Иркутская область работает «на дядю»
Бывает весьма интересно читать с карандашом и калькулятором различные официальные документы, призванные доказать прекрасное положение с экономическим развитием.
Вот на сей раз мне попал в руки «Инвестиционный паспорт Иркутской области», отражающий экономическое положение за 2016 год. Из него, например, можно вычитать, что крупные федеральные компании в 2016 году извлекли из области чистую прибыль в размере примерно 2,8 млрд. долларов.
Не спешите листать этот «инвестиционный паспорт», там этой цифры нет. Но ее можно получить, если использовать изложенные там статистические данные.
Первый отправной момент: валовый региональный продукт (ВРП) – 1095,1 млрд. рублей. Объем отгруженных товаров и выполненных услуг несколько больше – 1418,4 млрд. рублей, но часть продукции потребляется в процессе производства и потому из ВРП исключается. Сама по себе эта цифра ни о чем не говорит, с ней можно носиться как с писаной торбой.
В ВРП включена продукция, которую жители Иркутской области потребляют сами, и продукция, которую отправляют на экспорт. Но как определить, сколько досталось иркутянам в 2016 году? Для этого надо экспорт исключить из суммы валового продукта. Есть ли экспорт? Есть – 6,4 млрд. долларов!
Интересный трюк, не правда ли? Данные даны в несопоставимых величинах, чтобы их нельзя было сравнить. Но этот фокус нетрудно обойти. В 2016 году среднегодовой курс доллара был 66,8 рублей, так что не столь трудно пересчитать все цифры в сопоставимые величины. Пересчитаем мы в доллары, чтобы пригодилось для различных международных сравнений. ВРП в долларах в 2016 году составил 16,3 млрд. долларов.
Раз у нас теперь сопоставимые величины, то можно узнать, сколько употребили на себя жители области в 2016 году – 9,9 млрд. долларов. При населении области в 2,4 млн. человек, среднее подушевое внутреннее потребление составит 4117 долларов в год. Не спешите радоваться, это не так много. Это 343 доллара в месяц или 11 долларов 40 центов в день. 761 рубль в день, если считать в отечественных, деревянных.
Теперь мы посмотрим соотношение экспорта и импорта, которые даны в долларах. Экспорт, как уже говорилось, составил 6,4 млрд. долларов, а импорт – 1,04 млрд. долларов. Область, получается, много зарабатывает на внешней торговле, 5,4 млрд. долларов.
Однако, и тут тоже не спешите радоваться. Практически все экспортеры в Иркутской области являются собственностью крупных компаний федерального уровня, и местного бизнеса среди них нет. Потому 5,4 млрд. долларов – это их доход, а не местный.
Часть экспортных доходов, конечно, отправляется на капиталовложения, то есть, собственно, инвестиции. Усиленный экспорт как раз и делается для того, чтобы выручить средства для последующих инвестиций. И что же нам говорит «инвестиционный паспорт»? Снова та же шарада – 258,4 млрд. рублей! В долларах по среднему курсу 2016 года будет 3,8 млрд. долларов.
Но это еще не все. В «инвестиционном паспорте» в кучу свалено все подряд, и крупные инвестиции федеральных компаний, и государственные вложения, и вложения местного бизнеса. Можно примерно подсчитать долю инвестиций крупных компаний, поскольку в расшифровке дан объем инвестиций в добычу полезных ископаемых, в транспорт и связь, и обрабатывающие производства, в производство электроэнергии, газа и воды. Вместе эти статьи дадут 174,8 млрд. рублей или 2,6 млрд. долларов. Вот примерно столько крупные компании федерального уровня вложили обратно в область из своих экспортных доходов. Тогда их доход от экспорта составил 2,8 млрд. долларов.
В «инвестиционном паспорте» есть интересная страничка, посвященная малому и среднему бизнесу. Забавное то, что в ней составители постеснялись суммировать оборот и вложения малого бизнеса. Но мы не гордые, сложим сами. Оборот у них составил 502,9 млрд. рублей, а инвестиций они сделали на 1,9 млрд. рублей или на 28.4 млн. долларов. 0,7% от общей суммы инвестиций в 2016 году – вот вклад местного малого и среднего бизнеса! Разумеется, что столь скромные итоги надо спрятать, а побольше написать о льготах и преференциях.
В мае 2017 года министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский заявил, что доля малого и среднего бизнеса в ВРП области составляет 26%, что соответствует 284,7 млрд. рублей (4,2 млрд. долларов). Поскольку малый и средний бизнес в области мало что экспортирует, почти вся его продукция идет на внутренние нужды, и тогда эта отрасль обеспечивает 42% от внутренних потребностей.
И что из всего этого следует? Следует немаловажный вывод: область Иркутская в основном работает «на дядю», то есть на крупные федеральные компании. «Дядя» внакладе не остается, и кладет себе в карман солидную прибыль. И чтобы не возникало всякой там областнической агитации, еще скажу, что область без «дяди» прожить не может. Возможностей местного бизнеса не хватит, чтобы закрыть и половину внутренних потребностей, вовсе не отличающихся размахом. Проживание области обеспечивается тем, что «дядя» (точнее, целое их сообщество) платит местному населению за труды по выгребанию ресурсов.
Вот такие выводы получились из «инвестиционного паспорта».
Фото: i-travel.md
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!