Глаза и уши советского руководства
Так в свое время стали называть 8 радиолокационных станций, развернутых по периметру границы СССР.
В 1976 году в Совестком Союзе появилась система предупреждения о ракетном нападении, которая позволяла контролировать все, а не только ракетоопасные направления.
Она состояла из 8 радиолокационных станций. Три находились в России - Мурманск, Иркутск, Печора. В Белоруссии - Барановичи, в Казахстане - Балхаш. Две станции в Украине - Севастополь и Мукачево, и Габала в Азербайджане.
Первый сигнал о ракетном нападении на страну должен поступать с военных спутников. Это своего рода передний край обороны. Однако у него два минуса. Первый - высокая вероятность ошибочных данных. Второй минус проявился уже после распада СССР. Россия оказалась не способна поддерживать свою космическую группировку на уровне советских военных стандартов. Не хватает средств. Поэтому основная нагрузка по раннему предупреждению руководства страны о запусках межконтинентальных баллистических ракет на потенциально опасных направлениях ложится на радиолокационные станции. Радары давали и дают время для политического решения о нанесении ответного удара. Максимальная дальность по обнаружению ракеты Габалинской станцией 7 тысяч 200 километров.
За каждой из 8-ми станций закреплен свой сектор обзора. Габала следит за регионом Персидского залива. Во время "Бури в пустыне" в 1991 году она фиксировала все пуски иракских СКАДов. Россия не может позволить себе потерять ее сейчас. Во-первых, без Габалы противоракетная оборона ослепла бы на целом направлении. Во-вторых, именно к южному сектору сейчас проявляют особый интерес участники переговоров по общеевропейской системе ПРО - альтернативы американской, о создании которой заявил Джордж Буш.