Про жуликов и воров
«"Это естественный процесс", - говорили одни. "Делом надо заниматься", -
считали другие, и таких было большинство. Вообще, оттенков мнений было много,
но происходило со всеми одно и то же: когда без всяких видимых причин свет гас,
после короткой и безнадежной борьбы с судорогами страха все впадали в оцепенение,
а придя в себя (когда светила опять загорались), помнили очень мало. »
В.Пелевин
Данный текст, в отличие от цитируемой в эпиграфе повести – отнюдь не про компартию. И не про партию «Единая Россия», иначе именуемую с лёгкой руки «очередного агента ЦРУ» Алексея Навального ПЖиВ. То есть про них тоже. Но не только...
К сожалению, большинство россиян вращается исключительно внутри своего собственного сообщества, мало интересуется альтернативными точками зрения и не в состоянии взглянуть на происходящее в стране со стороны. Курам, не выходящим из курятника, крайне сложно представить, например, все богатство звуков симфонического оркестра. И вообще факт его существования.
Между тем происходящее крайне любопытно, в первую очередь, с позиций исследовательских.
В 1993 году некая шайка политических авантюристов свергла законный политический орган - Верховный совет, нарушив существующую Конституцию, и передала власть в руки нелегитимных структур. Несмотря на все потуги этой власти завести рака за корягу и изобразить свою легитимность, имел место элементарный факт государственного переворота, о чем никоим образом нельзя забывать.
Как и водится в нелегитимных властных структурах, передача верховной власти также осуществляется не путем честных и прямых выборов, а через некий фантастический механизм «назначения преемника», более приличествующий какой-нибудь дикой африканской полуреспублике, чем стране с претензиями на звание «великой державы».
За 18 лет функционирования вышеупомянутой нелегитимной шайки выстроена гротескная и неработающая структура, официальная почему-то называемая «тремя ветвями власти».
Как «работает» судебная ветвь, известно любому сталкивавшемуся с ней человеку. Сталинские «тройки» изгрызли бы все локти от зависти по поводу того, насколько быстро и в «нужном» направлении пишутся приговоры (или, наоборот, не пишутся - для «нужных» людей). Причем, в отличие, например, от СССР или Конго, в судебной системе РФ нет вообще более-менее четких приоритетов и правил игры. К примеру, в СССР сына председателя обкома за хулиганство посадить было нельзя - но вот за убийство вполне можно. В Конго родственнику президента легко сойдет с рук и убийство – но вот крупного предпринимателя за это успешно посадят.
В России же даже таких правил нет. Наказание или освобождение от наказания назначается вопреки всякой логике, путем исключительно закулисных переговоров с некими авторитетными лицами, агентами влияния от депутатов разных мастей и уровней до вчерашних, а то и сегодняшних криминальных авторитетов, и так далее. В случае, когда таких переговоров нет, судья обычно судит в соответствии с приближающимся ПМС или желанием левой ноги. Потому что - и это важно - контроля все равно нет. Прокуратура занята своими глубоко внутренними делами. Вышестоящие суды не будут бороться за мировую справедливость ни за какие коврижки. ФСБ не до этого.
Законодательная система даже в первом приближении не похожа на какое-то подобие «власти». Вообще, по сути, из этого словосочетания давно пора убрать слово «закон». В депутаты уровня выше города попадают исключительно по протекции и за деньги, и с единственной целью: обогащаться.
А ведь демократическая идея изначально была хороша и даже великолепна: народ сам избирает своих представителей, делегирует им права и в любой момент может спросить с них ответ за произведенные или не произведённые депутатами действия. Депутаты так и назывались - народными. От этой системы не осталось ничего: депутатов избирают по непонятным «партийным спискам», места в которых продаются, как пирожки на вокзале. Само собой, раз народ не выбирает депутатов, а выбирает какие-то партийные аббревиатуры, то и права депутатам никто не делегирует. И уж тем более депутаты ни перед кем не несут ответственности.
Кому нужна такая «ветвь власти» - не могут объяснить, наверное, сами депутаты. Впрочем, им самим, конечно, она нужна. Ведь «народные избранники» получают назначенное ими самими щедрое вознаграждение за свои труды - хотя сам принцип представительной власти подразумевает искренний и бесплатный (!) труд депутата на благо народа. В свободное от основной работы время.
Ну и, наконец, любовно встроенная в эту имитационную систему исполнительная власть. К сожалению, и здесь мы наблюдаем некую, вероятно, чисто национальную, специфику. Вместо того чтобы выполнять те обязанности, которые ему поручены, чиновник занят тремя особо важными делами: сваливанием своей работы на подчиненных, избеганием неудовольствия начальства и поиском лучшей доли. Российский чиновник больше всего на свете боится одного: накосячить так, что это станет известно начальству. Ни о какой смелости, собственной точке зрения, здравом смысле, грамотном управлении речи не идет: чиновник будет делать все только для того, чтобы начальство было довольно. Чаще всего это «всё» означает писать отчёты.
Причина этого проста: ничего другого, кроме как быть чиновником, чиновник не может и не умеет. А замечания начальства могут легко выкинуть его из системы на улицу - благо на его место всегда стоит очередь из желающих. А такая система неизбежно приводит к разрастанию аппарата и погружению его в пучину бездеятельности. В условиях, когда на каждый решительный шаг требуется прямой приказ руководства (которое тоже всего боится), какое-либо управление невозможно в принципе.
Почему так произошло? Ведь еще в 90-е годы XX века были вполне смелые и решительные люди даже в среде чиновников, которые могли и поставить на место зарвавшегося начальника, и предложить собственное решение вопроса. Где они? - А нету. Кто поумнее и посмелее - оказался в бизнесе, в котором вульгарное лизоблюдство недопустимо, так как ведет к убыткам. Кто поглупее и потрусливее - пошел по легкому пути, выбрал синицу в руках и заручился поговоркой «ласковое теля двух маток сосёт». Сама система пожрала себя: в итоге в России возник колоссальный дефицит работающих чиновных кадров. При том, что на каждое чиновничье место огромный конкурс - но это конкурс именно на синекуру, а не на место, где нужно иметь смелость принимать решения.
Казалось бы, чуть легче губернаторам - у них традиционно осталась некоторая свобода воли и независимость. Но тут другая беда: губернатор не имеет обратной связи, даже если хочет её иметь. Он не знает, что происходит в реальности. Будучи загружен официозом 24 часа в сутки, он пребывает в постоянном прессинге доносчиков, информаторов, доброжелателей, просителей и прочих, имеющих «доступ к телу». Принимать взвешенные решение в этой информационной какофонии просто нереально.
Кроме того, над губернатором висит дамоклов меч «доверия/недоверия президента». В реальности это означает все ту же борьбу информаторов, но уже на уровне Кремля: кто удачнее на какого губернатора стуканет. При грамотном доносе губернатор очень быстро лишается своего места, на которое «встает» нужный человечек. Деловые качества что старого, что нового губернатора при этом ровным счетом никого не волнуют: хлебное место не должно пустовать.
При этом каждый губернатор прекрасно понимает, что для него всегда есть альтернативный путь. Который, к сожалению, иногда совпадает со случайными автоавариями и крушениями летательных аппаратов.
На фоне всей этой властной вакханалии российские политические партии выглядят просто овечками, пасущимися в ландышах. Не стоит делать из какой-то одной партии жупел: все они - всего лишь виртуальные структуры, миражи, придуманные для решения конкретных вопросов «чисто конкретными пацанами». Обсуждать отличие или преимущества одной партии в сравнении с другой, в российской реальности просто бессмысленно: это выбор барана между левой и правой машинкой для стрижки.
Однако все вышесказанное - лишь вступление. Суть же в другом.
За 18 лет в России не появилось ни одной внятной оппозиционной силы, способной предложить что-либо, кроме давно устаревших рецептов с запада или востока. Ни одной оппозиционной личности, которая пользовалась бы хотя бы минимальным уважением и известностью за пределами своего узкого круга. Ни одной гениальной идеи, противопоставленной «вертикали власти». Почему?
Ответ прост. В природе ничего не возникает просто так. Раз дееспособная оппозиция не возникла и не смогла развиться во что-то заметное - значит, у народа в ней нет потребности. Значит народ, как бы он ни бухтел по пивным о порочности тандема и о жуликах и ворах, в основной своей массе вполне всем удовлетворен. В том числе, между прочим, и возможностью бухтеть по пивным. Как и наличием собственно пивных.
Более того - даже чудесная российская, прости господи, интеллигенция, не сподобилась хоть на какую-то микроскопическую тайную ложу. Хоть на какой-то заговор. Пусть даже не с целью, не к ночи будь помянуто, изменения нелегитимной власти - хотя бы просто потусить и потрындеть.
Даже геройская российская армия, волком воющая от министра Табуреткина, развала военных училищ, приватизации армейского имущества и распада воинских частей, пальцем не шевелит, чтобы ситуацию изменить. Нет, все понимают, что люди, имеющие в руках оружие, не Трубецкие и даже не Пестели с Рылеевыми, их на Дворцовую площадь калачом не заманишь и нагайками не загонишь. Но хотя бы как-то вякнуть, хоть как-то высказать свое мнение, ну хоть в Интернете пару слов протеста написать? Молчание...
Из чего следует неутешительный вывод: народ пребывает в глубочайшем удовлетворении. Нет, героически почитать блог Навального и мужественно набрать в анонимном форуме аббревиатуру ПЖиВ - это завсегда. И все. На большее пороху не хватает.
Потому что дома - диван и телевизор, потому что есть какая-никакая работа, кредит в банке и счетик в другом банке, потому что «вредно плевать против ветра» и «что мы сможем против системы», потому что «ну мы же все всё понимаем», и так далее. Потому что при первых мыслях о реальном сопротивлении из подкорки выползает здравый смысл, который очень не хочет сцен из фильма «Броненосец Потемкин», а хочет дешевого пива и телевизоров в «Эльдорадо».
При всем своем клиническом идиотизме и отсутствии мало-мальский аналитики, власть ситуацию понимает. Хотя косячит гораздо чаще, чем ей следовало бы для собственной безопасности. Но для этой власти никого специально не готовили - что выросло, то выросло. До тех пор, пока есть пиво и телевизоры - можно особо не напрягаться. Народ будет помалкивать в тряпочку и спускать пар в Интернете.
А когда пива и телевизоров не станет - будет поздно думать об организованной оппозиции. Тогда надо будет думать только о бронированных бомбоубежищах. Но это совсем другая история.
А пока - всем стричься. 4 декабря.