Уровень Байкала: как заработать на истерике
К нестройному дуэту двух бурятских недоученых Арнольда Тулохонова и Ендона Гармаева, поднявших панику по поводу незначительного увеличения уровня Байкала, присоединились руководители заповедников. Причем, что любопытно, исключительно тех заповедников, которые находятся на бурятской стороне Байкала.
Про сомнительную деятельность Байкальского биосферного заповедника с центром в поселке Танхой Бабр писал не раз. Руководство заповедника занято не столько сохранением природы, сколько крайне интересным занятием: добычей денег из всего и вся. Помимо грандиозного федерального финансировования и полного государственного обеспечения, руководство заповедника занимается откровенно коммерческой деятельностью, взимая деньги за проход по бесплатно построенной волонтерами «экологической тропе».
На фоне поднятой Тулохоновым и Гармаевым истерике по поводу повышения уровня Байкала, руководство заповедника решило, по всей видимости, заработать еще и попросить у федерального центра денег на «восстановление ущерба». Процитируем распространяемую руководством заповедника через бурятские СМИ идею:
«Зафиксированы нарушения экосистемы Забайкальского национального парка и Байкальского биосферного заповедника. Серьезная опасность также угрожает фауне и флоре прибрежной территории Байкала. Дальнейшее повышение уровня воды приведет к тому, что затопит полезные площади для обитания разных видов животных в прибрежной зоне Байкала. На территории нашего заповедника обитает водоплавающая птица, косуля, норка, лиса, барсук и много других видов животных, среда обитания которых значительно сократится».
Звучит угрожающе. Если сидеть в Москве и не знать географию Байкальского биосферного заповедника.
Дело в том, что биосферный заповедник находится на достаточно крутом берегу Байкала. Причем сначала, если идти от берега, то на высокой насыпи находится Транссиб, за ним на крутом склоне расположен поселок Танхой, на еще более высокой насыпи федеральная автомобильная трасса «Байкал», а уже дальше — собственно биосферный заповедник. Для того, чтобы вода добралась до земель заповедника, нужно сначала полностью смыть Танхой, Транссиб и автодорогу, а уже потом говорить о каком-то «ущербе для косуль».
Байкальский биосферный заповедник находится на склонах хребта Хамар-Дабан. И слово «склоны» здесь ключевое. Для нанесения ущерба заповеднику нужно, чтобы уровень Байкала поднялся не на 40 сантиметров, как сейчас, а на 400 метров.
Отметим, что ничего конкретного руководство заповедника не сказало. Ни суммы ущерба, ни цифры затопленной территории. И сказать не могло — потому что этого нет. Есть лишь обтекаемые слова и голый алармизм.
Однако, повторим, из Москвы всего этого не видно. Москве проще выдать деньги на «ликвидацию ущерба», чем разбираться в том, зачем руководство заповедника погрязло во вранье.
Лучшие друзья руководства Байкальского биосферного заповедника, мэрия Кабанского района, не отстает в истерике. Процитируем мэра района Алексея Сокольникова:
«В этом году уже размывало федеральную трассу, не говоря уже о местных дорогах и береговой линии. В районном центре - селе Кабанск в подвалах и погребах у местных жителей выступили грунтовые воды, а уровень воды в реке Исток, которая протекает через село, вплотную приблизился к домам».
И опять же изощренная ложь.
Небольшой (около 40 метров) участок федеральной трассы «Байкал», действительно, размывало весной 2021 года. Причем не всю ширину дороги, а кусочек около двух метров шириной на обочине. Вот только с уровнем Байкала это не связано вообще никак — до Байкала в этом месте несколько километров. Связано это было с обильным таянием снега и, вероятно, нарушениями в строительстве дороги. Однако, как было сказано одним мрачным деятелем европейской политики, чем больше соврешь — тем быстрее тебе поверят. И дадут денег.
Что касается подземных вод — то они появляются в Кабанске каждый год. Независимо от уровня Байкала. Это специфика местной гидрологии. Вообще-то расстояние от Кабанска до Байкала — около 50 километров, и говорить о влиянии его уровня на подземные воды в райцентре как минимум смешно.
Однако мэру Кабанска тоже хочется денег. И много. Лучший способ для этого — ложь и истерика. Авось да дадут.
Ну и самая вишенка на торте — это клоуны из «Заповедного Подлеморья». Которым тоже хочется денег. Процитируем заместителя начальника отдела туризма и рекреации ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Сергея Волкова (начальники покрупнее, вероятно, не решились от своего имени транслировать этот бред):
«В прошлом году подъем воды сильно повлиял и на инфраструктуру Чивыркуйского перешейка, соединяющего полуостров Святой Нос с материком, что негативно сказалось на экосистеме. Происходило размывание береговой полосы, где растут разные виды растений – эндемиков Байкала, а также обитают дикие животные, в том числе занесены в Красную Книгу. Происходил переброс воды из Баргузинского в Чивыркуйский залив, что нарушило сообщение с населенными пунктами на территории национального парка. Последствия для нас непредсказуемые и грозят нарушению естественных процессов».
И опять никакой конкретики. Что такое «инфраструктура Чивыркуйского перешейка»? О каком именно ущербе экосистеме идет речь? Чивыркуйский перешеек (так называемая Мягкая Карга) — это озеро, болото и каменно-песчаные холмы. Там нет никакой инфраструктуры. Береговая полоса размывается и снова намывается каждый год по всей территории Байкала. На береговой полосе, куда добивает прибой, нет никаких растений и тем более животных.
Говорить же о вероятном размытии Чивыркуйского перешейка может только очень некомпетентный человек. Ширина перешейка — 15 километров, высота — около 5 метров. Перешеек был сформирован около 12 тысяч лет назад, и с тех пор ни разу не размывался.
Суммируя сказанное, можно уверенно говорить о консолидированной и заранее продуманном массированном потоке лжи и подтасовок фактов, направленных на получение дополнительных субсидий и дотаций. Неудивительно, что эту ложь транслируют не первые лица заповедников, а многочисленные заместители. Их не жалко.