Аршан. Уроки на будущее
Конфликт в Тунке в течение последних лет на слуху у всех. Одни поддерживают главу района, другие – журналиста Зарубина. Одного знаю, поскольку его молодость пришлась на времена работы следователем. Другого знаю по публикациям его и про него. Даже встречалась
Несколько раз, отвечая на вопросы про сложившуюся ситуацию, говорила, что точки над i должны поставить правоохранители. И на основе их решения – власть.
Но никто не спешил. Дошло до знаменитого вопроса журналиста Зарубина президенту России. После этого, вроде как, маховик закрутился быстрее. Вот-вот должна была наступить развязка. Есть состав преступления или нет. И в зависимости от этого, останутся ли некоторые на своих местах.
И, главное, на что обращала внимание в отличие от большинства. Мне принципиально не нравится аргумент: «Неважно, преступник ли глава, зато при нем порядок и благоденствие в районе».
Очень люблю Бурятию. И всем гостям, и по работе, и личным, много рассказываю про наши достопримечательности. В том числе и про Аршан, куда иногда вожу лично.
После поездок мягко недоумевала в беседах со знакомыми, пару раз даже писала о некоторых недостатках, касающихся безопасности. Выражения выбирала помягче, поскольку постоянно получаю замечания, что излишне драматизирую.
Так получилось, что оказалась в Аршане в день, когда приехали представители ОНФ, и состоялась знаменитая встреча с журналистами. Пообщалась с народом, как с просто жителями, так и с некоторыми должностными лицами, которые тоже разошлись во мнениях, особо не отличаясь в доводах от журналистов и власти. Но тогда уже отметила, как и в прошлые приезды, что народ особо не полагается на власть, решает свои проблемы сам. Считают, что власть решает свои проблемы. А людям надо семьи кормить. Живут в параллели.
Единственное, что написала, вернувшись, о контрасте дорог и деревень, с бурятской и иркутской сторон при подъезде к Аршану.
Как всегда, как только ты думаешь, что надо соблюдать нейтралитет, Судьба бьет тебя наотмашь.
Настало утро 28 июня. Проснулась от звонка близких из Аршана, что им страшно и надо срочно забрать их оттуда. Всю ночь шел ливень сплошной стеной, без перерыва гремел гром нарастающими раскатами, и молнии рассекали небо. Такого они не видели никогда. Они смотрели в окно с другими отдыхающими и рассуждали, смоет их или нет. Выйти не могли, не было возможности. Света нет. Завтрака нет. Никто ничего не сообщает. Аршан полуразрушен, камни-грязь. Описали в красках все, что потом будет показано многими СМИ.
Дозвониться до МЧС не смогла. Стала смотреть в Инете. Не было инфы нигде. Потом увидела куцое сообщение на Газете РБ. Отписалась на ФБ. Позже стали появляться сообщения во всех СМИ, с обновлением и фотографиями.
Добралась, наконец, до МЧС, настояла, чтобы меня соединили с кем-нибудь, кто владеет ситуацией.
Театр абсурда начался именно в этот момент. Они попросили меня представиться. Полностью. Пояснив, что они обязаны занести в списки. Сказали, что смысла ехать нет, пробраться невозможно. Но ситуация улучшается.
Весь день следила за происходящим в Аршане, постоянно созваниваясь с близкими, со знакомыми, проживающими и работающими там. Также разговаривала и с горожанами, кто ездит туда периодически или у кого в этот момент тоже находились знакомые или родные. Было страшно.
Никаких официальных заявлений не было достаточно долго.
Но, когда стали появляться, что от журналистов, что от власти, просто резануло, что параллельно с освещением событий они продолжили свои обличения в адрес оппонентов и пиар себя любимых. На фоне катастрофы, в т.ч. потерялась группа детей из детдома. Не выдержала и вслух назвала циничным комментарий министра экономики, помогает ли Зарубин. Отличие мое и других от нее, что мы в данной ситуации выступаем простыми жителями-обывателями. А она – представитель власти. Это даже не женский уровень логики, это просто элементарная глупость. Тут же вспомнилась ее судимость за оплату банкета из государственного кошелька и поездки по Миланам и прочим столицам моды снова за счет бюджета.
К слову сказать, она продолжила свою линию. На следующий день отписалась, что надо помочь Аршану, собирать волонтеров. Это министр экономики!
Добравшись вчера до Аршана, увидела картину разрухи. Это, действительно, катастрофа. Селевой поток впервые увидела в населенном пункте. В парках, на дорогах. Камни, лежащие мирно, но своей массой страшат, стоит представить, как это неслось по улицам. Домики провалившиеся, снесенные заборы, в т.ч. металлические. Шум падающей воды не радует, как на водопадах, а пугает. И всё это на фоне красивых гор и яркого солнца.
Вспомнила свое первое путешествие в Италию, когда туристы поражались, как люди могут спокойно жить рядом с действующим вулканом. И прогулки по Помпеям вспомнились. Представила, что Аршан тоже мог быть погребен селевым потоком с камнепадом.
Поговорила с местным населением, которое достаточно спокойно ведет себя. Что случилось – то случилось. Надо жить дальше. В основном, надеются на себя и родственников.
Не встречала ни в одном сообщении за эти дни.
В Аршане нет системы оповещения. В принципе! Многие люди остались живы и здоровы, поскольку сами проснулись ночью и спасались, как могли. Хотя после трагедии Крымска, осуждения руководителей города и района, вся страна говорила о неповторении подобного. Почему руководство Аршана, республики, МЧС не сделали выводов? Несколько человек сказали, что их до сих пор на работе не спрашивал никто, как чувствуют себя отдыхающие, все ли на месте.
Это же элементарно, с учетом тех средств, которые имеются нынче под рукой у всех! Горы, которые в такой близости находятся, ни о чем не заставляли задуматься?! Тем более, что подобное в истории Аршана уже было.
Все эти мосты и другие сооружения. Кто, наконец, ответит, насколько они соответствуют нормативным требованиям. И умели ли строить те, кто выиграл подряд. Молчу о похищенном. Это другой вопрос. Главное – безопасность.
Не было оповещения. Но и после, утром, когда природа успокоилась, снова никто ничего людям не разъяснял, что произошло, будет ли повторение. Что им делать, пытаться срочно выехать или оставаться ждать, когда дорога просохнет.
Почему Иркутск сразу начал принимать меры по вызволению своих детей и взрослых туристов?
Часть отдыхающих решили остаться. Это их выбор. Местные жители тоже остались, куда им деваться. Да и деньги сейчас не помешают аршанцам, которым, оказывается, и зарплату платят не вовремя. И в этой связи возникает вопрос, насколько это безопасно и с точки зрения всевозможных инфекционных заболеваний. Заставляет задуматься рассказ женщины, что внука укусил клещ. Они не могли выбраться из дома до медсестры. Но, когда добрались, выяснилось, что у них в Аршане (где столько отдыхающих и леса (!)) нет вакцины. Они еле уговорили таксиста доехать до соседнего села, где поставили укол!
Многое говорит фраза «жертв нет». Во-первых, это благодаря тому, что стихия разгулялась не на полную мощь. А во-вторых, никто не говорит о психологических проблемах, которые неизбежны в будущем у многих. И часть будут испытывать страх именно из-за того, что нет уверенности в будущем. И что власть вообще не думает о нашей безопасности.
И еще. Воспитанники из детдома нашлись. Но опять же нигде не читала, как такое возможно, что группа из 14 человек, где 8 – несовершеннолетних, выходит в горы, не уведомляя никого, не согласовывая маршрут, и не выходя на связь ни с кем! Снова просто все радуются, что они нашлись. Нет отчета, что будет сделано для того, чтобы такое не повторялось.
Урок на будущее. Нельзя оставаться в стороне. Это может коснуться любого из нас. Надо добиваться, чтобы власти нас считали за людей, которых должны пусть не любить, но о которых заботиться.
Источник: gazetarb.ru
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]