Александр Дулов: Возвращать стоит самые ценные названия улиц
Активисты Общественной палаты Иркутска вновь направили мэру города письмо с просьбой переименовать улицы областного центра. Оставить существующие названия или вернуть исторические дискуссии на эту тему ведутся не один год. Споры то затухают, то вновь разгораются, но к единому знаменателю власти и общественники так и не могут прийти.
Александр Дулов |
Известный учёный, доктор исторических наук, профессор, член городской комиссии по топонимике Александр ДУЛОВ выступает сторонником восстановления исторической справедливости. Он четыре десятилетия занимается этим вопросом и может часами рассказывать о «корнях» любой из иркутских улиц.
- Я насчитал в городе 820 улиц, переулков и площадей. До революции их было всего 185. Причём 95% названий отражали местные реалии. Например, площадь Декабристов когда-то была Успенской, так как там стояла красивая Успенская церковь в виде ротонды. Улица Сурнова носила название Адмиралтейской. В 80-х годах XVIII века здесь было основано адмиралтейство. Сначала оно находилось на территории стадиона «Динамо» на берегу Ушаковки, в 1829 году его перенесли на берег Ангары ниже Знаменского монастыря, спустя 10 лет ликвидировали. На Адмиралтейской размещались канатный завод, кузницы, мастерские, платная чертёжная. Или нынешняя улица Марата - с конца XVII века она называлась Луговой, потому что по ней выгоняли скот на луга в районе стадиона «Труд» и драмтеатра. После Октября количество таких названий значительно уменьшилось. На смену им пришли улицы, посвящённые революционерам, политическим деятелям, идеологическим понятиям.
Главное - не переусердствовать
- Александр Всеволодович, какие улицы, на ваш взгляд, нужно было переименовать ещё вчера?
- Я не сторонник радикальных перемен. Большинство названий, конечно, должны остаться без изменений. Иначе город просто сойдёт с ума. Это вызовет шок. Оптимальная цифра - 20 с небольшим улиц. Причём отбор следует вести не с политической точки зрения, а с историко-культурной. Возвращать стоит самые ценные и интересные названия, характерные именно для нашего города, отражающие его историю и развитие. Конечно, в этом списке в основном центральные улицы: Ленина - Амурская, Карла Маркса - Большая, Бограда - Чудотворская, Свердлова - Баснинская, Володарского - Благовещенская, Дзержинского - Арсенальская. С улицами, связанными с именами террористов, вообще, по-моему, можно распрощаться без особых сложностей. Это Желябова (Трапезниковская), Софьи Перовской (Доронина), Халтурина (Медведниковская).
- Но ведь помимо этической и культурной стороны в этом вопросе есть ещё и практическая. Простым жителям придётся как минимум изменить регистрацию в паспорте. А это значит, собирать документы, стоять в очередях. Кроме того, городским властям нужно будет потратиться на новые вывески.
- Всё это стоит того, чтобы восстановить историческую справедливость. Пусть постепенно, поэтапно, в три-четыре приёма, но менять надо. Понятно, что большинство горожан скажут: ничего не трогайте. Люди не хотят лишних волнений и тело-движений. Но, я думаю, надо ориентироваться на специалистов - историков, деятелей культуры. Им виднее вся важность данных преобразований.
Бьюсь над этим не один десяток лет, но, как показывает практика, коэффициент полезного действия моих предложений составляет процентов 50. Редко что-то удаётся «продавить». Сегодня почти всё зависит от местных властей. Раньше хоть отчасти их контролировало федеральное правительство. В последние годы контроль Центра совсем ослаб. Увы, подчас это приводит к печальным результатам. Взять даже «несчастного» Бабра, установленного на месте кладбища, где был похоронен первый генерал-губернатор Иркутска. Городская комиссия по топонимике, начальник управления культуры, общество по охране памятников - все высказались против установки скульптуры на этом месте: нельзя осквернять кладбище. Но тем не менее…
Образование сузили
- Александр Всеволодович, в последнее время в Иркутске наблюдается повышенный интерес к истории города. Сегодня просто мода какая-то на различные исторические встречи, лекции, прогулки. Как вы относитесь к таким проектам?
- Если люди приходят, слушают, задают вопросы, то это однозначно хорошо. Я сам читал лекцию об истории Иерусалимского кладбища. Собралось больше ста человек. По крайней мере, подобные точечные проекты гораздо эффективнее, чем, например, такая глобальная формальность, как Год истории, объявленный в России в 2012-м. Несмотря на красивые слова, в Год истории в стране продолжали «душить» гуманитарное образование, создавая взамен армию торговцев - так называемых менеджеров, которые умеют считать и добывать деньги. Всё остальное для них равно нулю.
Перейдя на бакалавриат, мы донельзя сузили наше некогда широкое гуманитарное образование. За четыре года сложно подготовить хорошего специалиста. Хочешь стать магистром - плати, причём только столичным вузам. А провинциалы пусть выпускают одних бакалавров. Так мы теряем самых умных и способных. Сибирь - по-прежнему колония.
- А ЕГЭ одобряете?
- Для гуманитарного образования эта форма экзамена неэффективна. Школьник лишь зазубривает даты и имена, он не умеет размышлять, анализировать исторические события, проводить параллели. Разница лишь одна: если раньше махинации совершали в вузах, то теперь в школах.
Поражает и огромное количество школьных учебников по истории - выпущены десятки вариантов. В некоторых порой проскальзывают откровенные глупости и нелепости. Например, отдельные историки взялись критиковать декабристов. За что, непонятно. Другие осуждают Кутузова за то, что он позволил сжечь Москву. Сейчас ведь можно писать всё что угодно. Я считаю правильно, что решили выпустить единый учебник. Основные моменты истории должны излагаться в школах единообразно.
Патриотизм не по закону
- Но каким бы идеальным ни был учебник, очень много зависит от учителя.
- Безусловно. Хороший учитель во все времена ценность. Он неизменно должен владеть знаниями, уметь интересно излагать материал, обладать артистическими способностями и вести ученика дальше учебника. К сожалению, среди сегодняшних выпускников вуза в педагоги идут единицы.
- Александр Всеволодович, не могу не спросить ваше мнение по поводу закона о патриотическом воспитании граждан, который предлагают разработать сенаторы. Можно ли искусственно привить любовь к родине?
- Кто его знает, вдруг депутаты изобретут что-нибудь интересное. На мой взгляд, патриотическое воспитание складывается из объективной действительности. А какова она сегодня? Правительство фактически служит денежным мешкам, налоговая планка в 13% равна и для миллионеров, и для тех, кто получает десять тысяч рублей. Это издевательство! Главное - чтобы власть работала на народ. Тогда патриотические чувства родятся сами по себе, без каких-либо законов и доктрин.
Екатерина Лобан