Сухой закон и бум гаражного спирта. Кто наживается на антиалкогольной реформе в Бурятии
21 ноября в стенах Народного Хурала прошла встреча депутатов, чиновников и силовиков по итогам нового антиалкогольного закона. Как оказалось, правительство Бурятии и депутатский корпус этой инициативой лишили казну весомой части денег и обеспечили сверхдоходы бутлегерам. Легальный бизнес терпит убытки, а потребитель «уходит в гаражи».
_05214245_b.jpg)
Бюджет Бурятии за девять месяцев 2025 года недополучил 180,6 миллиона рублей от алкоторговли. По данным официальной статистики ЕГАИС, за это время произошёл обвал легальных продаж: общий оборот алкоголя на 11%, водка на 9% и пиво на 10%. Лидеры по снижению показателей — Муйский (на 31%) и Закаменский ( на 22%) районы. Основной удар пришёлся на крупных ритейлеров региона.
Напомним, закон вступил в силу 1 марта 2025 года. Легальная продажа алкоголя теперь разрешена строго с 11:00 до 20:00. Календарь ограничений расширили, добавив к праздникам «трезвые» марафоны (с 4 по 8 января и в майские выходные). Ценз уставного капитала для лицензии на продажу алкоголя подняли до 300 тысяч рублей, что автоматически отсекло малый бизнес.
Добивочным стал запрет на торговлю в магазинах, расположенных во встроенных помещениях многоквартирных домов. Некоторые крупные сети вынужденно закрыли десятки популярных в народе (часто не из-за алкоголя) точек формата «у дома».
Параллельно расцвели «наливайки», мимикрирующие под общепит. Наличие двух столиков, площади в 50 квадратных метров и микроволновки для разогрева еды уже позволяет магазину назваться «кафе» или «баром». Это даёт право торговать алкоголем до 23:00 и игнорировать «дни трезвости». В сводках МВД и Минпромторга Бурятии регулярно мелькают одни и те же названия: бар «Хмельная волна» на Стеклозаводе (пойман на ночной торговле навынос), бары «Белка», «Стрелка» и «Синий кит». Эти заведения, соблюдая формальные требования, по факту работают как круглосуточные алкомаркеты. В Загорске магазин «Бабат» и вовсе торговал без лицензии, пока не лишился 142 бутылок в ходе рейда.

Председатель профильного комитета Народного Хурала Семён Матхеев заявил журналистам: «Цель законопроекта не "ограбить" предпринимателей, а избавить население от пагубной привычки. Закручивать гайки пока никто не собирается, данных ограничений достаточно».
Депутаты не понимают, что если деньги не попали в один карман, то они в другом. 180 миллионов, выпавших из бюджета, осели в кассах псевдобаров и карманах бутлегеров.
Отчёт министерства здравоохранения Бурятии, представленный на встрече, ничего кроме смеха не вызывает. Ведомство предлагает поверить в чудеса, случившиеся за девять месяцев. Первичная заболеваемость алкогольным психозом в Улан-Удэ рухнула на 76,5%. Первичная заболеваемость в целом по городу сократилась на 39,8%. Снижение психозов на три четверти менее чем за год недостижимо даже в условиях военного времени. Скорее всего, медчиновники изменили методику учёта или другими способами поигрались со статистикой, чтобы поддержать итоги реформы.
В районах Бурятии показатели реалистичнее. Число хронических алкоголиков снизилось на 1,4%. Хотя падение смертности от отравлений на 37,5% также вызывает сомнения. Ничто не мешает смерть от суррогата, купленного у таксиста, оформить как смерть от «сердечной недостаточности» (или другой болезни, от которых страдают злоупотребляющие алкоголем) для улучшения районных показателей.
Силовое крыло заседания, в свою очередь, оказалось куда слабее и скромнее медицинского. МВД Бурятии отчиталось, что за восемь месяцев составлено 642 протокола со штрафами на сумму 8,24 миллиона рублей. Изъято 2,8 тысячи литров алкоголя.
Посчитаем. 642 протокола за 240 дней — это менее трёх пойманных нарушителей в день на всю республику. Изъятые за восемь месяцев 2,8 тонны алкоголя — это примерно недельный оборот одной крупной «наливайки». Показательный пример: в октябре приставы взыскали 2,1 миллиона рублей уголовного штрафа с одного бутлегера, уроженца, Азербайджана, организовавшего оптовый склад спирта в гаражном боксе. Скорее всего, «гаражники» получают огромную выручку, если их не останавливают миллионные штрафы.
Но такие задержания — большая редкость. Хотя в Улан-Удэ многие таксисты знают десятки адресов подобных «гаражей» и квартир, где можно купить «пузырь» круглосуточно. Крышеванием этих точек часто занимаются действующие или бывшие сотрудники полиции.
В итоге антиалкогольный закон по итогам 2025 года обогатил теневиков и отнял достаточно большой кусок дохода у региональной казны. Лазейки в законе остаются открытыми, борются с ними редкими рейдами. По словам Семёна Матхеева, в 2025 году прошло около 40 рейдов (то есть менее одного в неделю).
Ранее на Бабре:
Бюджетный шантаж и фантомные боли: кто в Бурятии плачет по дешёвой водке
Фото: соцсети Максима Бувалина
![]()













