Сегодня день памяти жертв Холокоста
Фашисты создавали концлагеря на всех оккупированных территориях. В них уничтожили около шести миллионов евреев. В Иркутске 180 жителей во время Великой Отечественной войны были узниками фашистских концентрационных лагерей, 130 человек были в то время детьми.
Одессу немцы захватили в августе сорок первого. Недалеко от нее, в городе Балта, создали гетто, куда начали сгонять евреев из Румынии, Украины, Молдавии. Заключенные жили на нескольких специально отгороженных улицах, выходить за пределы которых запрещалось. Александр Табачник попал в гетто в десятилетнем возрасте, провел там почти четыре года. Самыми тяжелыми были первые два, когда немцы уничтожили несколько тысяч человек - большую часть евреев гетто. "До сих пор перед глазами стоит, как они выгоняли огромную, тянущуюся на километр колонну полуобнаженных людей, кричащих, плачущих, стонущих. Этот лай собак, эти окрики автоматчиков. И как их погнали, погнали, погнали", - вспоминает Александр Табачник.
Потом немцев сменили румыны. При них стало чуть свободнее: можно было выскользнуть за ограждение и на городском рынке выменять или украсть что-нибудь съедобное. Хорошо запомнил Александр Табачник последние дни в лагере, когда по гетто шли несколько автоматчиков и расстреливали одну семью за другой. Несколько десятков человек спаслись, спрятавшись в больнице, где лежали зараженные тифом. Там беглецы провели несколько дней. Когда вышли, узнали, что лагерь освобожден советскими войсками. "Вся улица была усеяна трупами. Кто у стены дома сидел, кто лежал посередине проезжей части. Я искал моего друга, с которым всю оккупацию дружил. Нашел убитым", - рассказал Александр Табачник.
После войны Александр прожил в Балте несколько лет. Закончил школу. В московский вуз его не приняли, обосновав отказ тем, что он был в гетто и в годы сталинских репрессий его родителей расстреляли. Закончил Одесский политехнический институт. Переехал в Иркутск. Женился. Жизнь в гетто сейчас практически не вспоминает: "Раньше я просыпался в холодном поту. Сейчас как-то уже отступило. Закат жизни. А раньше просыпался, такие натуральные сны были, как будто все продолжается. Просыпаешься и облегченно вздыхаешь".