Бурятский лес требует обширных знаний и твердых этических принципов
Бурятская общественность что-то стала сильно нагреваться по поводу лесозаготовок. 11 мая 2018 года в Улан-Удэ произошел митинг против планов передачи в аренду на 49 лет тайги в Закаменском районе Бурятии китайской компании «МТК-Дженькей». То вот выходцы из Усть-Орды пишут, что из-за вырубки лесов в Эхирит-Булаганском районе Иркутской области пересохли родники, озера, не урождаются травы, из-за чего местные буряты стали постепенно резать скот, который нечем кормить. В общем, налицо нарастание некоего недовольства вырубкой леса.
Глава Бурятии Алексей Цыденов лично высказался по поводу митинга в Улан-Удэ и вообще по лесным проблемам. Среди его довольно большого выступления была, на мой взгляд, наиболее ценная мысль: «Сейчас весь бардак в лесу у нас, который годами копился, там ни одного китайца нет - это создали мы с вами».
С этим высказыванием Цыденова нельзя не согласиться.
Даже более того, можно высказаться гораздо жестче, чем Цыденов, но в том же духе. Собственно, а что это вы, уважаемые буряты, забунтовали и заголосили по поводу массовых вырубок леса? Разве это не концентрированное выражение ваших же жизненных принципов? И не только это бурятский принцип, он вообще крайне широко распространен среди населения многонациональной России. Буряты же мне просто первыми попались под руку и в данном случае выступают лишь как пример, равноправный со многими другими.
Вот я в течение многих лет слышал, как лозунг, как пароль: «Будь проще!». Под этим лозунгом травили и преследовали тех, кто не хотел упрощаться, всякого рода «ботаников». Травили и изгоняли. И вот результат. Массовая вырубка леса – это как раз буквальная реализация лозунга «Будь проще!» в лесном хозяйстве. Куда ж еще проще: срубил – продал.
И не надо говорить, что вы были не такими.
Масштабы рубок таковы, что они совершенно невозможны без активного участия местного населения, нанимающегося лесорубами.
Для примера, из Лесного плана Иркутской области за 2015 год видно, что с 2003 по 2007 годы вырублено 420 тысяч гектаров леса (107 млн. кубометров древесины).
При том, что на гектаре леса растет 5,2 тысячи деревьев, то нетрудно подсчитать, что за эту ударную пятилетку только в одной Иркутской области (без Усть-Орды) было свалено более 2 миллиардов деревьев! Еще 134 тысяч гектаров леса за эти же годы сгорело в пожарах.
Сгоревший лес также потом частично вырубается в порядке санитарной рубки, и это тоже могло добавить к добыче лесорубов еще 200-300 млн. деревьев. Никакие мифические китайцы не могли вырубить столько леса. Это сделали местные жители, получившие свою долю от продажи собственных лесных богатств за бесценок. Так что Цыденов полностью прав в своем высказывании.
Между тем, правильное, устойчивое и прибыльное лесное хозяйство весьма сложно, требует разнообразных и разносторонних знаний (в том числе и ботанических; лесное хозяйство стоит на фундаменте ботаники).
Просто, чтобы правильно посадить и вырастить лес, нужно прочитать много книг и усвоить их содержание.
Переработка древесины, особенно глубокая, химическая переработка, дающая наиболее ценные и выгодные продукты, - также очень сложная, но увлекательная область органической химии. К примеру, имея только древесину и серную кислоту, можно сделать пластмассу – ацетат целлюлозы. Все необходимые полупродукты для этого процесса можно получить из древесины же. Как? Ну так надо было книжки читать, а не скандировать: «Будь проще!».
Лесное хозяйство также требует твердых этических принципов. Лесное хозяйство – дело долгое, и лесовод, сажая саженцы сосны, работает на будущее поколение. Он не увидит во всей красе высаженного им леса, поскольку сосне надо более ста лет, чтобы набрать спелость. Столь крепкие этические принципы, чтобы можно было вести хозяйство, рассчитанное на десятилетия вперед, также формируются на основе сложно устроенного мировоззрения.
Если этих твердых этических принципов нет, то лесу мало чем можно помочь. Всегда ведь найдутся желающие поживиться.
Если же лес огородить колючей проволокой под током охраны ради, то вы же, уважаемые буряты, первыми же и заголосите, что у вас-де отняли леса.
Вот чтобы у вас, уважаемые буряты (и не только они), был лес, были родовые родники, озера, богатые травами луга и пастбища, вам надо было окружать «ботаников» заботой и уважением, а также придерживаться этических принципов, которые оберегают леса лучше колючей проволоки. А так, вы их изгнали, и теперь имеете то, что заслужили.
В Усть-Орде из-за вырубок леса уже есть засуха, подкашивающая животноводство. Следующий этап – эрозия и развеивание почв. Потом будет появление и распространение песков. К слову сказать, в Бурятии уже идут интенсивные процессы опустынивания. И станет окружающий вас ландшафт простым до предела – песчаной пустыней. «Будь проще!» - разве не ваш лозунг?
В общем, решения по поводу леса в Закаменском районе Бурятии можно приветствовать, но с моей точки зрения это мало что даст. Потребуется глубинное изменение народного мировоззрения, чтобы народ начал смотреть на лес, как на защиту от засух и опустынивания. На это потребуются годы и десятилетия.
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!