Артур Скальский

© Babr24.com

ИркутскИркутск

11281

07.11.2014, 00:50

Иркутск: Качественный рывок вперед и технологии «на экспорт»

Это фантастическое по своей оптимистичности интервью мэр Иркутска дал агентству "Регнум" 6 ноября 2014 года.

Судя по всему, несчастный градоначальник, подверженный в последнее время влиянию разнообразных аферистов от инноваций, и сам искренне верит в то, что говорит. Тем не менее, это интервью как минимум следует сохранить для истории.

Мы сознательно не комментируем перлы Кондрашова: у человека впереди выборы, и за пиар наверняка уплачено. Хотя, безусловно, приписывать себе заслугу в строительстве дорог за счет регионального бюджета может или не очень умный, или очень самонадеянный человек.

"Dimitte illis, non enim sciunt, quid faciunt."


— Виктор Иванович, в конце октября Институт территориального планирования «Урбаника» представил Интегральный рейтинг ста крупнейших городов России 2014. По итогам 2013 года Иркутск занял 16 место, поднявшись за год на 17 пунктов. Как удалось добиться такого качественного рывка?

— Результат есть там, где отлажена системная планомерная работа, где есть четко поставленные цели и задачи. В 2012 году в Иркутске принята Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года, на ее основе сформирована Программа комплексного социально-экономического развития Иркутска (ПКСЭР). В ПКСЭР одной из целей стоит — войти к 2019 году в 10 лучших городов России по рейтингу института «Урбанистика». На момент написания Стратегии в рейтинге за 2010 год Иркутск занимал 50 место. В рейтинге за 2013 год — 16 место.

В Стратегии мы четко обозначили цель — «Иркутск — город для жизни», прописали в ПКСЭР инструментарий достижения цели, на основе ПКСЭР приняли 19 долгосрочных программ, где обозначили конкретные мероприятия по достижению цели. С 2012 года впервые стали формировать бюджет города сразу на три года и по программно-целевому принципу. Кстати, Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года вошла в семерку лучших стратегий страны согласно конкурсу «Лучшая муниципальная стратегия», организованного министерством регионального развития РФ совместно с министерством экономического развития РФ.

— Есть еще позиции, по которым Иркутск опережает другие города России? К примеру, Иркутск входит в «большую тройку» деревянных городов России (Иркутск — Томск — Вологда). Что делается в Иркутске для сохранения уникального деревянного наследия?

— Для Иркутска тема сохранения архитектурного деревянного наследия очень актуальна: в нашем городе более 1000 памятников и с каждым годом часть из них безвозвратно уходит. Реставрировать за счет бюджета города — слишком дорого. За счет собственника практически невозможно: до недавнего времени был закон, но не было эффективного механизма, который обязывал бы владельца следить за состоянием дома-памятника. Да и не под силу это многим жильцам. После многолетних поисков выход был найден — привлечение инвесторов.

В 2012 году администрация города учредило Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Его цель — привлечение инвесторов, юридическое и документальное сопровождение процесса передачи здания и реставрации, контроль за соблюдением всех норм и требований. Если быть точными — сначала реставрация, и только потом передача его в собственность инвестора. Такой расклад исключает возможность, что инвестор после получения памятника в собственность откажется от своих обязательств или с домом неожиданно случится, например, пожар и на месте бывшего памятника вырастет совершенно другое здание из стекла и бетона. Только после реставрации инвестор получает объект в собственность и может использовать его по своему усмотрению.

АРПИ передано 32 ветхих и аварийных объекта культурного наследия. На конкурсной основе заключено 12 договор с инвесторами, 7 домов готовятся к выставлению на торги, три усадьбы АРПИ восстанавливает за счет собственных средств. Первая ласточка АРПИ — дом «Усадьба Жарникова» на улице Горького,34 вот-вот готов к открытию.

Опытом АРПИ заинтересовались в Москве: министерство культуры РФ взяло наработки иркутян для создания концепции «Зеленый коридор для инвесторов». По такому принципу могут реставрироваться старинные усадьбы в Москве и других городах страны.

— Знаем, что еще один иркутский проект, касающийся развития застроенных территорий, получил высокую оценку на общероссийском уровне.

— С 2012 года в Иркутске реализуется проект развития застроенных территорий. Суть проста — администрация города определила 43 участка ветхого и аварийного жилья, которое не представляет ни исторической, ни архитектурной ценности. Участки выставляются на аукцион, где любой желающий инвестор может его приобрести, чтобы потом за свои средства расселить жильцов, снести старые дома и на этом месте возвести новое. На первый взгляд, казалось бы, нет ничего проще. Но вот только многие города пытались реализовать похожие проекты, а получилось пока только у иркутян. На конкурсной основе заключено уже 4 договора развития застроенных территорий. В этом году инвесторам будет предложено еще 3 площадки.

На первом участке проекта — в районе улиц Депутатская-Лыткина-Зверева было 39 старых двухэтажных бараков. Теперь на этом месте 12 многоэтажных блок-секций. И строят еще.

Конечно, в реализации проекта очень много сложных моментов. Учитывайте, что делается это впервые, поэтому многие механизмы отрабатываются в режиме онлайн. Пока отыграны только четыре участка. Думаю, что многие строительные компании ждут результата «пионеров» этого проекта. Надеюсь, экономически это окажется выгодным и проект получит широкое развитие. А значит, и иркутяне, живущие сейчас в ветхих домах, переедут в современные квартиры.

Иркутский проект застроенных территорий был представлен на конференции «Проблемы современного градостроительства», проводимой Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Опыт иркутян был оценен как «поразительный и заслуживающий применения в других городах страны».

— Виктор Иванович, какое событие Вы назвали бы главным в 2014 году?

— Закрытие китайского вещевого рынка в центре Иркутска. Проблема рынка, который иркутяне окрестили «шанхайка», одна из самых болезненных. В начале 90-х рынок стихийно появился в самом центре города. Со временем торговля разрослась и поглотила несколько городских кварталов. Стоит ли говорить о сопутствующих явлениях этой торговли? Антисанитария, ужасный внешний вид, подпольные увеселительные заведения, сомнительный общепит. Безобразный нарыв на теле Иркутска, шокирующий гостей города, являющийся предметом постоянной критики горожан. Бороться с рынком пытались неоднократно. Бесполезно. Миллиардные обороты теневого рынка делали свое дело. Потребовался не один год, чтобы подготовиться к решающему удару.

Весной этого года совместно с правоохранительными органами, миграционной службой, пожарной инспекцией и другими ведомствами мы стали проводить ежедневные рейды против несанкционированной торговли на рынке «шанхайка». Сопротивление было огромным, но только объединив усилия, мы смогли навести там порядок. Все службы сработали как никогда хорошо, и нам удалось сломить многолетнее сопротивление собственников земельных участков (а среди них были и представители властных структур), которые не хотели ничего менять. Такой подход я называю государственным.

Параллельно шла работа по созданию нового концепта развития этой территории. Сибирской лаборатории урбанистики мы заказали масштабный концептуальный проект развития территории 11 исторических кварталов на площади в 42 га. Рабочее название проекта «Торговая ось Иркутска». Это пешеходный торговый, туристический маршрут, который проходит по всему центру Иркутска, соединяя крупные торгово-развлекательные, исторические, культурные объекты Иркутска. Территория рынка «шанхайки» также включена в эту ось, но на качественно новом уровне — как цивилизованная торговля. Вместо неопрятного контейнерного «города в городе» мы получим стильный, современный, красивый, респектабельный район.

В октябре состоялась публичная презентация проекта. На нее мы пригласили всех, кому принадлежат земельные участки. И впервые за много лет мы услышали от них аплодисменты и высокую оценку нашей работы. В этом я вижу главное предназначение администрации города — предложить людям идею, юридически и документально сопровождать процесс, выступить гарантом того, что ни чьи интересы не пострадают. То есть создать условия для инвесторов и в результате получить новое городское пространство. Сроки реализации проекта — минимум 4 года. Начать строительство планируется в 2015 году.

— Одна из острых проблем и Иркутска, и других крупных городов — нехватка детских садов. Когда столица Восточной Сибири избавится от очередей в детсады?

— К 2016 году во исполнение «майских указов» президента решим задачу. Способов несколько. Во-первых, много строим. Только в этом году работа идет на 8 (!) площадках. Это четыре детских сада и четыре пристроя к зданиям уже существующих детских садов. Пристрои — это одно из ноу-хау Иркутска. По сути это полноценные детские сады на 140 мест. Но по времени их строительство идет быстрее, так как уже есть сети, есть участок.

На следующий год запланировано строительство 8 детских садов и 10 пристроев. Но пока не принят областной бюджет, мы не можем говорить о софинансировании. Есть тревожные ожидания, что возможно, придется сократить объемы строительства, так как городскому бюджету в одиночку не осилить такой объем строительства.

Во-вторых, стимулируем создание частных детских садов. К примеру, в прошлом году при поддержке администрации города Иркутска открылся первый «студенческий» детский сад.

Фото: Андрей Савченко

— Вы затронули тему взаимодействия с правительством Иркутской области. Ходит много кривотолков о ваших взаимоотношениях с губернатором, якобы вы постоянно конфликтуете. Прокомментируйте, пожалуйста, как Вы работаете с областной властью.

— Именно кривотолков. И Сергей Владимирович Ерощенко, губернатор Иркутской области, и я неоднократно подчеркивали, что наши отношения конструктивны. Конечно, в процессе работы возникает много сложных моментов. Но они всегда цивилизованно решаются. Вернемся к теме детских садов. Приведу такой пример. В Иркутске до недавнего времени катастрофически не хватало дошкольных учреждений: областной центр входит в десятку самых «рожающих» городов страны. Мы обозначили строительство детских садов — приоритетом №1. И область нас поддержала. С 2011 года в областном центре построено и реконструировано 17 дошкольных учреждений. Большинство из них возведено на паритетных началах.

— А школ в Иркутске достаточно? Ведь через несколько лет «бэби-бум» из детских садов перекочует в школы.

— Мы начали наш разговор с вопроса о Стратегии развития Иркутска и других основных документах, где четко обозначены цели нашей работы, инструменты ее достижения, ожидаемые результаты. Такой системный подход — принципиальный момент нашей работы. Мы четко обозначили приоритеты работы, основные точки приложения усилий. Была определена неофициальная концепция «роддом — детский сад — школа». Шаг за шагом мы уверенно идем к намеченной цели — здоровое, образованное подрастающее поколение. В декабре 2013 года в Иркутске открылся новый родильный дом. Его возведение обошлось городской казне в более чем 1 млрд рублей, но он был необходим Иркутску. Когда я в 2011 году увидел, что беременные женщины лежат в коридорах, потому что роддом не справляется с такой нагрузкой, то сразу принял решение — все остальные проблемы могут подождать, но оставлять мам и малышей в таких условиях недопустимо. На сегодняшний день по примененным технологиям и оснащению новый роддом — лучший перинатальный центр в Сибири. Второй шаг концепции — детские сады — как видите, тоже выполняем. И приступили к реализации третьего шага — строительство школ. В 2012 году на месте старого здания школы №21 построено новое, современное. Сейчас практически готов проект школы на улице Багратиона на 900 мест. В конце следующего года планируем начать строительство начального блока школы №66. Определен участок в новом строящемся 6-м микрорайоне Ново-Ленино: здесь появится самая крупная школа в Иркутске, построенная с совершенно новым, модульным подходом. Каждый из четырех модулей при необходимости может быть отдан под детский сад или начальную школу. В здании также будет два больших спортзала. В другом новом строящемся микрорайоне «Союз» решено построить здание для лицея ИГУ. Это одно из лучших учебных заведений Иркутска. К сожалению, лицей не имеет до сих пор современного здания.

— А как решается вопрос с кадрами в новых детских садах и в дальнейшем в новых школах?

— Я много встречаюсь с трудовыми коллективами, в том числе с учителями: и со стажистами, и с теми, кто только что пришел работать. Основная проблема, которую озвучивают педагоги — жилье. В 2012 году мы построили первое «учительское общежитие». Квартиры (а это именно полноценные квартиры с собственной кухней, санузлом) получили 35 семей педагогов. Сейчас в Ленинском округе Иркутска строим 19-этажное малосемейное общежитие для бюджетников. Считаю, что на первом этапе предоставление общежития поможет молодым специалистам встать на ноги, накопить денег на первоначальный взнос и вступить в муниципальную программу «Молодым семьям — доступное жилье». Кстати, в октябре мы вручили ключи 1000-му участнику этой программы.

— Для большинства российских городов дороги — это проблема №1. Как она решается в Иркутске? Ремонтируются ли внутриквартальные проезды?

— В 2014 году капитально отремонтирована улица Мира (300 млн рублей из областного бюджета, 49,8 — из городского бюджета), начался капитальный ремонт улицы Напольная (183 млн рублей из областного бюджета, 10,6 млн — из городского). Приведено в порядок около 150 дворов на сумму 265 млн рублей. И в прошлом, и позапрошлом году сумма на ремонт дворов были примерно такая же. На ремонт дорог большими картами направлено 150 млн рублей. Это очень эффективный способ. Он на порядок дешевле, чем капитальный ремонт, но позволяет лет пять продержаться. Я часто привожу в пример аналогию. При распределении семейного бюджета деньги в первую очередь тратятся на то, что не может подождать, а уж потом на все остальное. Так и городской бюджет. Мы расставили приоритеты: самое главное для нас — дети. Если упустим еще одно поколение, то никому и дороги не будут нужны. А если сейчас вложиться в образование, воспитание, развитие юных иркутян, то через несколько лет они придумают, как сделать дороги идеальными. В России две беды — дураки и дороги. Если решим первую, то они справятся со второй.

И еще один принципиальный момент — контроль за качеством выполнения работ. В 2010 году, когда я был избран мэром, мы поставили жесткое правило — «Ни рубля нерадивым подрядчикам». И действительно не оплачивали работу, пока она не была выполнена так, как нам нужно. В итоге нерадивые дорожники ушли с подрядов.

— Можно ли как-то исправить проблему автомобильных пробок в центре города, оправданы ли предложения — перекрыть центр для движения личного автотранспорта?

— Через автомобильные пробки прошли все крупные города мира. Мы изучаем опыт коллег, анализируем и применяем лучшие ноу- хау к нашим реалиям. Какие мировые тенденции приходится учитывать? 1. Расширение дорог, строительство дополнительных магистралей признано не эффективным. 2. Сокращение личного автотранспорта и улучшение работы общественного транспорта. 3. Большая пропускная способность при одностороннем движении. 4. Опыт гибкого регулирования светофоров в часы пик.

Что уже делается в Иркутске? Начали с расширения перекрестков. На практике убедились, что устройство дополнительной полосы на перекрестке повышает пропускную способность. Незатратно и очень эффективно. Всегда говорю, что освоить деньги — дело нехитрое, главное — найти способ, как при минимальных затратах достигнуть максимального эффекта. Одновременно прорабатывается новая транспортная схема Иркутска. Тут учитывается все: миграционные потоки, ведь в областной центр ежедневно на работу приезжают из прилегающих городов и поселков десятки тысяч людей, рассматривается вопрос ограничения движения в центре города. Из исторической части города будут выведены транзитные потоки. Расширяется и обновляется автопарк муниципальных транспортных предприятий. Ставка на экологически чистый электротранспорт. Только в 2013 году город приобрел 49 новых автобусов малой, средней и большой вместимости и 8 новых современных троллейбусов.

— И еще одна проблема, которая коснулась большинства российских городов — поток беженцев с Украины. Есть ли в Иркутске условия для размещения и проживания этих людей в городе?

— Всем семьям, прибывшим в город Иркутск из Украины, оперативно была оказана помощь по размещению и временной регистрации, предоставлялись консультации о прохождении бесплатного медосмотра, о получении разрешения на временное проживание и т. д.

Сибиряки, иркутяне всегда отличались особой отзывчивостью к чужой беде. В Иркутске сразу же были открыты 11 пунктов сбора гуманитарной помощи для граждан Украины. Люди приносили одежду, обувь, постельные принадлежности, подгузники, детское питание, игрушки. Более 30 жителей города Иркутска и Иркутской области предложили временное жилье для проживания семьям, прибывшим из Украины. Предприятиями города Иркутска на расчетный счет были перечислены более 4 млн рублей. Был сформирован перечень вакансий — около 3000 вакансий в Иркутске и Иркутской области. Специалисты администрации города совместно с представителями работодателей периодически выезжали в пункты временного размещения и предлагали людям трудоустройство.

— Как вы относитесь к оттоку молодого населения в Москву и другие крупные города? Что нужно сделать для того, чтобы молодежь оставалась на родине?

— Отток молодежи из родных городов — обычная общемировая практика. Так было и так будет всегда. Это природа молодости — посмотреть мир, попробовать свои силы в другом месте. Уехать из родного дома — один из механизмов взросления.

Иркутск всегда был и остается кузницей кадров для всей страны. Только представьте, каждый пятый житель Иркутска — учащийся. Система образования в Иркутске работает настолько качественного, что наши школьники без труда поступают в ведущие вузы страны и мира, а выпускники иркутских высших учебных заведений находят работу в любом городе России.

Иркутск, конечно, заинтересован, чтобы молодежь возвращалась в родной город. С новым опытом, с новыми знаниями, с желание созидать.

Что нужно современной молодежи? В современном мире работать можно удаленно, через Интернет. Поэтому решающим аргументом становится комфортная городская среда. Это, кстати, один из главных принципов Стратегии развития Иркутска.

Артур Скальский

© Babr24.com

ИркутскИркутск

11281

07.11.2014, 00:50

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=130286

bytes: 18856 / 18601

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Лица Сибири

Кнаус Олег

Стасюлевич Ольга

Степанов Павел

Семенов Вадим

Сухорученко Владислав

Николаев Максим

Швыткин Юрий

Шишмарёв Виталий

Полуэктов Михаил

Немировский Олег