей, готовых без размышлений убить и лишь потом смотреть - кого убил. Но, заметьте, по канонам американской военной подготовки. Это американские военные дотошно подсчитали, что в бою стреляют в сторону противника менее 20 процентов солдат, а стреляют прицельно - и того меньше. Это американские психологи установили, что солдата нужно сначала вывести из привычного мирного состояния и довести до определенного озверения и лишь потом пускать в бой. (Нас, если кто сомневается, в прошлых войнах спасал изначально низкий уровень жизни, а фразу "советский солдат должен внушать ужас врагам" слышал каждый, кто хоть раз в жизни получал форму из рук прапорщика, ходил в этой форме и питался из солдатского котла.) Впрочем, тема американизмов в фильме Бондарчука достаточно хорошо описана тем же Гоблином, а мы вернемся к тому, что будет с фильмом.
Нисколько не удивлюсь, если Бондарчука в ближайшее время представят к какой-нибудь правительственной награде. Или как минимум выдвинут на какую-нибудь премию, вплоть до государственной. Фильм, безусловно, вызывает желание "схватить автомат и убивать всех подряд", - а вот кого, нам подскажут. Хотя бы однофамилец героя Пореченкова - бывший начальник пресс-службы Северного флота капитан второго ранга Дыгало. Не помните такого? Вряд ли. А зря - страна должна знать своих героев. В пору "операции по спасению АПЛ "Курск" его фамилия вошла в поговорку: врет, как Дыгало. Это значит: врет, как всякий военный начальник, когда хочет скрыть истинные размеры потерь и полнейшую безалаберность, царящую во вверенном ему подразделении. И для таких пресс-секретарей нет ничего более ценного, чем вовремя снятый качественный боевик про героическую смерть хороших парней непонятно во имя чего, но давно, а потому никого уже судить не надо.
15 августа 2005 года "Новая газета" (не самая популярная в нашем Отечестве - тираж меньше 200 тысяч на всю страну) опубликовала статью "Без вести пропавшие цифры". Речь в ней шла о том, что в начале августа министр обороны Сергей Иванов обнародовал цифры безвозвратных потерь Министерства обороны с 1 октября 1999 года по начало августа 2005 года. Всего, по данным министра, 3459 человек. То есть примерно по 600 человек в год. Больше чем по одному каждый день. Но автор, военный обозреватель "Новой" Вячеслав Измайлов, подчеркнул для беспамятных - для 99 процентов населения России, проще говоря, - что министр лукавит: он посчитал только свое ведомство (это еще можно понять) и не с начала войны. Рейд Басаева на Дагестан, с которого и идет отсчет второй чеченской, пришелся на август 1999 года. В августе - сентябре в Дагестане шли тяжелые (и, по воспоминаниям очевидцев, зачастую довольно бессмысленные, без поддержки авиации и артиллерии) бои, в которых части МО и внутренних войск МВД штурмовали отлично укрепленные дагестанские селения. В этих боях погибло около 250 солдат и офицеров МО. Всего же, по подсчетам Измайлова, на август 2005-го безвозвратные потери разных ведомств (в том числе ВВ, погранвойск, ФСБ и даже МЧС и ГУИН) составили более 7700 человек. Это без учета жертв среди мирного населения. Это без учета умерших от ран в госпиталях и на домашней койке. Это без учета пропавших без вести, - а их, между прочим, за две чеченские кампании насчитывается 832 человека. И их на государственном уровне никто не ищет - спецгруппа из офицеров силовых ведомств была расформирована.
Если кому-то захочется (а что-то мне кажется, что таких будет немного) прочесть историю действительно забытых командованием солдат, советую отыскать в Интернете (в библиотеках вы этого не найдете) журнал "Индекс. Досье на цензуру" - спецвыпуск о второй чеченской (http://www.index.org.ru/journal/10). Там много важных для понимания сущности нашего государства статей, но есть одна с рассказом о гибели сотен солдат и офицеров 22-й бригады внутренних войск, отправленных отцами-командирами штурмовать селения без пополнений. Про это кино не снимут. Кино про позор снять могут - полки и батальоны павших в криминальных разборках уже прославлены в целых бандитских сагах (вспомните хотя бы "Бригаду" - там даже внешнее и биографическое сходство можно усмотреть с героями "9-й роты"). Но кино про массовое нежелание знать о происходящем в собственной стране - исключено.
Нужно признаться: мы, многонациональный народ России, не хотим знать, что происходит с нами. Что происходит на Кавказе. Почему наши десантники участвуют в совместных учениях с китайцами и индийцами в те же самые дни, когда полторы сотни боевиков захватывают город. Почему пропавших без вести никто не ищет. Почему ветеранам еще Великой Отечественной не дают квартиры спустя шестьдесят лет после окончания войны. Почему ни один генерал МВД, МО или ФСБ не расстался со своим креслом после "Норд-Оста", Беслана или Нальчика. Почему после "Курска" адмиралов стали снимать лишь спустя три-четыре года и то с почетом на пенсию, а не под суд.
До тех пор пока мы плачем в кино над наполовину придуманными страстями под аккомпанемент весьма красочных взрывов и не слышим взрывов настоящих, - нам не следовало бы восхвалять фильм "9-я рота" и осуждать того же Горбачева за бессмысленные решения. В конце концов, он смог добиться решения о выводе войск. А мы лишь ищем будущее в прошлом - к тому же в придуманном...