Легко быть щедрым за чужой счет
Робин Гуды из природоохранной прокуратуры пытаются взыскать с Транссибнефть миллиард, обещая создать на них райские условия для жителей Тырети.
Поселок Тыреть и расположенные рядом населенные пункты — это не Баден Баден. Условия для жизни суровые, далекие от идеальных. Создание поселка неразрывно связано с солерудником. ФГУП «Тыретский солерудник» возле п.Тыреть начал строиться в начале 60-х. В те времена по всей стране бурили скважины – искали газ и нефть. Так возле Тырети обнаружили приличные залежи соли. Недаром говорят, что соль дороже золота. Без нее человек обойтись не может. Один большой город потребляет в сутки несколько тонн этого белого вещества.
Добыча соли требовала рабочих рук, строилась шахта, рядом рос поселок. А то что место само по себе для жизни людей не самое комфортное — это уже другой вопрос, в те годы целесообразность определялась в первую очередь экономическими показателями. В Солеруднике появились пятиэтажные благоустроенные дома. Вот только с обеспечением поселка питьевой водой сразу возникла проблема: артезианские скважины воду давали, но по содержанию в ней солей тяжелых металлов и других примесей она не соответствовала санитарным нормам качеству питьевой воды. За неимением других источников воду стали подавать в дома жителей, но только для технических нужд. Проблему с питьевой водой тоже решили, все эти годы ее возят за 30 км из Зимы.
Солерудник работал, люди зарплату получали, в общем, не очень комфортно, но жить было можно, да и до города Иркутска не так далеко. Так и жили, и если роптали жители, то «шепотом» и широкой огласки их «стоны» не получали. Местная администрация никаких мер по улучшению водоснабжения не принимала, хотя за эти годы можно, наверное, было найти деньги, чтобы построить водопровод, ведь Зиму и Солерудник отделяют каких-то 30 км.
Проблема обострилась в тот момент, когда за питьевую воду стали брать деньги. По рублю за литр, это сильно ударило по карману жителей, особенно пенсионеров. Жалобы населения в различные инстанции ажиотажа в прессе не вызывали, до тех пор, пока Забайкальская природоохранная прокуратура не обратилась в Первомайский районный суд города Омска (по месту дислокации ответчика) с иском к Транссибнефти на почти на миллиард. Вот этот факт и привлек внимание интерес СМИ.
А теперь давайте внимательнее вглядимся в эту ситуацию. Как-то странно сложились карты обстоятельств во времени и пространстве.
Факта аварии Транссибнефть не отрицает, имеются и акт расследования причин аварии, и документы, подтверждающие проведение мероприятий по зачистке территории от нефти и документы по компенсации ущерба, причиненного природным объектам. Почему без малого 20 лет претензий по качеству зачистки земельных участков не было? Почему именно в 2012 году рождается иск?
Как нам кажется причина первая, - у солерудника сменился собственник. А как сменился? Что-то там неладное и не совсем законное происходило с приватизацией. СМИ немного шумнули и быстро угомонились. Оно и понятно, просочилась информация, что за ООО «Солидарностью», которая получила в ходе приватизации рудник стоит Артем Юрьевич Чайка, сын Генерального прокурора России Ю. Чайки. Замахиваться на таких людей – себе дороже…
А вот новые хозяева прибыльного предприятия ОАО «Тыретский солерудник», чтобы стереть осадок от сомнительных результатов приватизации, пообещали местным властям золотые горы. Остается только найти деньги. А если взять негде, то пусть кто-нибудь поделится. Вот тут и вспомнили о разливе нефти 1993 г. Пусть Транссибнефть даст денег, а мы построим здесь Нью-Васюки. А административный ресурс, чтобы выбить деньги с богатой компании при таком раскладе найдется…
И «машина правосудия» закрутилась: 24.02.2012 на рассмотрение Первомайского районного суда г. Омска поступило исковое заявление к ОАО «Транссибнефть», предъявленное в порядке ст. 45 ГПК, о взыскании ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, и немного не мало почти не миллиард рублей, чтобы не мелочиться.
Почему до этого прокуратура не защищала конституционное право жителей п. Тыреть и Солерудник? Если двадцать лет жители Тырети действительно живут в зоне экологического бедствия, то почему, спрашивается, все эти годы никто не бил в колокола и не добивался принятия реальных мер для спасения здоровья людей? Ответ очевиден, -тогда такими деньгами не пахло.
И тогда становиться понятным, почему прокуратура не предлагает Транссибнефти заново произвести рекультивацию земель, если будет доказано, что нефть с 1993 года еще осталась в земле, а упорно настаивает именно на выплате денежной компенсации.
После вышесказанного рождается само собой разумеющийся вопрос, кто и как собирается распоряжаться свалившимся с неба богатством, если иск удастся выиграть? Это бюджет района за добрую пятилетку, если не больше. На такую сумму можно не один водопровод для жителей построить. И для себя любимых еще что-нибудь останется. Легко быть добрым за чужой счет, ведь это не кровные бюджетные копейки осваивать. Так и хочется обратиться, Добрые люди, может, поделитесь миллиончиком.
Курьезности ситуации добавило заверение прокурора, что прокуратура до копейки проконтролирует целевое использование поступивших средств. А что, может быть и иначе? Разве прокуратура не доверяет Администрации Заларинского района, чьи права она так рьяно отстаивает?