Украинский вопрос: у каждого свое мнение
Среди людей, опрошенных «Пятницей» по украинскому вопросу, нет единомыслия.
Михаил Рожанский, историк и философ, научный директор Центра независимых социальных исследований и образования:
— У меня есть отношение к происходящему там, но это не точка зрения эксперта. Хотел бы сказать о том, что проявился этот не развязанный еще кризис в наших отечественных делах. Во-первых, о том, как стремительно развернулись игры с понятиями «фашизм», «нацизм», «бандеровцы», с георгиевскими ленточками. Нельзя вытаскивать память о войне и ненависти для решения политических проблем, даже если внешняя политика на каком-то направлении проваливается. Потому что все это работает на самые разрушительные инстинкты и чувства, ожесточая жизнь и отношения людей, создавая идеальные условия для тех политиков и пропагандистов, которые делают свои деньги и карьеры на презрении к людям. И для искренних радикалов, готовых швырнуть кирпич в голову несогласному. Слава современным технологиям, что «швыряют» в пределах Интернета. А во-вторых, не забуду чувство омерзения от наблюдения в прямом эфире «исторического» заседания Совета Федерации. Откровенное в прямом эфире свидетельство, что нынешняя машина власти заточена не для принятия решений, профессионально проработанных и взвешенных, а для того только, чтобы ставить печать легитимности на полученных приказах.
Сергей Шмидт, политолог, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ:
— У позиции российского руководства есть, хоть и демагогическое, но оправдание — не мы первые начали. Ответственность лежит на тех, кто начинал войны в Югославии, Ираке, Сирии. Наши власти просто поступили в соответствии с теми правилами игры, которые навязали страны Запада. Но на самом деле возможности участвовать в силовом противостоянии у нашего отечества нет. Мы слишком слабы, чтобы играть в такие игры. Видимо, все же элемент неадекватности самооценки в данном случае со стороны России присутствует. На мой взгляд, это вызвано сплошными успехами путинского руководства за последние десять лет. Из-за этого и некоторая адекватность потеряна. Кстати, я вполне допускаю, что действия Путина — маневр с целью вынудить наших партнеров, соперников на переговоры. В России проявление агрессии — вызов к драке. В Америке — приглашение к переговорам, к поиску компромиссов. Не исключено, что наш президент просто повел себя по-американски: «Мы видим угрозу. Давайте договариваться».
Константин Волков, заслуженный мастер спорта СССР, серебряный призер XXII летних Олимпийских игр 1980 г. (прыжки с шестом), вице-чемпион мира, чемпион Европы (1980):
— «Война» между Россией и Украиной — результат циничного сговора между Путиным, Обамой, европейскими лидерами, новым украинским руководством и Китаем. Каждая сторона решает свои проблемы в основном за счет народов России и Украины. Путин своей экономической политикой поставил страну на грань экономического краха. В этой связи был найден гениальный выход из создавшейся ситуации. Поздней осенью инспирируется буча в Киеве.
Параллельно идет накачка российского населения антиукраинской пропагандой. Постоянно проводятся замеры настроений населения. К началу марта ситуация созрела. Можно объявлять войну! Все в шоке. Тут начинаются длительные переговоры с частично разведенными втемную западными лидерами. Разговор с Обамой длится 1,5 часа. К Меркель пришлось даже слетать и все объяснить тет-а-тет. Эти все поняли и стали четко играть свою роль — грозить экономическими санкциями, изоляцией и т. д. В понедельник в России начался обвал экономики, который неминуемо приведет к непредсказуемым последствиям. Но Путин — весь в белом! Война! Она все спишет! Здесь занавес.
Выгода Обамы очевидна — дальнейшее ослабление России. Европа надеется получить абсолютно послушного поставщика энергоресурсов в виде переформатированной России. Украина попадет в полную колониальную зависимость от США и ЕС.
Горячей войны не будет. Никто там воевать не собирается. О чем, собственно, и говорят мои друзья на Украине. Единственная сила, которая сейчас может обломать этот сценарий, — украинские националисты-патриоты. Те, которых российская пропаганда называет бандеровскими фашистами.
Елена Кузьмина, директор иркутского лицея ИГУ, кандидат физико-математических наук, доцент, отличник народного просвещения, победитель конкурса «Признание», член Общественной палаты Иркутска:
— Я не считаю, что Европа имеет право приходить на Украину со своими порядками. А вот Россия должна защищать свои интересы. Украину я считаю частью моей страны. У меня дедушка с Донбасса, я там выросла. Когда вижу, что там сейчас происходит, становится очень грустно. В первую очередь от того, что заложниками этой ситуации стали простые люди, причем не только на Украине, но и в России. Это уже ударяет по каждому из нас — посмотрите, что происходит с курсами валют, с ценами. Эхо украинского конфликта уже долетело до нас.
Александр Ханхалаев, председатель Думы Иркутска:
— То, что сейчас творится на Украине — беспредел. Идет война, спровоцированная западными спецслужбами. Очень жаль простых жителей, которые не имеют к этим играм никакого отношения, но вынуждены быть заложниками ситуации. Россия при этом не может оставаться в стороне. Наш президент предпринимает действия, и мы должны их поддержать. Эти жесткие действия носят упреждающий характер, направлены на то, чтобы не допустить масштабного конфликта. Мне кажется, те люди, которые сейчас разными незаконными методами рвутся к власти на Украине, в конечном итоге передерутся между собой. Видимо, по-другому они просто не умеют жить. Будем надеяться, что наши страны смогут прийти к компромиссу. Нас связывает очень многое.
Юрий Курин, президент Фонда имени Ю.А.Ножикова:
— Я прогнозировал, что обращение Путина в Сенат и согласие Сената на ввод войск в Украину будут носить лишь демонстрационно-предупредительный характер. Судя по пресс-конференции Путина, так и будет. Это лучший выход для всех. То, что происходит сейчас на Украине, это пострашнее, чем август 91-го и октябрь 93-го в России вместе взятые. В 2000—2001 годах я, как депутат Государственной думы РФ, был на двух съездах украинской партии — аналога нашей «Единой России». С изумлением увидел, что они отстают от нас в реформах на 10—15 лет. Жизнь ставила вопросы, а они все оттягивали и оттягивали их решение. Может, это в их менталитете, как в анекдоте — «крокодилы летают низенько, а коники бегут неспешно». Вот и дотянули до того, что котел просто разорвало, а ведь можно было время от времени спускать пар.
Возможно ли распространение югославского и украинского сценариев на Россию? Уверен — нет. У нас есть ядерное оружие, нефть, газ. А это очень мощные аргументы. Но думать, что украинская трагедия пройдет мимо нас стороной, наивно. После Олимпиады в стране все равно разразилась бы очень заметная инфляция, а уж после совпавшей с этим Украины тем более. Начнут рваться контракты, кооперационные связи. Если западные украинцы, а прежде всего украинки, уже 20 лет работают в Западной Европе, то восточные украинцы и украинки будут теперь работать не только в Москве и Подмосковье. Осенью в садоводствах под Иркутском урожай будут собирать не только узбеки и таджики, но и гарны дивчины и парубки с Украины. Они хоть в нашу культуру легче и быстрее инкорпорируются.
Владимир Гонтарь, начальник отдела агрометеопрогнозов Иркутского гидрометцентра:
— Это трагедия. Власть захватывается бандитскими методами. И при этом Запад ведет политику двойных стандартов: с одной стороны, говорят, что стоят на защите прав человека, но с другой стороны, спокойно относятся к тому, что на Украине идет война. Почему Обама посчитал возможным ввести свои войска в Ирак, Сирию, Югославию, где американцев не было? Но на действия российской стороны, которые направлены, прежде всего, на защиту русскоязычных граждан, заявил, что нам это дорого обойдется. Наглость, на мой взгляд! А инициатива Путина обратиться в Совет Федерации за разрешением на ввод наших войск очень грамотная и с юридической, и с дипломатической точки зрения. Если потребуется экстренно защищать людей, наши границы, будет полная готовность, а не растерянность. Россия за последние годы очень окрепла и никому не позволит помыкать собой.
Вячеслав Пушкарев, протоиерей:
— Крушение Украины предчувствовалось все последние 22 года ее существования. Тот уровень коррупции, при котором Украина жила последние годы, даже в кошмарном сне не снился России. Народ же не слепой. Я родом с Украины. Но я с трудом могу туда ездить, потому что не могу смотреть, во что превратили Ридну Нэньку за столь малое время эти прорвавшиеся к власти чужаки с Западной Украины. Благоухающее перед распадом СССР государство они превратили в самую бедную страну Европы со всеми вытекающими обстоятельствами. Народ обозлили друг против друга, научили завидовать России, ненавидеть имущих и красть, красть и красть. Россия сегодня поступает справедливо. Она на абсолютно законных основаниях, которые подали ей США и эти бандиты, захватившие нелегитимно власть, сохраняет от геноцида свой народ и свои кровные земли. Я благодарен нашему правительству за терпение, умнейшую дипломатию и стремление к торжеству Божественной и исторической справедливости. Крови не желаю! Молю Бога, чтобы он уберег наш народ от войны с (пусть даже и заблудшими ненавистниками) братьями.
Мнения выслушивали Елизавета Старшинина и Ольга Мирошниченко