"Гринпис" оставит без воды 300 тысяч человек?

Над Иркутской областью нависла нешуточная опасность. 300 тысяч человек могут остаться без воды. Напомним, речь идет о регионе, который лидирует не только по запасам леса, но и по объемам чистейшей в мире воды.

Вот такой парадокс. И этот парадокс - в борьбе международной организации "Гринпис" с энергетиками.

Как известно, Байкал в последние годы переживает маловодный период. Это естественный процесс, который случается примерно каждые 40-50 лет. Никакого принципиального вреда озеру маловодье не приносит. Тем не менее продолжающееся маловодье позволило экологам устроить настоящую истерику и начать атаку на Иркутскую ГЭС.

По мнению экологов, после постройки Иркутской ГЭС Байкал по сути превратился в ее водохранилище, а ГЭС якобы регулирует уровень Байкала. Это прямая ложь.

Действительно, после постройки Иркутской ГЭС за счет повышения водного базиса уровень Байкала поднялся примерно на метр. Что привело к определенным проблемам, в первую очередь с кормовой базой омуля. Однако в 50-е годы XX века эти вопросы мало кого волновали.

Байкал - достаточно устойчивая экологическая система. С течением времени он вернулся в состояние равновесия, кормовая база омуля восстановилась.

Истерику по поводу снижения уровня Байкала начал еще в 2014 году глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Его категорически поддержал бурятский замминистра природных ресурсов Лбов. Для начала Лбов заявил, что "без воды могут остаться 27 тысяч человек". Через неделю эта цифра странным образом превратилась в 70 тысяч человек. Сам Наговицын и прикормленные им ученые плакались по поводу якобы "пересохших колодцев" на восточном берегу Байкала.

История про колодцы оказалась ложью. Ни один человек на берегу Байкала не остался без воды. Тем не менее тема муссировалась до 2016 года. В феврале 2016 года член Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов заявил, что главный виновник резкого падения уровня Байкала - иркутские гидроэнергетики. Его поддержал директор Байкальского института природопользования СО РАН Ендон Гармаев.

Цель, с которой бурятские власти столь агрессивно набросились на иркутских энергетиков, не является тайной. Бурятия получает колоссальные средства из федерального бюджета на охрану и защиту Байкала. Чем громче в Бурятии кричат об опасности, угрожающей Байкалу, - тем больше этих средств поступает сначала в бюджет республики, а затем в карманы всех причастных.

Фотограф: Дмитрий Таевский © Фотобанк Бабра

В 2017 году эту атаку поддержали и экологи "Гринпис". В частности, они распространили заявление, в котором написан откровенный антинаучный бред. Приведем несколько цитат:

"...диапазон колебаний уровня воды в нём (в Байкале) регулируется искусственно";

"Иркутская ГЭС использует из Байкала столько воды, сколько требуется для получения электроэнергии";

"для хозяйства и энергетики по этой же причине воды требуется всё больше";

"Когда уровень воды падает: — на прибрежных территориях снижается уровень воды в колодцах; — мелководные территории высыхают, а именно там кормится молодь омуля — в результате рыба погибает".

Давайте вспомним школьную физику. Что такое Байкал? Это гигантский резервуар пресной воды. В год в Байкал поступает 63,5 кубокилометра воды в год - через впадающие реки и осадки. Через исток Ангары в секунду протекает 1855 кубометров воды, что составляет 58,4 кубокилометра в год.

Ровно столько же воды протекало через исток Ангары и ДО постройки Иркутской ГЭС. Кто хоть раз был в поселке Листвянка, тот видел, что исток Ангары - это узкая щель в скале. Через нее в принципе не может пройти больше воды, чем проходит сейчас.

Максимальная пропускная способность Иркутской ГЭС - 75 кубокилометров в год. Это объем, который ГЭС может пропустить через себя, если будет работать 24 часа в сутки и 365 дней в году. Чего не бывает никогда - так как турбины постоянно находятся на профилактическом ремонте.

Сколько протекало воды через то место, где сейчас стоит Иркутская ГЭС, до ее строительства? Около 60 кубокилометров в год. Это тот объем, который протекает через исток Ангары, плюс объем рек, впадающих в Ангару на участке между Листвянкой и Иркутском. После строительства ГЭС какой объем протекает через Иркутскую ГЭС? Правильно, все те же 60 кубокилометров в год.

Если вообще убрать Иркутскую ГЭС, то не произойдет ровным счетом ничего. Уровень Байкала опустится всего на метр - на тот уровень, на котором он был до 1954 года. И все. Больший объем воды из Байкала не сможет уйти из-за рельефа местности, по которой протекает Ангара. Тем не менее "Гринпис" утверждает, что в случае увеличения разрешенного стока через ГЭС случится настоящая катастрофа.

Между тем катастрофа ждет как раз города Ангарск, Усолье, Свирск, Черемхово, находящиеся ниже Иркутской ГЭС. За счет снижения уровня Байкала соответственно снижается и сброс через Иркутскую ГЭС. Уровень реки Ангара ниже Иркутска стремительно падает. Все водозаборы указанных городов могут оказаться выше уровня воды. Соответственно, остановятся градообразующие предприятия, наступил полный коллапс в ЖКХ.

Именно на недопущение этой катастрофы и нацелено постановление Минприроды, разрешающее органам власти производить сбросы через Иркутску ГЭС. А вот зачем "Гринпис" выступает против постановления - совершенно непонятно.

По прогнозам Росводресурсов - из-за маловодья на Байкале уровень воды в озере может упасть до 456 метров уже в декабре 2017 года. Если Иркутской ГЭС не будет разрешено увеличение сброса - около 300 тысяч человек могут остаться без воды.

Между тем естественные колебания Байкала до строительства ГЭС составляли от 455 до 456,8 метра. И иркутские ученые в голос говорят, что маловодье есть, но никакой катастрофы на Байкале нет. Вот только их голос почему-то никто не слышит.

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=167755

bytes: 6636 / 5862

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2229 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Чёрные лесорубы побеждают: что происходит в лесах Иркутской области

Незаконные вырубки лесов стали настоящим бичом для Иркутской области. И в этом контексте власти не устают рапортовать об успехах в лесовосстановлении.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

5311

20.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6066

18.11.2024

Ртуть в 100 раз выше нормы: Усольехимпром – долгострой экологической катастрофы

Когда-то «Усольехимпром» был флагманом химической промышленности, а сегодня его токсичное наследие стало символом бесконечного потока обещаний, растущих бюджетов и коррупции. Прошло более 30 лет с тех пор, как этот гигант превратился в одну из самых опасных экологических зон России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

8835

14.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16495

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8009

12.11.2024

«Не дышится!» – иркутяне снова жалуются на едкие выбросы в Первомайском районе

В Иркутске жители Первомайского вновь обеспокоены проблемой загрязнения воздуха. 1 ноября 2024 года горожане сообщили о неприятных запахах и едких выбросах, которые буквально повисли в воздухе над районом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

10932

05.11.2024

Круглов и люди: объясните разницу, господа налоговые эксперты!

Конечно, трудно судить о налоговой системе, не будучи профессионалом в этой области. Но думается, не будет ошибкой утверждать, про процветающее предприятие должно вносить ощутимый вклад в благополучие территории, на которой оно действует.

Георгий Булычев

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск

11499

29.10.2024

Сосновый лес в Тайшете под угрозой: кто виноват?

В Тайшете на лицо одна из самых досадных и шокирующих ситуаций. Сосновый лес на выезде в сторону посёлка Сельхоз-10 превращается в свалку. Место, которое когда-то было оазисом свежего воздуха и уединения, теперь завалено мусором.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск

9172

28.10.2024

Эн+ собрал 186 тонн мусора: волонтеры очистили Россию в рамках акции «360»

Российский энерго-металлургический холдинг Эн+ в 14-й раз провел волонтерскую акцию «360». С мая более 5 тысяч волонтеров из различных регионов России, от Нижнего Новгорода до Забайкалья, собрали свыше 186 тонн мусора.

Ярослава Грин

ЭкологияИркутск Россия

11476

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11571

24.10.2024

Борьба с отходами: проблемы с несанкционированными свалками в Иркутской области

В Иркутской области активно реализуются меры по улучшению обращения с твердыми коммунальными отходами. Одним из значимых шагов в этой области стало открытие первого современного комплекса по обезвреживанию отходов в Катангском районе.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

18030

23.10.2024

От отходов к ресурсам: как Иркутская область будет бороться с миллионами тонн золошлаков

Правительство региона и Национальная ассоциация развития вторичного использования сырья подписали меморандум о сотрудничестве. Губернатор Игорь Кобзев и гендиректор АРВИС Ирина Золотова встретились в Братске, чтобы обсудить, как можно избавиться от огромного количества золошлаковых отходов.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

10355

22.10.2024

Лица Сибири

Салацкая Диана

Поздняков Андрей

Юзвак Светлана

Бурлаков Александр

Иванец Вячеслав

Кобенков Анатолий

Шишкина Юлия

Козырский Олег

Килин Владимир

Свистелин Кирилл