Гибель на коленях
У деревни Московщины стоит большой деревянный крест. Его поставили недавно, после трагической гибели двух деревенских парней - Виталия Москвитина, 21 года, и семнадцатилетнего Вити Тумакова. Их трупы односельчане обнаружили стоящими на коленях возле забора. Третью жертву - едва живого Сашу Рукосуева, пятнадцати лет, - тоже нашли с петлей на шее под старым металлическим прицепом. Мальчишку удалось откачать и быстро отвезти в Ивано-Матренинскую больницу. Сутки Саша провел в реанимации, где ему был поставлен диагноз "токсическое отравление". Через несколько дней родители забрали его домой.
Показания выжившего подростка помогут пролить свет на эти зловещие убийства. Так считают все жители маленькой сибирской деревушки. Оправдаются ли надежды простых людей?
Хронология случившегося отличается страшной последовательностью. Первый труп, стоящий на коленях возле родного деревенского забора, группа молодежи обнаружила в ночь с 8-го на 9 марта. Снег возле Виталия был утоптан, а по другую сторону забора хорошо просматривались цепочки следов нескольких человек.
Были, говорят односельчане, и другие косвенные следы насильственной смерти Виталия, но участковый милиционер Сергей Леонов охарактеризовал случившееся как простой суицид.
Утром 22 апреля, после традиционных сороковин по Виталию, у забора был обнаружен еще один такой же "суицид". Семнадцатилетний Витя Тумаков так же стоял на коленях, лицо его было абсолютно спокойно. Петля, умело затянутая на шее парня, была привязана к забору. Это был тоже шнурок от его собственной кроссовки!
Горе едва не терявших сознание родителей неописуемо. Виталий Москвитин скоро должен был стать счастливым отцом. Родители купили молодым участок земли, собирались строить дом.
Вите Тумакову через пять дней должно было исполниться 18. Парень собирался пригласить на этот праздник всех своих друзей, а через несколько дней отправиться в армию.
- Витенька бокс очень любил, все-все соревнования по телевизору смотрел, всех знаменитых боксеров знал, - плачет у фотографии единственного сына Маргарита Козлова. - В школе всегда хорошо учился, успевал и нам с отцом по хозяйству помочь, и боксом позаниматься. У него и груша боксерская была - отец сделал. Так мечтал в армии служить!
Схоронили мы сыночка, а на следующий день ему восемнадцать исполнилось. Я столы накрыла - все-все друзья пришли, кого звал и не звал - тоже были. На день рожденья надо подарки дарить, а мы тебе, Витенька, - венки...
В самоубийство двух молодых, полных сил ребят не верит, конечно, никто.
Тем не менее участковый Леонов уголовное дело по факту смерти Москвитина и Тумакова не завел.
- Почему? - спросил его староста деревни (должность неофициальная) Евгений Рюмин.
- Ну, если пьяный под забором умер, зачем по нему дело открывать? - ответил представитель власти на селе.
Того же мнения и глава Урикского сельского округа Вера Лопатина.
- Основная причина случившегося в Московщине - сложная ситуация в семье, социальная среда, взаимоотношения родителей и детей, - сказала Вера Васильевна. - Именно в Московщине были случаи, когда люди убивали своих близких, и суицид с повешением там тоже был. Главная беда - в самой семье.
Все же в этой трагической истории есть еще одно действующее лицо, вернее, лица - группа строителей из Таджикистана. Нанятые предпринимателем Игнатом Синдэ, они проживали на территории деревни с ноября прошлого года, строили небольшой завод. Таджики общались с местным населением, покупали у деревенских молоко и картошку. А вечером устраивали дискотеки для молодежи - свой клуб в Московщине давно приказал долго жить.
Братская дружба с приезжими оборвалась после похорон Виталия и Вити и случайного спасения от "суицида" третьей жертвы какого-то адского плана - пятнадцатилетнего Саши.
После возвращения своих товарищей из Иркутска - группу таджиков на несколько дней забрали в областной центр - строители медленно разъезжали на машинах по деревне, угрожая людям резким движением ладони по горлу: всех вас тут зарежем! А потом устроили настоящий шабаш: пили, что-то кричали перепуганным жителям, всю ночь разгуливая по деревенским улицам.
Ответный шаг сельчан был вполне цивилизованным: люди обратились с открытым письмом к главе администрации Иркутского района Сергею Зубареву, начальнику Иркутского сельского РОВД Олегу Парфенову, в ряд областных СМИ, в числе которых была и наша газета.
Однако дело ведется из рук вон плохо, считают родные погибших. Уголовное дело, заведенное все-таки по статье "доведение до самоубийства", переходит от одного следователя к другому. Похоже, что криминальную ситуацию в Московщине постараются спустить на тормозах, благо опыт в таких делах в стране накоплен немалый.