За шашкой – будущее: в Бурятии открыли казачий VR-музей
Пока бурятских казаков лишают помещения под музей, их коллеги из Ставрополья под крылышком правительства Бурятии расширяют свою франшизу в республике. Теперь вместо реальных исторических экспонатов зрители будут довольствоваться VR-фильмами о казаках. Внедрение прогрессивных технологий не должно удивлять – минобрнауки России считает, что за казачеством будущее нашей науки.
Забайкальское войсковое казачье общество (ЗВКО) при поддержке комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив правительства Бурятии запустило в республике филиал мобильного мультимедийного музея истории казачества, созданного в Ставропольском крае. В проекте задействованы студенты Бурятской сельхозакадемии и активисты Молодежной организации Забайкальского казачьего войска.
VR-музей забайкальские казаки увидели в июле на V Евразийском форуме казачьей молодёжи “Казачье единство-2021” и в этом же месяце сами подали заявление на открытие подобного музея в Улан-Удэ. Перед этим в мае у них возникли проблемы с помещением “Музея казачества города Улан-Удэ”, который в итоге пришлось закрыть.
“Мы закупили современное мультимедийное оборудование, скоро запустим показы и постепенно начнём работу над собственным фондом фильмов”, – сообщил казак городского общества “Удинский острог” Артём Туголуков.
Одна из презентаций “Казачьего VR-музея” прошла в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, которая в 2021 году вошла в ассоциацию вузов России, реализующих казачий компонент.
Как оказалось, казачество и образование – взаимосвязанные вещи в России. 30 ноября под председательством атамана Всероссийского казачьего войска Николая Долуды помощник президента России Дмитрий Миронов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, глава минобрнауки Валерий Фальков и руководитель СКР Александр Бастрыкин обсудили вопрос формирования государственного мышления у молодых казаков и реализации казачьего компонента в вузах.
Конечно, вузы не собираются превращать в “академии джедаев” из вселенной “Звёздных Воин”, где “юных падаванов” будут учить драться на световых мечах шашках и ездить на истребителях лошадях. Образовательная программа остаётся стандартной: история, экономика, информатика и так далее.
Странно, что такое особое внимание уделяется именно казачеству, его истории, традициям и патриотическому воспитанию. Почему по всей России внедряется казачья программа, а не, допустим, бурятская, якутская, русская, любая другая? Существует специальная комиссия при президенте РФ по делам казачества, с помпой объявляется о введении казачьего компонента в образовательные программы вузов по всей России.
Несомненно, казаки сыграли особую роль в истории нашей страны: охраняли границы, помогали имперской полиции разгонять протестные акции, служили в армии. Но сейчас для этих целей у государства уже есть пограничные войска и Росгвардия. Почему российские студенты по всей стране должны изучать “казачий компонент”? Отчего люди, относящие себя к определённой этнокультурной общности, вовлекаются в государственную службу с силовой компонентой, и главы ведомств не видят в этом нарушения гражданских прав и произвола?
Что касается “Музея казачества города Улан-Удэ”, то он был создан в 2019 году. Работало учреждение на энтузиазме казаков, не получая существенной помощи от городских и республиканских властей. Посетителями музея становились школьники, воспитанники военно-патриотических организаций, трудные подростки, находящиеся на учёте в подразделениях ПДН УМВД по городу.
Сбор исторических предметов для экспозиции происходил на общественных началах по всем районам Бурятии, многие из них датировались аж 17 веком. Наглядные экспонаты являются реальным пластом истории не только Бурятии, но и России в целом. Сейчас же они хранятся по квартирам казаков.
Дело в том, что в мае 2021 года у музея возникли проблемы с помещением, и его пришлось временно закрыть. Новое здание так и не нашлось, да и зачем искать, если для виртуального музея оно не нужно. А шашки 1600-х годов пока так и будут пылиться в закромах. Или их отдадут на хранение в казачьи университеты на нужды новых “опричников”.