Новочунская безнадёга

В посёлке Новочунка Чунского района Иркутской области уже несколько лет не могут построить школу. В разные времена в процесс включались высокие чиновники, общественники, журналисты. Стройка уже несколько раз начинала бурно кипеть, но потом так же резко замирала.

Сейчас, в самый разгар строительного сезона, по площадке, где всё никак не может вырасти красивое трёхэтажное здание, бегают собаки и выгуливаются коровы. А дети тем временем ютятся в полуразвалившихся казармах, где, того и гляди, на головы рухнет потолок. Назвать эти хибары вторым домом для более чем 250 новочунских ребятишек язык не повернётся даже у отчаянного циника.

На этой стройке одни люди сколотили свой материальный капитал, другие – политический. Например, для Натальи Дикусаровой, нынешнего вице-спикера Законодательного собрания Иркутской области, эта спекулятивная тема стала пропуском в действующий созыв областного парламента.

Но давайте обо всём по порядку.

ПОЖАР

Пожар в школе посёлка Новочунка возник в ночь на второе декабря 2005 года. Как вспоминают местные жители, в эти дни стоял лютый мороз. В такой холод в народе издревле принято вдвойне бдить за каждым угольком и даже искоркой. Чтобы, не дай Бог, где-то что-то не вспыхнуло. Но звёзды над школой, по-видимому, сошлись как-то не так.

Когда заполыхало, народ со всех концов села кинулся к школе. Одни прибежали просто поглазеть, другие активно участвовали в спасении имущества. Торопливо из объятий огня выдёргивали стулья, книги, классные журналы. В общем, всё, что попадалось на глаза, тут же швыряли прямо в сугробы.

До сих пор учителя с большой жалостью вспоминают погибший в огне прекрасный школьный музей. Теперь от него остались лишь воспоминания. Такой материал нам уже никогда не собрать, - говорят педагоги.

Зато спасли новый компьютерный класс. Потом, правда, технику пришлось ремонтировать.

Пожарные приехали быстро, но это тушению огня не особо помогло. На глазах людей школа сгорела дотла. И только благодаря спешно примчавшемуся пожарному поезду из Тайшета удалось спасти здание, в котором занимались и продолжают заниматься по сей день учащиеся младших классов.

А от основной школы, построенной в 1977 году хозспособом, остался только старый фундамент и кирпичный пристрой. В этом пристрое были фойе и раздевалка, а на втором его этаже – пара кабинетов.

Следствие недолго копалось в причинах случившегося. Виновника нашли сразу. Им оказалась сторож, дежурившая в ту ночь. Причиной пожара традиционно назвали неосторожное обращение с огнём. Якобы сторож в ту ночь вoткнула окурок в какую-то щель в стене, после чего всё и заполыхало. Женщину сразу уволили, а вскоре она вовсе уехала из Новочунки.

Людская молва, конечно, с официальной точкой зрения на случившееся не согласна.

Есть мнение, что в ночь, когда случился пожар, та самая сторож в школе была не одна. Якобы она устроила там кабак: собрала толпу, которая пила-курила. И кто-то забросил окурок в угол.

А ещё говорят, что возгорание произошло из-за того, что в преддверии пожара завуч оставила в своём кабинете включённый обогреватель. После случившегося, по случайному стечению обстоятельств, женщина уволилась и тоже уехала из посёлка.

35 учителей и более 250 учеников остались у разбитого корыта. Для всех сразу стало очевидным: спасти ситуацию может только строительство новой школы.

И стройка закипела. Не сразу, конечно, а лишь через несколько лет. И превратилась в долгострой…

ПРИСПОСОБИЛИСЬ К РУИНАМ

Сегодня школа в Новочунке представляет собой крайне унылое, угнетающее зрелище. В трёх разваливающихся корпусах дети набираются ума-разума, учатся доброму и вечному. Это происходит несмотря на то, что по школьным постройкам уже давным-давно горькими слезами плачет бульдозер.

В течение недели после того, как сгорела школа, учителя вместе с родителями приспосабливали уцелевший вспомогательный корпус к тому, чтобы начать в нём учебный процесс. В этом корпусе прежде располагались спортзал, трудовые мастерские, актовый зал, классы для групп продлённого дня.

Жизнь заставила сюда втиснуть всё остальное. И на начальном этапе уроки, например, английского языка, проходили в трудовых мастерских.

Во втором корпусе, где учится малышня – учащиеся первого-второго-третьего классов – после пожара тоже возникли неприемлемые условия. Потолки провисли, несущие балки разошлись. Потому что во время тушения огня деревянное строение залили водой, и по приходу весны собравшийся на чердаке лёд стал активно таять. Не нужно быть великим экспертом и обладать специальными знаниями, чтобы утверждать: в любой момент в здании может случиться обрушение. Произойди это ночью - и Бог с ним. А если днём, когда в кабинетах и коридорах полным-полно ребятни? А если кого-то придавит?

Есть у школы и третий корпус, в котором дела обстоят ненамного лучше. Здание, построенное в 1985 году, более двадцати лет занимал межшкольный учебно-производственный комбинат. А потом, уже после пожара, УПК не смог отвоевать лицензию, подтверждающую законность его деятельности, ввиду чего был закрыт.

Строение передали школе. Правда, руководство образовательного учреждения не спешило часть учебного процесса переносить в него.

Пару лет это здание использовали под склад. А потом там поселились строители; те самые, что занимались возведением школы, да так и не возвели. И ладно бы, если б там жила стабильная бригада, от которой хоть какой-то толк есть! Но ведь кого туда только не заносило! И иностранные гастарбайтеры, и странные люди в наколках, и даже откровенные наркоманы. Целый калейдоскоп лиц, к которым работники школы даже и привыкать-то не успевали. Два года они там жили, как в гостинице: спали, готовили, стирали… Туда же и девок водили.

Более 250 новочунских ребятишек занимаются в полуразвалившихся бараках. А учителя уже десять лет мечтают о новой школе.

Более 250 новочунских ребятишек занимаются в полуразвалившихся бараках. А учителя уже десять лет мечтают о новой школе.

Школьному коллективу приходится пришивать к старому кафтану новые пуговицы: собственными силами и за счёт собственных средств они делают в трёх старых школьных корпусах косметический ремонт. Денег на это им не дают: мол, вам же строят новую школу!

Школьному коллективу приходится пришивать к старому кафтану новые пуговицы: собственными силами и за счёт собственных средств они делают в трёх старых школьных корпусах косметический ремонт. Денег на это им не дают: мол, вам же строят новую школу!

Это вовсе не уцелевшее фото из школьного исторического музея. Снимок сделан в нашем с вами 21 веке - 4 июня 2015 года.

Это вовсе не уцелевшее фото из школьного исторического музея. Снимок сделан в нашем с вами 21 веке - 4 июня 2015 года.

Горбатые потолки, волнистые стены... В любой момент это всё может рухнуть на головы детей и учителей.

Горбатые потолки, волнистые стены... В любой момент это всё может рухнуть на головы детей и учителей.

Продолжение следует...

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=136355

Bytes: 8440 / 6403

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Скандалы" (Иркутск)

Инсайд. На пути к краху или кто спасет Дорожную службу

Ситуация, которая развернулась вокруг госпредприятия «Дорожная служба Иркутской области», вызывает опасения недвусмысленного характера.

Ярослава Грин

СкандалыПолитикаИркутск

19863

17.01.2025

Больница в Братском районе: когда глава – мачеха

В октябре 2024-го стало известно, что на электронный аукцион на завершение строительства здания больницы в селе Тангуй Братского района никто не вышел. Власти региона готовы были направить на достройку свыше 335 миллионов рублей.

Георгий Булычев

СкандалыПолитикаОбществоИркутск

14125

09.12.2024

Архитектурный геноцид: кто стоит за сносом исторического наследия?

Продолжает закручиваться интрига вокруг спешного исключения из реестра памятников культурного наследия нескольких сотен зданий Иркутской области.

Лилия Войнич

СкандалыНедвижимостьКультураИркутск

22803

27.11.2024

Неволя авиастроителя. Этот жилой комплекс – кого надо жилой комплекс?

Жилой комплекс «Иркут» в Иркутске-2 рекламируют все более активно: появились платные публикации в крупных информационных ресурсах Иркутска. Авторы, пользуясь случаем, привлекают потенциальных покупателей жилья тем фактом, что объект предназначен именно для авиастроителей.

Георгий Булычев

СкандалыНедвижимостьОбществоИркутск

4044

26.11.2024

Быть или не быть – и все же все еще вопрос для «Пионера»

Радостная новость о признании незаконными планы застройки территории бывшего стадиона «Пионер» при более внимательном рассмотрении теряет свой блеск. Ведь на самом деле в затяжном судебном процессе все еще не поставлена точка.

Глеб Севостьянов

СкандалыНедвижимостьПолитикаИркутск

21867

10.10.2024

Телеграм Иркутска за неделю: авария в Байкальске, сорванное досрочное голосование и арест Асалханова

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов со 2 по 9 сентября включительно. Коммунальный коллапс в Байкальске Город на берегу Байкала в ночь на второе сентября оказался лишен водоснабжения.

Глеб Севостьянов

СкандалыПолитикаЖКХИркутск

17109

10.09.2024

Горбатое коварство – как подставили Минулина

В первый день июля новостные ленты сообщили о возбуждении уголовного дела в отношении главы Смоленского МО Иркутского района. На фоне непрерывных посадок глав поселений и даже мэров городов к таким новостям в Прибайкалье привыкли.

Ярослава Грин

СкандалыПолитикаИркутск

52618

19.07.2024

Иркутский цирк: факир был пьян, и фокус не удался

Ремонт Иркутского госцирка встал колом. В 2020 году сулили завершить «масштабную реконструкцию» за один миллиард и 90 миллионов рублей к концу 2024-го, но этого точно не случится. Здание, в том же 2020-м закрытое из-за аварийного состояния, ошалело смотрит на город пустыми глазницами окон.

Георгий Булычев

СкандалыОбществоИркутск

8614

18.07.2024

Общественный терроризм, или гнилое яблоко раздора в Хрустальном парке

Больше двух лет поселок Хрустальный парк (входит в состав Ушаковского МО Иркутского района) раздирает война противоречий. Инициативная группа жителей (как они сами себя называют) проводит массовую информационную атаку против компании «Востсибстрой Девелопмент» и лично ее руководителя.

Ярослава Грин

СкандалыРасследованияИркутск

39092

05.06.2024

Прививка в тыл министру Модестову

Скандал с региональным минздравом в главной роли разгорелся в Иркутской области на прошлой неделе. После того, как в распоряжение журналистов и общественности попал циркуляр от 6 мая, подписанный заместителем министра здравоохранения Александром Селедцовым.

Георгий Булычев

СкандалыОбществоПолитикаИркутск

24064

20.05.2024

Коммунальный шантаж в Байкальске: наведет ли власть порядок?

На прошлой неделе внимание федеральных СМИ было приковано к Байкальску. Сразу несколько федеральных телеканалов заинтересовались непростой ситуацией в сфере ЖКХ этого города на юге Байкала, которому в скором времени предписано стать первым эко-городом.

Алексей Костин

СкандалыОбществоЭкономика и бизнесИркутск

32903

27.02.2024

Телеграм Иркутска за неделю: аресты Ильичева и Сендзяка и бессилие министерства сельского хозяйства

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 19 по 26 февраля включительно. «Слюдянский треугольник» лишился одной из сторон Глава города Слюдянка Владимир Сендзяк был осужден на условный срок по делу о превышении должностных полномочий.

Глеб Севостьянов

СкандалыПолитикаБратья меньшиеИркутск

35478

26.02.2024

Лица Сибири

Орачевский Евгений

Сальников Андрей

Сотников Руслан

Негодайло Алексей

Некрасов Андрей

Творогова Елена

Ташкинов Владимир

Ножиков Юрий Абрамович

Слипенчук Михаил

Ильичев Виктор