Почему в Иркутске исчезают люди: полиция опровергает слухи, иркутяне выдвигают свои версии
В Иркутске продолжается паника из-за слухов о массовом исчезновении людей. Так, в социальных сетях распространяются сообщения о пропаже молодых горожан. Среди сообщений выделяются те, в которых рассказывается, что иркутян увозят на белых микроавтобусах, после чего они пропадают без вести. Накануне многие жители областного центра получили смс-рассылку с сообщением об «ужасных преступлениях», происходящих в городе. ГУ МВД по Иркутской области заявляет, что «данная информация не соответствует действительности и является попыткой посеять панику среди населения».
В частности в одном из смс-сообщений указывалось, что в Иркутске «нашли девушку, пустую без органов». Никаких подобных фактов в Иркутске и за его пределами не было, поясняют в пресс-службе регионального управления МВД. По официальным сведениям с 1 января по 15 февраля в Иркутске в розыск объявлено 25 человек, 19 из которых уже найдены. Кроме того, с начала года разыскано четыре человека, пропавших еще в прошлом году. Все они живы и здоровы. В настоящее время полиция устанавливает местонахождение двух учащихся коррекционной школы микрорайона Ново-Ленино, которые неоднократно сбегали из учреждения. Выясняются обстоятельства ухода ранее судимого жителя микрорайона Первомайский, а также 28-летней женщины, ведущей асоциальный образ жизни, которая и раньше уходила из дома. По-прежнему разыскиваются Данил Семаков и Алексей Буторин. В каждом случае, где есть основания полагать, что пропавший человек мог стать жертвой преступления, СКР России по Иркутской области возбуждаются и расследуются уголовные дела. На сегодня в производстве следователей СКР области находится четыре таких уголовных дела, возбужденные в 2012 году.
Тем временем губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев обратился к руководителям правоохранительных органов региона с просьбой провести следственные мероприятия по выявлению инициаторов распространения слухов о массовом исчезновении людей в Иркутске.
Напомним, ранее в Иркутске уже случались инциденты распространения массовой паники из-за сообщения о несуществующих преступлениях и чрезвычайных ситуациях. Так, в 2008 году региональные и федеральные СМИ распространили информации о девушке, якобы погибшей от рук скинхедов. Фотография «погибшей» была размещена в Интернете, событие повлекло за собой ряд митингов в России и Германии. Однако через некоторое время выяснилось, что ни подобного преступления, ни даже девушки с таким именем не существовало.
Также в 2010 году в Иркутске и Ангарске возник слух о предстоящем сильном землетрясении. Жители двух городов получили смс-сообщения, предсказывающие толчки более 10 баллов, из-за чего возникла массовая паника. Иркутяне покидали свои дома, уезжали за город, опасаясь за свою жизнь. Слухи о землетрясении также не подтвердились.
Телеинформ опросил блогеров и общественных деятелей Иркутска, чтобы узнать их мнение, кому может быть выгодно распространение паники среди иркутян.
Председатель иркутского отделения общественной организации «Народный контроль» Евгений Еремеев полагает, что происходящее – не что иное, как симптоматика больного общества: «Не думаю, что это кто-то специально придумывает и распускает такие слухи. Сегодня людям нравится придумывать истории, это плоды информационной войны – того, что постоянно показывают по телевидению и пишут в «желтых» СМИ. Раньше люди мечтали быть космонавтами, а теперь им больше интересна чужая частная жизнь и трагедии. Это явно не политика, потому что ни один кандидат не может получить выгоду от массовой истерии».
Подобного мнения придерживается и Дмитрий Таевский, главный редактор портала Бабр.ру: «Ситуация неправильная, но вполне естественная. Слухи начали распространяться среди людей из-за недостатка объективной информации. Я считаю, что полиция должна была предусмотреть подобную ситуацию и начать разъяснять людям происходящее: выступить в СМИ и рассказать о ходе расследований. Но силовики молчали. Поэтому и поползли слухи. Не думаю, что это может быть связано с политикой, просто не вижу, кому это может быть выгодно. Это лишь типичная система распространения слухов».
Тем временем блогеры Сергей Шмидт и Владимир Демчиков предполагают, что за распространением слухов может стоять политический заказ.
«Лично у меня нет никаких сомнений, что это организованная кампания по созданию определенного настроения в городе, – рассказал корреспонденту Телеинформа доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт. – Из комментариев в своем блоге я узнал, что подобная ситуацию складывается в Твери, и что в Москве накануне думских выборов тоже было много разговоров о пропавших людях, однако после выборов все утихло. Если искать какую-то подоплеку возникновения массовой паники, я могу связать это только с предстоящими выборами президента. В любом случае, такие истории подрывают веру людей в стабильность.
Второй возможный вариант – паника по поводу «исчезновения людей» – это только часть какого-то более масштабного сюжета, и нас еще ждет продолжение. В пользу этой версии говорит то, что если бы все делалось в преддверии выборов, то нужно было начинать позже. Сейчас история уже достигла практически апогея, пика абсурда, и к выборам все уже забудут об этом.
Вокруг этого якобы похищения людей складываются настоящие городские легенды. В последние дни я проводил опросы среди своих студентов и выделил для себя два сюжета. Первый – людей похищают и потрошат на органы. Даже звучала версия о том, что в Ново-Ленино якобы нашли сто «опустошенных» трупов. Другая версия еще более абсурдна. Студенты рассказали мне, что еще в 19 веке в Иркутске занимались разведением особой породы соболей, которые питались человеческими органами. И якобы сейчас такое производство решили возобновить. Кроме того, большинство студентов сказали, что получили смс-рассылку о пропаже людей, причем не с незнакомых номеров, а от друзей или знакомых».
«Судя по тому, как сделаны объявления о пропаже людей и по тому, как и где они размещены, складывается ощущение, что они сделаны в одной конторе. Я не могу ничего сказать твердо, потому что не обладаю конкретной информацией, но напрашивается мысль, что распространение паники связано с предстоящими выборами – чтобы напугать избирателей возможной будущей нестабильностью», – рассказал иркутский продюсер Владимир Демчиков.