Селенгинский ЦКК: зловонная язва Байкала
За беготней федеральных министров вокруг города Байкальска и отходов Байкальского ЦБК, все как-то подзабыли о другой зловонной язве Байкала — Селенгинском Целлюлозно-картонном комбинате.
Вероятно, дело еще и в том, что СЦКК находится не совсем на берегу Байкала. Он расположен в Кабанском районе Бурятии, на окраине поселка Селенгинск. Рядом с ЦКК проходит Транссиб и федеральная трасса «Байкал» - трубы комбината хорошо видны из автомобиля и поезда.
От Селенгинска до Байкала — около 40 километров. Казалось бы, много. Но это лишь кажется.
Дело в том, что в отношении конкретного СЦКК имеется вполне конкретное законодательное лукавство. Если не прямой обман.
Если посмотреть на карту Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, то нетрудно заметить интереснейший изгиб как раз в районе Селенгинска. Этот изгиб аккуратно оставляет за пределами зоны и Селенгинский комбинат, и территорию между Кабанском и Турунтаево, где «Байкальская лесная компания», владельцем которой являются и владельцы СЦКК, хищнически вырубает леса — сырье для комбината. А заодно и лес для продажи в Китай.
Случайность? Не думаем. Ведь если бы в этом месте граница зоны шла по прямой, то Селенгинский комбинат нужно было бы закрыть сразу и без разговоров.
Отметим, что выбросы Селенгинского комбината в атмосферу практически не очищаются. Потому что комбинат построен в 1973 году и с тех пор практически не модернизировался. Как следствие, уже на расстоянии десятка километров от Селенгинска ощутимо воняет, а в самом поселке все 13 тысяч его жителей круглые сутки живут в атмосфере зловония.
Более того — изначально комбинат вообще сбрасывал все свои отходы напрямую в реку Селенга — крупнейший приток Байкала. В 1990 году было громко заявлено о том, что СЦКК прекратил сброс в Селенгу промышленных сточных вод, но сколько отходов в реальности попадает из комбината в Байкал — неизвестно.
Тем более неизвестно, что за воду пьют жители самого Селенгинска. Вопрос этот, во избежание скандалов, никто не поднимал. Однако известно, что здоровьем местные жители отнюдь не отличаются.
В реальности СЦКК представляет собой настоящую экологическую бомбу, и нуждается в немедленном закрытии. Уровень загрязнения им атмосферы, почвы и, главное, воды совершенно недопустим для Байкальской природной территории.
Комбинат сливает отходы в четыре отстойника. Увидеть их «с земли» практически невозможно — они огорожены земляными насыпями или заборами. Однако на космических снимках отлично видно, что два отстойника находятся в непосредственной близости от реки Чернухи, впадающей в реку Селенга, а один — рядом с рекой Вилюйка, также впадающей в Селенгу. Никакой гидроизоляции у отстойников нет — а это означает, что все отходы комбината свободно проникают в подземные воды, а оттуда — в Селенгу и в конечном счете в Байкал.
Сточные воды комбината несут соединения фосфора, азота, хлора, что может быть смертельно опасным для всей экосистемы Байкала. Напомним, что именно сейчас депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев активно пиарится на теме связи фосфоросодержаних сточных вод с распространением водоросли спирогиры в Байкале. Однако объемы стоков Селенгинского ЦКК, содержащие фосфор, существенно превышают объемы стоков Северобайкальска, Слюдянки и Байкальска.
При целлюлозном производстве, кроме соединений фосфора, азота и хлора, образуются ароматические продукты расщепления лигнина, фенолы и низкомолекулярные органические кислоты. Эти вещества на сегодняшний день не удается перерабатывать биологическими методами, поэтому содержание их в прудах-отстойниках практически бессмысленно.
Любопытно то, что само существование Селенгинского ЦКК в настоящее время потеряло всякий смысл. Комбинат был построен в 1973 году с единственной целью — утилизации большого количества отходов, получаемых при заготовке и переработке древесины на бурятском побережье Байкала.
Однако после принятия законов об охране Байкала, лесозаготовки на его берегах запрещены. Как следствие, сырье для комбината отсутствует. Сейчас комбинат получает сырье преимущественно от «Байкальской лесной компании», которая заготавливает его полукриминальными методами, пользуясь коррупционной поддержкой глав районов.
Продукция комбината, в отличие от БЦБК, также не является уникальной. Комбинат производит низкокачественную оберточную бумагу и гофрированный картон. Спрос на эту продукцию крайне низкий, она не выдерживает никакой конкуренции с аналогичной продукцией из Китая.
Именно из-за бесполезности выпускаемой продукции, СЦКК уже много лет балансирует на грани банкротства. Еще весной 2012 года депутат Народного Хурала Владимир Гейдебрехт, который был собственником предприятия до 2002 года, заявил, что СЦКК находится в предбанкротном состоянии. В 2013 году СЦКК был продан семье Евгения Пруидзе, а в 2014 году Арбитражный суд Бурятии начал рассматривать дело о банкротстве СЦКК. Только в 2017 году дело о банкротстве было прекращено, однако ситуацию на СЦКК это не улучшило.
Заложниками комбината остаются 13 тысяч жителей поселка Селенгинск. Об этом мы расскажем в следующей статье.