Легким движение руки технология превращается… в не имеющую аналогов в мире
Губернаторы очень любят говорить о поддержке новых технологий и новых производств, об инновациях и прочих подобных вещах. Но при этом, когда они непосредственно сталкиваются с этими самыми технологиями, то наглядно выявляется их удручающе низкие познания в этой сфере.
Вот губернатора Иркутской области Сергея Левченко понесло попутным ветром в Качугский район, где он побывал в поселке Качуг на заводе по производству древесноугольных брикетов из отходов переработки древесины, который построила ООО «Лесная технологическая компания».
Директор компании Александр Садков сделал для губернатора экскурсию, рассказав, что проект начался в 2017 году, и что в 2022 году завод должен выпускать порядка 10 тысяч тонн древесноугольного брикета в год и продавать его в Корею, Японию и другие страны, где на него бешеный спрос. Стоимость готового продукта такова, что оправдывает перевозку от завода до железной дороги, по железной дороге и дальше по морю до потребителя.
Губернатор вместо того, чтобы ограничиться кратким: «Похвально!», пустился в рассуждения, опубликованные пресс-службой правительства Иркутской области.
«Применяемая здесь технология – современная и, как я понимаю, аналогов ей в мире нет. Мы будем этот проект распространять. Я уже дал поручение министру лесного комплекса области совместно с руководителями предприятия сделать проект, который можно тиражировать для переработки опилок, щепы, которых у нас много на территории Иркутской области», - заявил губернатор.
В цитате выделено место, которое наглядно показало его незнакомство с вопросом.
Сергей Георгиевич, к Вашему сведению, эта технология не только широко распространена, но и есть фирмы, которые производят оборудование для производства древесноугольных брикетов. Например, китайская компания «Чанъэн» (г. Цзяонань, провинция Шаньдун, КНР) производит три модели автоматизированных линий по производство древесноугольных брикетов на 700, 1500 и 3000 тонн в год. Самая мощная стоит не столь уж больших для промышленности денег – 100 тысяч долларов или 6,2 млн. рублей.
Линия ООО «Лесная технологическая компания», как можно судить по интервью директора Шелеховского ДОЗ (принадлежащего компании) Александра Пекареца журналу «Международная биоэнергетика», опубликованному в марте 2017 года, довольно мощная – 300 тонн брикетов в месяц (3600 тонн в год), и собрана из оборудования разных фирм. Упоминалась рубительная машина Bruks, экструдеры белорусского производства. Вероятно, использовалось некоторое китайское оборудование, вроде печи карбонизации. Судя по публикациям об этом же производстве в журнале «ЛПК Сибири», завод уже работал и выдавал продукцию по крайней мере в сентябре 2017 года.
Вообще, современная технология производства древесного угля берет свое начало с изобретения в 1992 году печи карбонизации, которая дожигала продукты пиролиза древесины и сделала этот процесс экологически приемлемым. В мире производится около 9 млн. тонн древесного угля (по большей части в Бразилии), и даже в России выпускается 350 тысяч тонн древесного угля, идущего в основном, в мангалы для шашлыка.
Так что, не нужно надувать щеки – ничего уникального в этой технологии нет. Она давно освоена в промышленных масштабах. Своим заявлением иркутский губернатор расписался в том, что он сам ничего в этом деле не понимает и не догадался нанять сотрудника, который собрал бы необходимую информацию для него.
Невежество губернатора в вопросах переработки древесины – вовсе не безобидное явление. Сейчас-то аппарат правительства Иркутской области по указанию губернатора засучит рукава и возьмется внедрять «не имеющую аналогов в мире» технологию по всей области, где надо, и не где не надо. Понапишут кучу бумаг (к вящей радости лесорубов и бумажников), истратят денег, и на выходе, скорее всего, получится пшик. Как обычно и бывает с инновационными технологиями, о которых всегда много пиара, но экономическое влияние которых не разглядеть и под микроскопом.
Развитие переработки отходов древесины, в том числе и на угольные брикеты, равно как и сбыт или использование брикетов, требует довольно тонкого и творческого расчета.
Тут требуется подумать, и далеко не все проблемы решаются прямолинейным бухгалтерским расчетом, как это обычно делается в разного рода бизнес-планах. Можно было бы что-то иркутскому губернатору посоветовать и даже выработать нечто вроде проекта плана, но, думаю, что эта работа должна оплачиваться.
Что же касается самого завода – молодцы, что догадались. Переработка древесных отходов на угольный брикет, это как раз весьма наглядный пример того, как надо производить промышленную продукцию в Сибири, чтобы ее продажа окупала дальнюю перевозку. Думаю, что они используют далеко не все возможности этого метода, и до воплощения немецкого лозунга «Verwertung von Abprodukten» им еще далеко. Также, думается, что всеобщее убеждение производителей древесного угля, что жидкие продукты пиролиза древесины нужно непременно сжигать, также весьма далеко от рациональности. Но для первых шагов пойдет.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!