Инсайд. Обманчивая тишина Тункинского района
Довольно долго Тункинский район в Бурятии славился громкими скандалами и разоблачениями. Провальные действия районной администрации, ворох многолетних проблем, громкие политические разборки.
После победы Альхеева в 2016 году на выборах главы Тункинского района как будто бы стало тише. Во многом за счёт того, что проигравший оппонент, экс-глава района Андрей Самаринов и его сторонники редко отваживались «выносить сор из избы».
Впрочем, проблемы района, шумевшие несколько лет назад на всю Россию, никуда не делись. Их просто аккуратно «замели под шкаф». И есть смысл присмотреться к этим проблемам Тунки.
Главная достопримечательность и экономический ресурс Тункинского района – лечебные источники и здравницы, привлекающие огромное множество туристов, в основном, из Иркутской области. В первую очередь, речь идет о курортных местностях Вышка и Нилова Пустынь.
Собственно, политическая борьба 2015-2018 годов в районе и велась за контроль над этими доходными ресурсами. Тогда, вспомним, доходило дело до открытых погромов и вооружённых захватов.
Интересно, что на районных выборах 2016 года одним из лозунгов ныне победившего тогда, но уже бывшего главы района Ивана Альхеева, было «вернуть курорты народу». Жителям района обещалось, что Вышку и «Ниловку» заберут из незаконной приватизации его предшественника и направят доходы от этих курортов в бюджет района.
В итоге, Иван Альхеев одержал победу, а его противникам после двух лет яростной политической борьбы, расколовшей район, пришлось уйти со сцены. Но ирония судьбы состояла в том, что курорты при власти Альхеева, похоже, так и не вернулись в распоряжение района!
В настоящее время на практике лечебные источники на Вышке и Ниловой Пустыни находятся в странном состоянии: лицензии на добычу минеральных вод принадлежат одним организациям, а курортная инфраструктура при этом – другим. И эти предприятия имеют отнюдь не муниципальную, а коммерческую организационно-правовую форму, хотя и создавались на месте муниципальных предприятий. И получается, что эти курорты, вырванные из рук предыдущей администрации, так и не стали служить жителям Тункинского района. И можно смело предположить, что администрация района при Альхееве обманула народ, захапав эти курорты. Нынешний глава района, представитель все того же хойтогольского клана, Маншеев поддерживает статус-кво.
Хитросплетения принадлежности материальной базы курортов и лицензий на добычу их целебных вод – это отдельная тема, которую можно достаточно долго разбирать.
Интересно, что директор одной из них по интересному совпадению занимает должность руководителя территориального избиркома – экзотика! А главное, в районе многим людям величина прибылей, оглашаемых в отчётности, кажется очень низкой, учитывая, сколько туристов посещает район даже в холодное время года.
Есть в районе и другие вопросы, которые не были решены Альхеевым. Так, традиционной проблемой Тунки является утилизация мусора, что приводит к появлению огромных несанкционированных свалок. Одна из них находится в местности Талая, неподалёку от Аршана. Она сильно портит виды природы грудами мусора на форе величественных Саянских гор. Кроме того, свалка недавно фигурировала в скандале, когда бурятское УФАС потребовало аннулировать итоги торгов, выигранных подрядчиком с несоответствующей квалификацией.
Или еще: проблемы коммунальной инфраструктуры посёлков. Так, водовод в поселке Аршан, строившийся под руководством райадминистрации, не охватил ряд улиц, которые должен был обеспечить водой, согласно проекту. Само строительство водовода в своё время сопровождалось уголовным делом против ответственного должностного лица в администрации района.
Жители Аршана жалуются и на проблему трех многоквартирных домов с обветшавшей коммуналкой, которыми никто не занимается. Они оказались как бы ничьи! Есть в районе и другие проблемы, нуждающиеся в принятии мер.
Более подробно актуальные проблемы Тунки мы разберём в следующих публикациях.
Ранее на тему Бабр писал:
• Инсайд. Куда идут доходы с курортов Тунки?
• Нам пишут. Тункинские курорты: владельцам – все, народу – ничего?