«Люди гибнут за вольфрам»: репортаж о Джидинском комбинате. Обзор Бабра

Безработица, заброшенные дома, опасные хвостохранилища и онкологические заболевания – все это последствия развала Джидинского комбината в Бурятии. Известная журналистка Анна Зуева выпустила специальный репортаж о предприятии под названием «Привкус молибдена. Закрытый комбинат продолжает убивать жителей Закаменска».

Бабр рассказывает о самом важном из репортажа.

Джидинский вольфрам-молибденовый комбинат в Закаменске заработал в 30-е годы прошлого столетия, и до 90-х годов занимал лидирующую позицию среди отраслевых предприятий. Комбинат не терял мощностей даже в военные годы благодаря прибывшим военнопленным японцам и женщинам – спецпоселенкам из Германии, которые вносили большой вклад в его развитие.

Во время конверсии военного производства в 1992 году концентрат вольфрама стал невостребованным и сильно обесценился, его потребление сократилось более чем вдвое. Джидинский комбинат вскоре перестал работать, но оставил после себя огромный след токсичных отходов, которые по сей день губят здоровье местных жителей. Об истории создания комбината и его опасности для экологии и людей Бабр подробно писал в предыдущих материалах:

От успеха до развала: краткая история Джидинского комбината в Бурятии

Бурятский Чернобыль: район Джидинского комбината кишит тяжелыми металлами

Джидинский комбинат: заброшенная фабрика продолжает отравлять людей

Вернемся к репортажу ютуб-канала «Zueva». Начинается он с повествования об истории Джидинского комбината. Кандидат геолого-минералогических наук и известный в Бурятии эколог Евгений Кислов объясняет, почему бурятское месторождение вольфрама очень ценилось в стране и привело к созданию крупнейшего предприятия.

«В 20-х годах, когда СССР подходил к индустриализации, вольфрам и молибден были очень нужны для инструментальных и броневых сталей. То есть потребность в них была очень большая, а месторождений – очень мало. Причем во время войны наши войска, не дожидаясь наступления немцев, сами уничтожили комбинаты и шахты, чтобы немцы не смогли ими воспользоваться. Потом пришлось все долго восстанавливать. Как раз во время войны Закаменск и давал необходимые стране вольфрам-молибденовые концентраты», – комментирует Евгений Кислов.

Каждый второй танк и каждое шестое орудие в стране были легированы сталью, производимой в Закаменске. В 2015 году городу присвоили статус трудовой доблести и славы.

Местная жительница Мехтильда Гоппе, сосланная в Закаменский район в 1943 году, вспоминает, что люди работали на предприятии по принципу «Не умеешь, научим. А не хочешь – заставим». В годы процветания комбината город был обеспечен всеми необходимыми продуктами, которые порой нельзя было найти даже в столице Бурятии Улан-Удэ. Одним словом, местные жители ни в чем не нуждались.

Но в 90-х годах, как ранее было сказано, шло масштабное разрушение предприятий. Начали закрываться и заводы, где использовался вольфрам. Руда резко обесценилась, и Джидинский комбинат развалился. Со временем предприятие закаменцы разобрали на металлолом.

После закрытия комбината многие жители уехали из города, бросив свои квартиры. На центральной улице Ленина в Закаменске до сих пор можно видеть заброшенные многоквартирные дома с выбитыми стеклами. Оставшиеся безработными мужчины, чтобы прокормить свои семьи, вынуждены были уезжать далеко на вахту. Отток населения привел также к дефициту врачей в больницах, особенно узких специалистов.

Токсичным продуктом деятельности Джидинского комбината стали техногенные пески, которые называют хвостохранилищем. За время работы комбината образовалось около 45 миллионов тонн песка, часть которого до сих пор захоронена в городе.

Ученые геологического института СО РАН (Улан-Удэ) ежегодно с 2010 года проводят мониторинг Закаменска. Специалисты берут пробы воды и почвы, по которым оценивают состояние окружающей среды.

«Самая первая поездка в Закаменск вызвала у меня много негативных эмоций. Мы приехали в город, а на центральной улице Ленина дома были без стекол. Для меня тогда тяжелая социальная обстановка была большим шоком, чем загрязнение окружающей среды. К центральной улице подходили техногенные пески. Позже я узнала, что местные жители отсыпали этим песком дороги и наполняли им песочницы в детских садах», – рассказывает ученый секретарь геологического института СО РАН Светлана Дорошкевич.

В Закаменске проводили два крупных исследования окружающей среды. В 1992 году ученые пришли к выводу, что почти 50% города находится в чрезвычайной ситуации из-за превышения ПДК по многим показателям, его чуть ли не признали зоной экологического бедствия. Второе исследование, проведенное в 2004-2005 годах, показало, что уже 80% территории Закаменска заражены опасными элементами.

Почвы накопили огромное количество веществ I класса опасности, и на данный момент они попали в зону гипергенеза, то есть получили доступ кислорода. Началась интенсивная миграция этих элементов: они проникают в растения, которые съедаются животными, а через домашнее мясо и молоко попадают в организм местных жителей.

Были случаи, когда в Закаменске из-за отходов комбината менялся цвет у местных рек. В 2019 году река Модонкуль окрасилась в оранжевый цвет из-за ржавых шахтных вод, которые попали в водоем из законсервированной штольни «Западная» бывшего рудника «Холтосон». Сейчас река вернула свой привычный облик, но рыба в ней больше не водится.

Другая река Мэргэн-шоно в 2021 году окрасилась в белый цвет, и спустя год ситуация не поменялась. По предварительным данным, это может быть гипсовая взвесь, которая, опять же, попала в реку с Джидинского комбината.

«Я уверен, что это зона экологического бедствия, но объяснить это государству не удалось. В начале 2000-х годов такая попытка предпринималась. Но аргументов было недостаточно, не было необходимого количества медицинских исследований. А их очень трудно доказать, так как местные жители постоянно меняются», – делится заведующий лабораторий гидрогеологии и геоэкологии института Алексей Плюснин.

Нужного количества медицинских исследований хоть и нет, но факт профзаболеваний у работников комбината все же есть. Местные жители из числа бывших сотрудников предприятия рассказывают, что пережили онкологию, заработали заболевания легких и других внутренних органов. Проходчик комбината Андрей Герман получил на комбинате инвалидность: в его легких пыль, которая уже никогда не выйдет.

«В Закаменске [на кладбище] многие лежат уже. Молодые ребята уже ушли, болезнь никого не спрашивает. Я сейчас хожу, а через два дня меня уже может не быть», – комментирует Андрей Герман.

Автор: Алёна Штерн
Фото из альбома "Бурятия. Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат" © Фотобанк "RuBabr"

Специалисты управления Роспотребнадзора по Бурятии за период с 2009 по 2013 годы установили на территории Закаменска загрязнение почвы нефтепродуктами и тяжелыми металлами, результаты исследования воздуха также оказались неудовлетворительными. После этого врачи решили провести углубленные медицинские исследования, организовав совместно с Минприроды Бурятии гигиенические работы. В ходе работ специалисты планировали доказать зависимость состояния здоровья закаменцев от воздействия отходов комбината.

Исследования подтвердили, что отходы предприятия влияют на нарушение функции органов дыхания, ЦНС, эндокринной системы и прочее. Опухоли занимают третье место в структуре смертности жителей города. В 2017-2021 годы у 110 закаменцев впервые выявили злокачественные новообразования. Зачастую это рак молочной железы, шейки матки и яичников, легких и желудка. Из-за некачественной обстановки из города убегают даже пенсионеры.

Бурятские чиновники и ОАО «Сибцветмет» в 2005 году разработали проект, который назывался «Ликвидация негативных воздействий техногенных хвостов Джидинского вольфрам-молибденового комбината в Закаменском районе Республики Бурятия». Спустя шесть лет (в 2011 году) из бюджета было выделено 500 миллионов рублей, и в Закаменске начались первые работы по рекультивации.

С 2007 года на хвостохранилищах Джидинского комбината в местности Барун-Нарын стала работать фирма ЗАО «Закаменск» (ОГРН: 1090327010091), которая добывала вольфрам и золото с техногенных песков. В 2011 году эта дочерняя компания «Акрополя» (ОГРН: 5067746109987), президентом которой является Ахмет Паланкоев, освоила первые полмиллиарда рублей на перемещение отходов комбината объемом свыше трех миллионов тонн. Затем, уже по другому конкурсу, компания должна была вывезти еще два миллиона тонн техногенных песков.

Несмотря на то, что утилизация большей части опасных отходов прошла удачно, это нисколько не улучшило экологическую ситуацию в городе. Дело в том, что для вывезенного песка необходимо разработать технологию обогащения, иначе он так и продолжит разноситься ветром и ухудшать здоровье местных жителей.

«Сами последствия Джидинского комбината затрагивает очень большую территорию. Нужны новые взыскания. В 2021 году Министерство поставило участок в государственный реестр экологического вреда. Мы уже подготовили техзадание, все понимают, что это сложный объект. Приблизительно, один только проект может обойтись в 100 миллионов рублей», – объясняет министр экологии Бурятии Наталья Тумуреева.

Другая проблема развалившегося Джидинского комбината – нелегальные добытчики вольфрама. В связи с дефицитом работы в городе мужчины, а иногда и дети, пытаются добывать руду незаконным и очень опасным способом. Зачастую это заканчивается трагедией. Андрей Герман вспоминает, что был случай, когда за раз из шахты вынесли трупы семи мужчин. И пока шахты будут открытыми, гибель людей продолжится.

– Люди гибнут за вольфрам?

– Выходит, так.

Автор: Аксель Дронов
Фото из альбома "Бурятия. Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат" © Фотобанк "RuBabr"

URL: https://babr24.news/bur/?IDE=236366

bytes: 11475 / 9740

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Есения Линней, научный обозреватель.

На сайте опубликовано 786 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экономика и бизнес" (Бурятия)

Телеграм Бурятии за неделю: убийство главы Тунки, липовый уход Павлова и международный розыск Тушина Доржиева

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 22 апреля включительно. Смертельный день самоуправления 21 апреля застрелили главу села Тунка Таисию Леонтьеву.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаКриминалБурятия

6988

22.04.2024

«Росатом» нашел очередную бездонную бочку: компания взялась за фенольное озеро в Улан-Удэ

На протяжении трех десятилетий фенольное озеро в центре Улан-Удэ стало настоящей экологической бомбой, которая угрожает здоровью местных жителей и серьезно вредит природной среде. В юбилейный для отстойника год опасные отходы собираются, наконец, утилизировать.

Есения Линней

Экономика и бизнесЭкологияБурятия

27102

18.04.2024

СЦКК упускают из виду, или По кому Росприроднадзор плачет

Ежегодно федеральные и областные власти под председательством зампреда Правительства РФ Виктории Абрамченко проводят с десяток заседаний, чтобы обсудить насущные вопросы об экологическом состоянии Байкала.

Есения Линней

Экономика и бизнесЭкологияПолитикаБурятия Байкал Россия

8206

17.04.2024

Аэропорт «Байкал»: почему форма крыши нового терминала опасна

В Улaн-Удэ пpoдoлжается cтpoитeльcтвo нoвoгo тepминaлa aэpoпopтa «Бaйкaл». Гендиректор воздушной гавани Дмитрий Гармаев поделился кадрами со стройплощадки. Каркас здания уже готов, однако возникли вопросы к крыше «в национальном стиле». Дизайн объекта ущербный, эта тема давно обмусолена.

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесТуризмЖКХБурятия

8493

17.04.2024

Телеграм Бурятии за неделю: в Тункинском районе выступают за возвращение всенародных выборов и против реализации ТОР

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 15 апреля включительно.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаОбществоБурятия

7782

15.04.2024

«ЭкоАльянс» под контролем: ФАС проверит повышенные тарифы компании

В Бурятии и Забайкалье региональные операторы резко повысили тарифы, что вызвало беспокойство местных жителей. Федеральная антимонопольная служба пообещала разобраться в ситуации.

Есения Линней

Экономика и бизнесЖКХЭкологияБурятия Забайкалье

8492

12.04.2024

Крематорий Улан-Удэ: финансовые показатели за 2023 год

По итогам 2023 года крематорий Улан-Удэ немного усилил свои финансовые показатели. Если в 2022 году предприятие только начинало свой путь, то в прошлом оно работало полноценно. Поэтому последние финансовые результаты можно принять за норму компании.

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесПолитикаБурятия

9743

11.04.2024

Расхищение сокровищ: улан-удэнцы призывают власти спасти историческое здание

Столица Бурятии Улан-Удэ богата достопримечательностями, связанными с историческими событиями и известными личностями. Все это вкупе делает город интересным местом для туристов, желающих познакомиться с историей и культурой республики.

Есения Линней

Экономика и бизнесКультураОбществоБурятия

9260

10.04.2024

Мусорное лобби: кто возглавлял махинации Владимира Марганова?

Владимир Марганов, замдиректора Тункинского нацпарка, оказался в центре скандальной коррупционной схемы, связанной с ликвидацией нашумевшей несанкционированной свалки.

Есения Линней

Экономика и бизнесЭкологияБурятия

12789

09.04.2024

«Байкальская гавань» попала в хорошие руки?

На совещании по вопросам развития федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал» 28 марта 2024 года крупнейшие резиденты ОЭЗ «Байкальская гавань» Green Flow Baikal и Cosmos Hotel Group сообщили о продвижении строительства их объектов.

Виктор Кулагин

Экономика и бизнесТуризмПолитикаБурятия Байкал

12779

08.04.2024

Телеграм Бурятии за неделю: мошенничество на Байкале и провал медицины в республике

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 8 апреля включительно. Новый скандал в сфере туризма Министерство туризма и несколько предпринимателей оказались объектом контрольных проверок.

Есения Линней

Экономика и бизнесБурятия

12570

08.04.2024

Блогнот. О коррупционных схемах Жаргала Цыбикова

Продолжаем работать над проектом фильма о коррупции в Бурятии, изучая материалы уголовных дел по коррупционным преступлениям последних лет. И одно из них – это дело экс-главы МУП «Водоканал», Жаргала Цыбикова, который занижал показатели уровня загрязнения сточных вод для крупнейших компаний Бурятии.

Есения Линней

Экономика и бизнесПолитикаБурятия

10000

08.04.2024

Лица Сибири

Кальк Вадим

Евтюхов Николай

Цыбиков Батор

Монахов Евгений

Воронов Денис

Писарев Павел

Ратнер Михаил

Путин Владимир

Дементьева Екатерина

Диденко Николай