Прибайкалье: школа невыученных уроков имени пожарника
Большеголоустненский вопиющий кейс – закрытая новая школа – имеет областное значение. Потому что как он реализован – так и работает наш славный губернатор Игорь Кобзев.
Вспомним, школа в поселке Большом Голоустном заполыхала 25 ноября 2020-го.
Построена она была еще при Никите Хрущеве, в 1962-м, в год, когда появился на свет нынешний мэр Иркутского района Леонид Фролов. Леонид Петрович на момент пожара в 2020-м два месяца как переизбрался на второй срок. Ни за первый его срок, ни ранее почтенная деревянная школа так и не увидела ни одного капитального ремонта. Как, видимо, и нормальной сигнализации – во всяком случае, хотя что-то подобное в здании и было установлено (а еще там сидел сторож), результата возгорания это никак не изменило. Школа полыхала дотла.
И вот, значит, на ЧП мгновенно среагировал новый губернатор, который, как известно, пожарный и мчсник. Тут же прилетел на пепелище.
Кобзев, в отличие от Фролова, два месяца назад (на тот момент) избрался на свой нынешний пост впервые. И, по логике вещей, должен был снести воцарившийся в Иркутской области при красных бардак, в том числе с пожарной безопасностью. Более того, в широком смысле, прямо там, на пожарище, Игорь Иванович делал программное заявление. Потому что в один сплав смыслов там спеклись не только безопасность, но и соблюдение законов, защита интересов жителей Прибайкалья (прежде всего – детей), многолетние чаяния населения (новая школа – как их воплощение), берег великого озера-символа и все такое...
Ну, то есть губернатор должен был тщательно отфильтровать свою речь и если уж чего сказал – то броня. Никаких косяков. Если уж чего обещать – то с четким осознанием реальности обещаний (новая школа меньше чем через год – это очень сложно даже не на берегу Байкала). Если уж решил обещать и даже собрался для этого что-то нарушать (во благо) – то надо заручиться железной поддержкой органов и поставить в железобетонные позы всех ответственных. Чтобы ни-ни.
Это уж потом можно расслабиться. Но здесь нельзя ударить лицом. Никак. И Игорь Иваныч сказал как отрезал:
«1 сентября 2021 года школа должна принять учеников».
Но открылась школа только в конце декабря 2021-го.
Она поработала сколько-то дней, не считая каникул. А в конце января 2022 года замели за получение 13-миллионой взятки заместителя мэра Иркутского района Игоря Кузнецова и начальника отдела капстроительства комитета по управлению муниципальным имуществом той же районной мэрии Евгения Антипова. Здесь последний еще безмятежно рассказывает пресс-службе, как они всей командой шустрят для открытия новой школы:
Эти Кузнецов и Антипов, можно сказать, вовсю, хоть и не безвозмездно, приближали мечту губернатора Кобзева. Ведь мзду они получали не за красивое спасибо, а за покровительство и подписание актов выполненных работ по 300-миллионному муниципальному контракту на монтаж здания школы (если точнее, школы-детского сада).
К весне возбудился региональный Следком. Здание, как выяснилось, не выдерживает никакой критики в смысле пожарной безопасности. Пожарной, Карл! И находиться там нельзя, опасно для жизни. Здание (под личным контролем губернатора?) лихо отгрохали без проекта и его экспертизы. И оно почему-то проходит как капитальное. Хотя уже на излете работ губернатор грозился размножить этот самый отсутствующий проект по всей области:
Да и в вышеупомянутом сюжете с Евгением Антиповым в главной роли пугливые, как олени, строители возводят самый натуральный блочно-модульный объект, а готовое здание больше напоминает именно красиво раскрашенный склад оптового рынка.
Возможно, капитальным здание сочли потому, что оно сделано как придется и, соответственно, разобрать и перевезти на другое место его никак невозможно. Но это версия. Как бы то ни было, теперь подрядчику грозит уголовная статья.
И теперь школяры опять находятся на дистанционном обучении. Детсадовцы, немного познакомившись с дошкольным образованием, опять сидят по домам (в Большом Голоустном садика и до пожара не было). А мэр Фролов пытается отмыть историю добела, мол, 70% недостатков уже устранили. Осталось поменять 30 (видимо, неисправимых) процентов и ДНК Леонида Петровича.
В общем, никаких административно-идеологических уроков губернатор наш не выучил. Ни в смысле коррупции, ни в смысле безопасности, ни в с смысле народных чаяний. И так сойдет. Сказал, пока горело, и забыл. И это, господа, горизонт планирования пожарника. Не пожарного, а вот именно пожарника... Хотя по своему профилю Игорь Иванович, может, и профессионал.
P.S. Кстати говоря, именно из администрации Иркутского района, то есть из гнезда Фролова в апреле 2022-го перешла на работу главным архитектором Иркутской области (с той же позиции в районе) Александра Борисова. Тоже символично! Может быть, она растолкует общественности, в чем капитальность совершенно блочно-модульного на вид здания большеголоустненской школы-сада? Чтобы после работ над ошибками проект все-таки кругом использовать, как и собирался патрон? Очень может быть.