Биликто Дугаров: «Огромное спасибо Голкову за избавление от Айдаева»

Бабр поговорил с известным республиканским общественником и юристом Биликто Дугаровым - о Народном Хурале, конфликте с Балто Дагбаином и о том, нужны ли Улан-Удэ открытые выборы мэра.

Бабр:

- Как вы оцените прошедшие президентские выборы в Бурятии? Как они повлияют на республику?

Биликто Дугаров:

- Вначале необходимо отметить тот факт, что Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область воспринимаются в России как единый регион, территория вокруг Байкала всегда рассматривается однородной.

В Бурятии явка была свыше 70%. Иркутская область – более благополучная с экономической точки зрения, по всем параметрам более развитая, чем Бурятия, но явка там была чуть более 50%. А Забайкальский край – это более депрессивный регион по сравнению с Бурятией, и там явка тоже была порядка 50%. На этом фоне Бурятия несколько выбивается из общей картины нашего Байкальского региона.

Я считаю, что эти результаты объясняются тем, что в республике была проведена определенная работа, существенно отличающаяся от того, что было сделано в Иркутской области и в Забайкальском крае. В Фейсбуке я уже писал о том, что у нас очень хорошо поработали политтехнологи из КРОС. Они мобилизовали электорат и вообще грамотно провели здесь тактическую и стратегическую работу по повышению явки - это первый момент.

Биликто Дугаров

Второй – у нас здесь были довольно-таки интересные предвыборные дебаты. Это тоже следствие работы политтехнологов. Бурятские дебаты оказались даже еще более интересными, чем федеральные. У нас был Батодалай Багдаев, который устраивал шоу на каждых дебатах, и люди просто из интереса включали, и таким образом интерес к выборам подогревался. Это все вылилось в высокую явку.

Когда стали известны результаты по явке, я написал на своей странице, что Владимир Путин стал вождем нации. И потом я видел, что главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян через несколько дней тоже написала, что Путин стал вождем нации. И в послании я тоже некоторые вещи видел… Я не говорю, конечно, что они у меня списывают, но, видимо, почитывают. Совпадения, конечно, здесь возможны.

Народ в Бурятии довольно-таки осознанно проголосовал за Путина.

Эти выборы, я считаю, были соревнованием между регионами. Практически перед выборами были заменены губернаторы, и вновь назначенные руководители должны были показать эффективность своей менеджерской работы, результат которой вылился в результат выборов.

Я считаю, что в этом смысле наш менеджер Цыденов показал хороший результат за счет того, что привлек грамотных политконсультантов и вообще провел выборы на таком уровне, что мы показали кавказский результат.

Это, я считаю, должно вылиться в некую материальную поддержку Бурятии со стороны президента и федерального центра. В дальнейшем глава получит дивиденды в виде финансирования своих проектов, и его будут включать во все программы, в какие только можно. Потому что мы уже видели это до выборов, как только его назначили.

- Вы высоко оцениваете работу политтехнологов КРОС, но при этом критикуете главного кадровика Бурятии Балту Дагбаина. Расскажите о конфликте.

- Я с Балто Дагбаином лично не знаком. Я его видел один раз, на конкурсе – он не задал мне ни одного вопроса. Мы даже ни разу с ним не разговаривали. Поэтому я никак к нему относился, у меня с ним не было никаких отношений – ни хороших, ни плохих.

Когда шла президентская кампания по выборам президента, я опубликовал пост в поддержку Путина и потом каждый день последовательно что-то писал по этому поводу. Мне оппонировали сторонники Грудинина - вся эта мархаевская группировка. Доходило до оскорблений, матов и угроз.

Вячеслав Мархаев

«Да Путин, он развалил Россию, пора уходить, четвертый срок, куда это годится, и так Россия стоит на коленях, привел во власть всех своих друзей», - такое мнение оставил в комментариях к посту, так сказать, оппонент. Другой пишет: «Да, Дугаров это вообще продажная личность, он негодяй, нечестный, непорядочный», - и так далее.

Потом смотрю, кто поставил этим комментариям лайки – а там Балто Дагбаин. Думаю – он что, вообще с дуба рухнул? Что с ним произошло? Руководитель кадровой службы Республики Бурятия, член команды Алексея Цыденова, активно проводящего политику Путина в Бурятии, - и вдруг поддерживает такие высказывания в мой адрес. Я сначала удивился, потом решил написать пост, и все это дело подхватили СМИ.

Я считаю, что такое поведение недопустимо. И потом - он везде, на каждом углу заявляет всем, что он сотрудник СФР или ФСБ. И я не знаю, как он теперь будет работать в Монголии, в МИДе или куда он там собирается.

Балто Дагбаин

- Лично вы с ним об этом не говорили, отношения выяснять не пытались?

- А какие отношения? У меня лично к нему-то никаких претензий нет. У меня есть вопросы идеологического плана. Ты подставляешь и Цыденова, и Путина, и всю республику вообще. И СФР, и ФСБ, или чьим ты там агентом являешься.

- Чего ждать от выборов в Хурал, каков ваш прогноз?

- Цыденов планирует кардинально обновить парламент. Это необходимо не для того чтобы сменить одни лица на другие, а потому, что у нас там сидят люди, которые пришли еще при Потапове и даже до него, в советские времена. Стиль работы, люди, атмосфера – все это сохраняется с СССР. Это очень неэффективный орган. Он очень большой по численности – 66 депутатов. Большинство из них - молчуны, не известные широкой общественности и получающие деньги из бюджета республики.

Некоторые из них сидят в Хурале уже по три срока, а по два так вообще чуть ли не половина депутатов. Но извините, у нас сменяемость власти должна быть, за которую мы тут все ратуем.

В парламенте сидят старые люди, которые занимаются интригами, межклановыми разборками. Они никакой пользы не принесли. Так же как и Конституционный суд – туда избрали три-четыре судьи, которые ничего не делали. Даже обратившись туда с заявлением, ты не мог рассчитывать на то, что его рассмотрят. Предыдущий состав судей дискредитировал орган, и сейчас Цыденов поставил вопрос о том, чтобы его ликвидировать. И он действительно не нужен.

С Хуралом у нас примерно такая же ситуация. Там нет депутатов, про кого можно сказать – да, они нужны. Я, как обыватель с одной стороны, и как юрист – с другой, считаю, что Хурал у нас не выполняет никакой функции. Это номинальный орган. Он существует только потому, что должен быть, для галочки, так сказать. И там заседают 66 депутатов, которые ничего вообще не решают. Им скажут: проголосуйте так – они проголосуют.

Вячеслав Наговицын

Почему я так считаю? Вячеслав Наговицын был совершенно посторонним для нас человеком, даже не бурят. Сначала его хотели отправить в Туву, но там депутаты просто проголосовали против. У них хватило мужества и самосознания для того, чтобы спросить: кто это такой? Заместитель губернатора Томской области? Его никто знать не знает!

Когда Наговицына привезли в Бурятию - у нас никто ничего не возразил, проголосовали единогласно. А теперь его поливают грязью. И я выступал в поддержку Наговицына – не из-за того, что я одобряю его работу, а потому что непорядочно поступать так [как депутаты].

Потом вип-пенсии – один-два смутьяна этот вопрос поднимали, остальные их посылали на три буквы и не хотели голосовать. Потом им сверху сказали, что надо проголосовать – они проголосовали. Никакой самостоятельности у этого органа нет, и в таком виде никакое ни сдерживание, ни противовес осуществить не могут.

Алексей Цыденов

А вообще, конечно, должен быть Хурал, но в другом составе. Я был бы очень рад, стань парламент реальной альтернативой Цыденову. Он же для нас посторонний человек, но они против него не выступают - может быть, только кулуарно. Я думаю, что у нас какая-то часть населения только позитивно бы это восприняла, будь у Хурала собственное мнение.

Я поддерживаю, конечно, политику Цыденова, но как-то неестественно это выглядит. Хорошо, что у нас Цыденов – молодой и энергичный технократ. Передовых взглядов, цивилизованный. А если бы пришел дурачок типа Мархаева – во что Бурятия вообще бы превратилась?

- В марте в Екатеринбурге отменили выборы мэра – и это тенденция для всех крупных городов страны. Но в Улан-Удэ прямые выборы, наоборот, вернули. С чем это связано, хорошо это или плохо?

- Нынешний мэр, Александр Голков, избран горсоветом Улан-Удэ – то есть по той системе, что сейчас внедрили в Екатеринбурге. А у нас эта система была введена усилиями Геннадия Архиповича Айдаева, который отсидел три мэрских срока. Когда ему уже надо было уходить, он себе подготовил теплое место сити-менеджера. А мэра они решили избирать горсоветом, чтобы народ таким образом от этого отодвинуть.

Все потому, что последние свои выборы Айдаев фактически проиграл Толстоухову. А кто такой Толстоухов? Он не хозяйственник, не политик был. То есть пришел совершенно не подготовленный и не не популярный у местных кланов и элит человек – и фактически выиграл выборы. Это насколько непопулярен был Геннадий Архипович?

Геннадий Айдаев

Эти выборы они сфальсифицировали. А на следующие Айдаев выходить боялся, потому что весь последний срок Айдаева негатив только возрастал. И он все время говорил: «Я воровать не буду, буду только работать». Ну, он действительно много сделал – все эти мосты, благоустройство. Но если он так говорил – значит, до этого воровал?

Первые два срока он вообще ничего не делал, говорят, только водку пил. Его Потапов за ручку водил, говорил: «Вот, это наш мэр». Потом он постепенно вникал, вникал, а к последнему сроку стал самым богатым бурятом и решил что-то сделать для республики. Я, говорит, водку пить бросаю, буду работать.

Он боялся выборов, но хотел остаться у власти - и ввел эту систему быстренько в республике. У нас, как обычно, ручные Горсовет и Хурал это поддержали, и в Бурятии чуть ли не раньше всех внедрили эту систему.

Но тут у нас Александр Михайлович Голков грамотно сработал: понял, что может стать мэром, и эту возможность использовал. За что ему огромное спасибо – избавились от Геннадия Архиповича Айдаева.

Когда Голков стал мэром, люди поняли, что власть можно менять, и стали ратовать за открытые выборы.

Сейчас Голков становится все большим политическим тяжеловесом. Или нет – я, честно, не знаю. Сейчас плетутся интриги, его активно критикуют. Но Цыденов, мне кажется, следит за ситуацией и уже готовится к выборам мэра в 2019 году.

Фото из открытых источников

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]


Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.news/bur/?ADE=176398

bytes: 11995 / 10622

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Андрей Светлов, политический обозреватель.

На сайте опубликовано 1844 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Бурятия)

Песок в глаза, лёд под ноги: как Улан-Удэ встречает весну

Улан-Удэ утопает в песке, скользит на льду, задыхается от парковочного хаоса и теряет последние деревья. Администрация города под руководством мэра Игоря Шутенкова ежегодно выделяет миллионы рублей на благоустройство, но парки, скверы и улицы остаются серыми и безжизненными.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

2799

02.04.2025

Три месяца во власти: Марина Савельева взялась за кадровые чистки?

Не прошло и ста дней с момента вступления в должность главы Бичурского района Марины Савельевой, а местные жители уже столкнулись с неожиданным поворотом в кадровой политике. Неожиданным – потому что резкость и поспешность решений нового руководителя вызывают серьёзные вопросы.

Есения Линней

ПолитикаОбществоСкандалыБурятия

5250

01.04.2025

Бюрократия навынос: Бурятия открывает кадровый фастфуд

В Бурятии с 1 апреля стартует эксперимент: каждый желающий получает шанс подать заявление в резерв управленческих кадров. Документы принимает комитет государственной службы и кадровой политики до 1 мая.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия

3770

01.04.2025

Победа с привкусом обиды: ветерану из Усть-Баргузина не нашлось места среди героев

В бурятском посёлке Усть-Баргузин 94-летний ветеран Николай Дмитриевич Шелковников оказался жертвой равнодушия местной администрации.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

10448

26.03.2025

Москва и Сан-Франциско аплодируют, Улан-Удэ молчит: министр Дагаева саботирует кино

Артём Бурлов, режиссёр документального фильма «Бурят в европейском кино», до сих пор не может организовать публичный показ своей работы в Национальной библиотеке Бурятии. Министерство культуры республики отказывает ему в очередной раз.

Виктор Кулагин

ПолитикаКультураБурятия Россия

11267

21.03.2025

Депутаты показали зубы: Баргузин против Площади Советов

Баргузинский район Бурятии тонет в управленческом хаосе. Депутаты провалили выборы главы: испортили бюллетени и отвергнули Амгалана Данзанова. Экс-глава Михаил Мишурин сидит в СИЗО за махинации с бюджетом. Район остался без лидера, а его экономика висит на волоске перед летним туристическим сезоном.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

11906

21.03.2025

Худшие главы Бурятии в феврале. Рейтинг Бабра

Скандалы, коррупция, бездействие — всё это легло в основу антирейтинга трёх худших глав республики по итогам февраля. Игорь Шутенков, Олег Котов и Лариса Волкова отличились действиями, подрывающими доверие жителей и вызывающими резонанс в обществе. 3.

Виктор Кулагин

ПолитикаПроисшествияСкандалыБурятия

10581

19.03.2025

Депутатский контроль: как амбиции Вячеслава Дамдинцурунова парализовали развитие ФАРБ

В мире спорта нередко случаются конфликты, но когда они затрагивают государственные структуры и касаются развития целого вида спорта – это становится делом особой важности. Именно такая ситуация разворачивается сейчас вокруг Федерации армейского рукопашного боя (ФАРБ) в Москве.

Есения Линней

ПолитикаСпортОбществоБурятия Россия

11614

18.03.2025

Усть-Баргузин: посёлок, где хвост виляет законом

11 марта село Баргузин в Бурятии содрогнулось от жуткой новости. Семилетняя девочка шла в Дом детского творчества, когда на неё набросился огромный коричневый алабай с цепочкой вместо ошейника. Пёс повалил ребёнка, таскал по земле, вцепился в лицо. Жизнь девочки висела на волоске.

Виктор Кулагин

ПолитикаБратья меньшиеБурятия

11989

18.03.2025

Монтажники на страже оптимизма Луковникова и Гоге

К 2025 году сумма строительства третьего моста в Улан-Удэ выросла до 8,61 миллиарда, а готовность объекта застряла на 60%. Срок сдачи сдвинули на 2027 год. Сейчас монтажники дежурят на объекте вместо охранников, которых в марте сняли за неуплату. Им за это не доплачивают.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

12518

14.03.2025

Наша Бурятия. Власть вышла к народу, народ — к микрофону

В Физкультурно-спортивном комплексе Улан-Удэ прошло совещание «Наша Бурятия». Более двух тысяч человек — представители общественных объединений, власти, экспертов, науки и бизнеса — собрались, чтобы обсудить будущее республики. Формат совещания выделяется на фоне типичных региональных практик.

Виктор Кулагин

ПолитикаСобытияБурятия

9986

13.03.2025

Парковки на вес золота и VPN за миллионы: мэр Шутенков учит горожан платить за воздух

В Улан-Удэ назревают перемены. Городские власти затеяли реорганизацию администрации и готовят почву для платных парковок.

Виктор Кулагин

ПолитикаТранспортБурятия

12068

13.03.2025

Лица Сибири

Мархаев Вячеслав

Каньков Олег

Канухин Евгений

Свердлов Владислав

Кочетов Владимир

Зайцев Илья

Амагыров Валерий

Таюрский Андрей

Брилка Сергей

Жемчужников Алексей