Агломерация... как много в этом звуке...

Вновь всплывшая на волне политико-патриотического энтузиазма с одной стороны и предчувствия экономического коллапса с другой, тема иркутской агломерации вызвала в заинтересованных кругах сложную смесь озабоченности и веселья.

Чего ржем, балбесы?

Безусловно, попытка возвращения к идее агломерации, казалось, надежно похороненной после скандальной отставки губернатора Александра Тишанина, с позиций обывателя выглядит на редкость комично. Дело в том, что и при Тишанине всерьез в идею не верил почти никто: сама мысль о превращении утонувшего в транспортных пробках и бестолково застроенного торговыми центрами города в масштабный «миллионник» выглядела как минимум бредом сумасшедшего.

Тем не менее «разработкой» проектов агломерации занимались достаточно серьезно - и на региональном уровне, и в Санкт-Петербурге. Рожденная нетривиальным умом Алексея Козьмина концепция развития «Большого Иркутска» сулила как минимум грандиозные вливания из федерального центра, и протестовать против этого аспекта вопроса желающих не находилось. Хотя фраза «Нью-Васюки» не сходила с уст журналистов - либо в явном виде, либо завуалированно.

Однако, когда в апреле 2008 года Тишанина внезапно сняли, идея агломерации в одночасье лопнула, как мыльный пузырь. Специально созданный «под агломерацию» Фонд регионального развития еще немного потрепыхался, но затем тоже скончался. А Алексей Козьмин перешел на работу в Росатом.

Казалось, об идее забыли. Хотя на самом деле с агломерацией все не так просто, о чем мы попробуем поговорить чуть ниже.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...

Александр Тишанин, как хронический железнодорожник, носящий импозантную кличку «Шпала», видел в агломерации в первую очередь именно железнодорожный аспект. Совершенно очевидно, что при объединении даже Иркутска, Ангарска и Шелехова в один город формируется поселение, по длинной стороне превышающее диаметр Москвы. С учетом того, что к такой агломерации рано или поздно примкнет и Усолье-Сибирское, на юге Иркутской области получится самый протяженный город страны.

Уже сейчас добрая половина жителей Ангарска и Шелехова каждый день ездят на работу в Иркутск. Для ежедневных трудовых миграций используются электрички, автобусы, маршрутки и личный транспорт. Десятки тысяч людей утром едут в одну сторону, а вечером - в другую, затрачивая на дорогу в сумме от двух до пяти часов ежедневно. Примерно столько же затрачивают на дорогу жители «Большой Москвы», что превращает их жизнь в бесконечную цепь дом-дорога-работа-дорога-дом.

Безусловно, именно вопрос транспорта придется в первую очередь решать в иркутской агломерации. Тишанин и Козьмин не додумались ни до чего лучшего, чем так называемый «скоростной трамвай». От того убожества, которое сейчас называется «иркутским трамваем», это транспортное средство отличается радикально. Фактически это наземное метро - скоростное, безопасное и экологичное. Скоростной трамвай ходит по выделенной и огороженной линии, которая естественным образом реализуется либо вдоль Транссиба, либо вдоль берега Ангары (в некотором приближении это одно и то же).

Губернатор Сергей Ерощенко начал с того же самого вопроса - предложив связать аэропорт и железнодорожный вокзал скоростной рельсовой магистралью. В данном случае напрашивается надземное метро - разница с наземным всего в одну букву и в принципиально иную транспортную схему и инфраструктуру. Надземное метро проходит на значительной высоте над землей, и для его прокладки нет необходимости в радикальной перестройке транспортных схем для городских кварталов. Которые, как мы знаем, в Иркутске налеплены как попало.

Впрочем, транспорт - это всего лишь небольшая часть проблем, которые неизбежно возникнут при создании агломерации.

Агломерация или агломерация?

Еще в 2006 году разработчики агломерации понимали, что есть два способа ее формирования.

Первый способ - правильный, постепенный, логичный, но очень медленный. Это ждать естественного слияния Иркутска, Ангарска и Шелехова. Процесс этот идет, и Иркутск неизбежно сольется с Шелеховым уже лет через десять, а с Ангарском - через тридцать-сорок.

Процесс можно интенсифицировать, начав застройку пространство между городами, с одновременным формированием транспортной сети и структуры ЖКХ. Но. Несмотря на дефицит жилья в Иркутске, эти пространства на сегодня некем будет заселять. С одной стороны, жилье в Иркутске пользуется бешеным спросом - с другой, рядовое население имеет крайне низкую платежеспособность. А главное - новые квартиры не приведут к радикальному росту населения «Большого Иркутска», так как они будут приобретаться в качестве вложения капиталов, для детей, для сдачи внаем. В случае массовой застройки пространства между Иркутском и Ангарском может случиться и так, что дома будут стоять пустыми.

Один из заезжих идеологов «тишанинской» агломерации на полном серьезе рассматривал возможность масштабного завоза в Иркутск вьетнамцев и заселения ими новостроек. Вьетнамцы должны были служить дешевой рабочей силой и трудиться на развитие агломерации. Мнения самих вьетнамцев, по всей видимости, никто не спрашивал.

Агломерация первого типа неизбежно столкнется с вопросами электро- и водоснабжения. Если на электроснабжение еще как-то можно пустить энергию ТЭЦ-10 в Ангарске, то с водой и канализацией возникает серьезная проблема. Существующего водозабора уже сейчас с трудом хватает одному лишь Иркутску. Вода ниже Иркутска по течению мало пригодна для питья - полумиллионный город ее сильно загрязняет. Есть возможность брать воду из Иркута и Китоя, но резкие колебания уровня в этих реках создадут дополнительные проблемы.

Второй способ - это «с нуля» построить административный центр «Большого Иркутска» где-нибудь в районе Мегета или Савватеевки, «с нуля» проложить радиальные транспортные линии, а «старые» города оставить в качестве спальных районов. Способ хороший, но требующий масштабных первоначальных вложений и значительной политической смелости. В то же время этот способ решает массу проблем - в первую очередь проблему исторического центра Иркутска, постоянно парализованного транспортными пробками.

Собственно, бурно обсуждаемый в последний год проект «Меланка» вполне соответствует второму способу - с той лишь разницей, что предполагает не административный центр, то есть сити, а престижный жилой массив. Если Меланку превратить в административный центр «Большого Иркутска», то его развитие пойдет существенно быстрее.

Куда идем мы с Пятачком...

В любом случае, при реализации проекта агломерации нельзя обойтись без стратегического планирования. Начиная от обоснования идеи «зачем нам это надо» до тщательной проработки «как это будет».

При этом необходимо осознавать, что в любом варианте агломерация потребует совершенно неподъемных сегодня для региона финансовых вложений. Само собой, это должны будут пойти федеральные средства - а это означает, что проект необходимо «пробить» на федеральном уровне и получить под него реальное финансирование.

А на федеральном уровне мы имеет как минимум три неприятности. Это стремительно развивающийся кризис, в том числе кризис неплатежей, вымывающий все свободные деньги. Это война на Украине, которая непонятно чем закончится. И это выборы в Госдуму и сразу следующие за ними выборы Путина в президенты.

Эти три фактора могут заблокировать всю идею агломерации и отложить ее в долгий ящик. Очень долгий.

Однако даже в случае самого оптимального развития событий - то есть если вдруг завтра на сквере Кирова перевернется грузовик с ничейными золотыми слитками - нужно, повторюсь, все как следует спланировать. Подобный план - это не комар чихнул, это несколько лет работы нескольких проектных организаций. Реально ли это в городе, в котором мэр не способен сказать, что и где будет строиться завтра, и в котором ведущий проектный институт выдает вместо документации на ремонт улицы нарисованную на коленке, извините, филькину грамоту? Что-то верится с трудом.

«Позовите товарища Берию»

Подведем итог.

Агломерация нужна Иркутску, и рано или поздно она будет. О ней даже не возбраняется помечтать.

Но рассчитывать на то, что она будет в оптимистическом варианте, можно только в одном случае: если завтра в Иркутск приедет товарищ Сталин, поставит половину чиновников к стенке, а остальным строго укажет.

По всей видимости, реальная агломерация будет развиваться по наихудшему сценарию - то есть естественным способом. А главное - с сохранением в историческом центре Иркутска всей административно-хозяйственной деятельности. С сосредоточением на одном квадратном километре всех транспортных потоков, базовых торговых точек, учреждений и офисов.

Вся остальная часть агломерации так и будет ежедневно кочевать из дома на работу и с работы домой, тратя на дорогу, можно сказать, треть жизни. Торча в многочасовых пробках. Задыхаясь от выхлопа сотен тысяч автомобилей.

А жаль. Мечта была хороша.

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=128401

bytes: 8917 / 8882

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Таевский, независимый журналист.

На сайте опубликовано 123 текстов этого автора.

Лица Сибири

Барданов Александр

Лазебный Вадим

Бердников Александр Васильевич

Шмидт Александр

Цыбиков Аркадий

Дячук Руслан

Балданова Ульяна

Откидач Александр

Родионова Екатерина

Янькова Ольга