Национальные парки - в опасности
Не могу не остановиться на последних событиях, которые ведут к развалу системы особо охраняемых природных территорий России. И дело, как вы понимаете, не в том, что кто-то из нас боится за свои места - в других местах и платят больше, и жизнь спокойнее.
Как сказал в одной аналитической программе бывший советник председателя Правительства РФ "Россия сегодня - это трофейное поле". Кто только еЈ не грабит, не унижает, объясняя это государственными интересами!? В разных уголках страны в своих квартирах замерзают десятки тысяч людей; в Челябинской области в населенном пункте с населением 10000 человек от радиации вымирают мужчины и женщины, старики и дети (и только сейчас официально признано, что это - эпидемия рака); под угрозой здоровье десятков миллионов людей, проживающих в других зонах экологического неблагополучия; 56 процентов сельскохозяйственных угодий деградированы, и т.д. и т.п.
Что с нами происходит? Почему мы молчим? Неужели непонятно, что недооценка государством важности сохранения живой природы приведет к апокалипсису, что для обеспечения долговременности устойчивого развития необходимо сохранить живую природу?
Да, наверное, мы этого не понимаем. Но зато хорошо понимают наши разбогатевшие граждане, поддерживая тезис о том, что в России 40 миллионов человек - лишние. И поэтому жить в благоприятной окружающей среде дозволено не всем, хотя и даны нам по Конституции права на чистый воздух, чистую воду. Но это - на бумаге.
Поэтому так понятны попытки завладеть последними островками живой природы России. Поэтому одна из лучших в мире система заповедников и Национальных парков стоит на грани уничтожения (такие попытки предпринимались в 1951 и в 1960 годах).
Принятие поправок к Лесному кодексу РФ прочно стоит в ряду наступлений на заповедные территории. "Определенные заинтересованные круги финансовой олигархии "заказали" и "продавили" через Госдуму и Совет Федерации этот антинародный и антиэкологический закон. Новая редакция Лесного кодекса ведет к уничтожению лесов России, узаконивает правовой беспредел и благоприятные условия для нецелевого использования основного нашего национального богатства - лесов 1-й группы" (из письма видных научных и общественных деятелей Президенту РФ). "Вносимые изменения имеют главной целью облегчить коммерческое строительство объектов "элитной" недвижимости, узаконить фактически криминальную застройку лесных земель прошлых лет" (Центр охраны дикой природы).
Возможно, некоторые подумают: "А что изменится, если не будет этих Парков и заповедников, зато сколько леса можно вырубить и получить за это пусть небольшие, но деньги"? Конечно, можно и так рассуждать. Но это - идеология временщиков. Вокруг Парка вырубают лес так, что большую его часть оставляют гнить. Многие ли из вас разбогатели на этом?! Если бы не был организован Кенозерский национальный парк, в его Каргопольской части рубки (сплошные!) к 2001 году уже дошли бы до д. Думино, а может и дальше. И что остается после рубок? Вымирающие в нищете и пьянстве поселки. А в Плесецкой части Парка, как раз накануне его создания, лесозаготовили так "постарались", что не смогли вывезти заготовленное, как будто жили последний день. И сейчас мы испытываем большие проблемы даже с дровяной древесиной.
Так зачем все-таки нужны Парки и заповедники? Кроме сохранения природного и культурного наследия, они дают возможность создавать рабочие места (да, их меньше, чем хотелось бы) не на период заготовки леса, а на более долговременной основе, уважать себя, свою культуру, свои корни, делать жизнь достойной. Да, не все получается, но далеко не все и в наших силах. Между тем, мировое значение Национальных парков и заповедников, как неисчерпаемых природных ресурсов, по некоторым оценкам даже значительнее, чем роль России в мировых поставках нефти и газа. Заповедники и Национальные парки изначально предназначены для сохранения ландшафтного, генетического и биологического разнообразия.
Приведу некоторые цитаты из статьи известного журналиста Василия Михайловича Пескова в газете "Комсомольская правда" 11 декабря 2003 года.
"Депутат Сергей Митрохин сказал: "Эти поправки (к Лесному кодексу) позволяют росчерком чиновничьего пера переводить под коммерческую застройку Национальные парки, заповедники, защитные зоны вокруг водоемов и больших городов". Под этими словами подпишется каждый, кто знает, какова нынче роль заповедников в мире и в каждой стране. Рассмотрим кое-что для непосвященных.
Интенсивная деятельность человека на Земле возрастает лавинообразно. Спасти островки дикой природы могут только заповедники и Национальные парки. Истину эту не надо доказывать. Американцы свои Национальные парки и заповедники считают высшей национальной ценностью. Она неприкосновенна! Политик, который в США попытался бы на нее покуситься, немедленно поставил бы крест на своей политической карьере. Африка, сто лет назад являвшаяся "сплошным заповедником", сегодня сохранила диких животных только на заповедных территориях. Отсталым в своем развитии государствам хватило "цивилизованности" учредить и бережно к ним относиться.
Благодаря заповедникам, удалось сохранить соболя, исчезавшего в Сибири повсюду. В Казахстане и в Калмыкии строгой охраной почти из небытия удалось вернуть антилопу сайгу, Воронежский государственный заповедник помог сохранить повсюду исчезнувшего бобра и расселить его не только в нашей стране, но и во всех странах Восточной Европы. В Европейской части страны в сотни раз удалось увеличить численность лосей. В 1928 году на территориях Московской, Тверской, Калужской, Костромской, Ярославской, Новгородской областей насчитали всего 27 (!) лосей. А в 60-х годах, благодаря строгой охране, только в московских лесах было их несколько тысяч. Сегодня тут даже следа лосиного не увидишь! Причина? - Выделение под садовые участки "лесных болотистых неудобий", где животные имели убежища, и браконьерство. Лоси в серединной России сохранились лишь в заповедниках.
И вот теперь уже не "боло тистые неудобья", а самые что ни на есть ценные заповедные земли могут попасть под застройку. И чем? Престижными особняками разбогатевших людей. Слово "заповедник" дразнит их слух так же, как "Рублевское шоссе", как "Барвиха". Денег укорениться в заповедниках у них хватит. А чиновники, готовые положить в свой карман деньги, найдутся везде.
Нынешняя реконструкция экономики побудила ликвидировать Комитет по охране природы, учрежденный у нас, когда уже в каждом государстве Европы такие комитеты (или министерства) существовали. Следом было ликвидировано Лесное ведомство, существовавшее в России (лесном государстве!) 200 лет со времен императора Павла. За плечами этого ведомства - созданная с нуля система лесопользования, лесная наука, обдуманные законы, традиции, кадры лесных работников. Вместо того чтобы повернуть ведомство лицом к новым проблемам, его упразднили с явной целью убрать все препятствия на путях захвата природных ресурсов. Мы присутствуем сейчас не только при расхищении земных недр, но и при разбойничьих вырубках наших лесов. При такой ситуации логика требует сберечь хотя бы самое ценное - заповедники - как резерв возрождения природных ценностей в государстве. Увы, поднята рука и на заповедники. Мало того, что в руках Министерства природных ресурсов оказались они беспризорными, новый закон позволяет их попросту растоптать. Потери тут будут не только экологические, но и очень большие нравственные".
А дальше - Министерство при родных ресурсов предприни мает несколько попыток разрушения системы особо охраняемых природных территорий России (ООПТ). Сначала руководителям ООПТ официальной телеграммой сообщили, что их организации больше не нужны. Потом был установлен новый порядок назначения заместителей директора, при котором сам директор фактически теряет возможность управления вверенным ему заповедником или Национальным парком. Далее на совещании в Министерстве последовал разнос, учиненный сотрудникам Департамента особо охраняемых природных территорий (где ещЈ остались последние профессионалы заповедного дела) и руководителям Парков и заповедников, лишенный каких-либо серьезных оснований и направленный на деморализацию профессионалов заповедного дела. И, наконец, Министерство решило просто отделаться от управления заповедниками и Национальными парками, передав функции координации их деятельности с федерального уровня на уровень подразделений МПР в федеральных округах и в субъектах федерации. При такой позиции руководства Министерства следует ожидать, что в ближайшее время заповедники и Нацпарки будут отданы на откуп региональным властям (как уже происходит с Кавказским заповедником или Национальным парком "Башкирия"). Они постепенно превратятся в закрытые для посторонних глаз территории, где можно бесконтрольно и безнаказанно рубить лес, охотиться и строить коттеджи.
В начале этого года на сайте МПР появляется документ, представляемый как "Резолюция III Съезда по охране природы". "МПР произвело не редакцию, а цензуру текста резолюции, исключив из нее все наиболее острые и значимые вопросы. Были оставлены только пункты, либо восхваляющие министерство, либо не имеющие вообще никакого практического значения", - так говорится в сообщениях, распространенных Гринпис России и Всемирным фондом дикой природы (WWF), а резолюция секции "особо охраняемые природные территории и сохранение биоразнообразия", в работе которой принимали участие наиболее компетентные и известные специалисты в данной области и которая была одной из самых представительных и многочисленных на съезде, исключена из текста МПРовской резолюции почти полностью.
"Фальсифицируя резолюцию съезда, министерство обманывает не только общественность, но и высшее руководство страны, в том числе и Президента", - заявил директор по кампаниям Гринпис России Иван Блоков. "В любой цивилизованной стране это мгновенно привело бы к отставке виновного министра. Однако, вместо этого, министру природных ресурсов Российской Федерации еще на год продлен его срок работы на государственной службе", - добавил Михаил Крейндлин, эксперт Лесной кампании Гринпис России.
Гринпис России подал заявление в Генпрокуратуру с требованием возбуждения уголовного дела по факту сокрытия или искажения должностным лицом экологически значимой информации (ст. 237 Уголовного Кодекса).
Но есть уже и победы. Грин пис России выиграл в Вер ховном суде РФ дело об отмене части постановления Правительства РФ от 15 сентября 2003 года N 571 "О Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике". Данным постановлением Правительство РФ, по предложению Минсельхоза России и МПР России, изъяло 33222 гектара земель Сочинского национального парка (в том числе 11000 га земель заповедной зоны, где запрещена любая хозяйственная деятельность) и предоставило их Сочинскому общереспубликанскому государственному природному заказнику. На этой территории уже много лет - под видом регулирования численности животных - организуются элитные охоты и отдых российских чиновников.
Практически стихийно по инициативе разных людей начато несколько кампаний по сбору подписей под разными вариантами открытых писем. Удивительно, но все они адресованы одному человеку - Президенту России. Экологи и граждане России хотят знать, является ли разрушение заповедной и природоохранной системы страны политикой Президента, действиями Правительства или самодеятельностью министра Артюхова. Приведем здесь два из них.
"Москва, Президенту России Путину, копия Касьянову.
Господин Президент, Ваше благородие, сердечно просим не подписывать закон закрытия заповедников России. Увольте ради Христа трактователя Павлова, зама министра природных ресурсов. Мы свой заповедник будем защищать силами казачества.
Честь имею, есаул Сажин, инспектор Витимского заповедника с 26-летним стажем. Иркутская область, г. Бодайбо, ул. Иркутская, 4-а. 17 декабря 2003 года".
Из письма И.В. Волкова, к.б.н., бывшего работника заповедника, ветерана войны в Афганистане, награждЈнного медалью "За отвагу" (г. Томск), Президенту В.В. Путину.
"Господин Президент Российской Федерации!
Телеграмма заместителя министра природных ресурсов Павловa от 5 декабря 2003 года, в которой анализ деятельности заповедников дает основание сделать вывод о нецелесообразности их дальнейшего существования, подводит закономерный итог природоохранной политики возглавляемого Вами государства. Пусть даже под давлением общественного мнения эта телеграмма была отозвана, но она является знаковым символом антиприродоохранной политики, проводимой государством. Началом этому была ликвидация экологических структур и делегирование их функций МПР. Ошибочность решения доверить охрану природы органу, еЈ эксплуатирующему, очевидна, и закономерно породила решение об упразднении ООПТ России. Хотелось бы напомнить Вам, господин Президент, что многие заповедники уже не раз подвергались закрытию,(c) после чего восстанавливались. Но что стояло за этим - трудно выразить банковскими дензнаками, потому что это - боль и гигантский труд людей, посвятивших себя служению природе. Неужели, господин Президент, власть хочет превратить их труд в сизифов? Эти люди работают, в основном, на энтузиазме, смешно говорить о достойной оплате труда инспектора охраны заповедника или научного сотрудника, в большинстве своЈм выживающих благодаря подсобному хозяйству. Вряд ли бюджет государства оскудеет, выплачивая относительно небольшое вознаграждение профессионалам, гораздо большие потери мы понесЈм, потеряв кадры природоохранных заведений, и потери эти будут не только материального, но и морального плана, последствия которых не предсказуемы внутри страны и за рубежом.
Не всЈ в России можно определить количеством дензнаков. Как можно оценить деньгами любовь к стране, ради которой российские солдаты отдают свою жизнь? Но что такое Россия без еЈ величественной природы, без еЈ ландшафта, который определяет душу народа? Можно обойтись и без патетики, достаточно Вам, господин Президент, посмотреть на карту России, показывающую деградацию лесов. Неужели такие огромные площади оказались не достаточны, и для достижения пресловутого удвоения ВВП необходимы леса и другие ресурсы ООПТ? Можно не сомневаться, что, даже вырубив все леса и разграбив недра, мы не догоним США и тем более Китай по темпам развития. Да и так ли важны проценты приращения ВВП такой ценой, потому что деградация природы России - это прежде всего деградация еЈ народа. Возрождение России должно прежде всего проходить в душе народа и в еЈ природе.
Мы надеемся, что Правительство не повторит ошибки и кардинально пересмотрит природоохранную политику государства".
Да, к власти пришло новое по коление чиновников, исполь зующих свой народ как одноразовый электорат, отличающееся масштабным волюнтаризмом, невежеством, незнанием и нежеланием знать историю, миссию и специфику заповедного дела. У нас вообще мало чиновников, имеющих гражданскую позицию. Нас успокаивают экономической стабильностью, но эта иллюзия будет существовать, пока сохраняются высокие цены на нефть. Норвегия тоже имеет нефть, но почему-то доходы от еЈ продажи отражаются на жизни населения совсем иначе, чем у нас, почему-то там думают о будущем поколении, создав Фонд его поддержки и почему-то Норвегия, гораздо менее богатая страна, чем Россия, считает для себя необходимым сохранять не только свои заповедные уголки, но и вкладывать свои средства в сохранение нашей природы и культуры. Очевидно, это происходит не от того, что норвежцы собираются переселиться к нам, а от того, что наша планета Земля - очень маленькая и хрупкая, а еЈ природа и культура - общее достояние.
Широко известно, что во многих странах с мощной и эффективной природоохранной системой, деятельность Национальных парков находит поддержку со стороны первых лиц государства. К сожалению, сотрудникам Российских Национальных парков и заповедников - "последних островков экологического идеализма" не приходится рассчитывать на такую поддержку. Но мы хотим, чтобы современные чиновники не разрушали то, что не ими создано. Мы хотим знать позицию Президента и понимать, разделяет ли он ответственность за развал заповедной системы России.
Берегите свою землю. Помните о том, что это ваши деды и прадеды создавали и сохраняли то уникальное природное и культурное разнообразие, которым восхищается сегодня весь мир. Сохраняли в самые тяжелые времена нашей истории: в военные годы, в годы разрухи, в период борьбы с религией. И не нужно думать, что это нас не коснется, это где-то далеко. Коснется. Но у нас с вами пока ещЈ есть что защищать.
директор Кенозерского национального парка
(В подготовке этой публикации использовались материалы некоммерческого партнерства "Партнерство для заповедников", Гринпис, WWF, Центра охраны дикой природы).