БЦБК: приступить к ликвидации?
Две общественные организации - "Байкальская экологическая волна" и "Байкальское движение" - оказались первыми, кто прокомментировал заявление руководства компании "Континенталь менеджмент" о четырех вариантах развития событий вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
3 июля в пресс-конференции, посвященной этому заявлению, приняли участие сопредседатель БЭВ Марина Рихванова и один из соучредителей БД Валерий Лукин.
Три варианта из четырех предполагают возобновление работы комбината - на неприемлемых, по мнению БЭВ и БД, условиях - размыкании замкнутого цикла или при замкнутом цикле, но с ежемесячной дотацией в размере нескольких десятков миллионов рублей. Вариант с разомкнутым циклом и вовсе незаконен. В целом восстановление производства крайне сомнительно еще и потому, что на это требуются значительные финансовые затраты, а у комбината нет денег даже на заработную плату оставшимся сотрудникам и различные выплаты и компенсации уволенным. Комбинат до сих пор не выполнил собственные обязательства по запуску системы озонирования очистных сооружений, потому что у него нет необходимых для этого восьми миллионов рублей. Задолженность перед работниками превышает 30 млн, и в ближайшее время, в связи с необходимостью выплатить зарплату за июнь, долг увеличится еще на несколько миллионов.
В числе уволенных с комбината имеются около 50 человек, получивших в свое время достаточно большие кредиты в банках. Общественные организации следят за судьбой этих людей, и с некоторыми банками уже удалось достичь соглашения о реструктуризации долга. БЭВ и БД предлагают учесть особые обстоятельства, сложившиеся в Байкальске, и настаивают на подготовке указа президента или распоряжения председателя правительства, которые позволили бы сохранить для бывших работников БЦБК максимальный размер выплат по безработице - так же, как это было в свое время сделано для уволенных с закрытых шахт в Западной Сибири.
Кредиторская задолженность комбината, по оценке общественников и имеющейся в открытом доступе информации, превышает полтора миллиарда рублей. На наиболее ликвидном оборудовании комбината давно уже установлены таблички "Собственность такого-то банка". По мнению Валерия Лукина, руководство комбината сознательно вело дело к банкротству, и даже директор БЦБК Завалковский не отрицал этого уже пару месяцев назад. Общественники настаивают на том, что невозможность и недопустимость производства целлюлозы на берегу Байкала должны быть как можно скорее признаны государством, поскольку отсутствие такого решения тормозит развитие альтернативных производств и создает необоснованные иллюзии. Пока решение о ликвидации БЦБК не будет принято, в город не придет ни один солидный инвестор.
Со своей стороны БЭВ и БД предлагают несколько шагов, которые позволили бы разрешить ситуацию. В первую очередь должны быть разработаны и приняты программа создания реальных рабочих мест, в том числе - на ликвидации накопленных отходов, причем за счет собственников, а не областного бюджета. Разработка такой программы и софинансирование ее из областного бюджета позволили бы включить Байкальск в федеральную программу ликвидации накопленного ущерба (в Иркутской области в нее включен Свирск с его запасами мышьяка) и создать не менее ста высокооплачиваемых рабочих мест. Вторым шагом могло бы стать решение о создании в Байкальске особой экономической зоны регионального значения с условием взимания налогов по минимально возможной схеме. Регионы имеют право установить налог на вмененный доход в размере от 5 до 15 процентов, правительство заявляло о готовности снизить этот налог для всей области до 7,5 процента, поэтому сделать для Байкальска ставку в размере 5 процентов вполне реально. Помимо всего прочего, только малый бизнес способен за короткое время создать в городе необходимое количество рабочих мест.
Общественные организации напоминают правительству, что собственники не выполнили ни одного обещания, данного в прошлом, и ведут себя довольно свободно - один из руководителей "Континенталь менеджмент", например, предупредил правительство области, что компания не намерена поддерживать работу ТЭЦ на своей территории, если работа комбината не будет возобновлена. Марина Рихванова отметила, что решение по Байкальску, принятое быстро и решительно, могло бы стать примером для других моногородов России - примером того, как, благодаря своевременно принятому политическому решению, город перешел на новые, более экологичные и более устойчивые варианты развития. "Байкальская экологическая волна" в течение нескольких месяцев проводила конкурс общественных проектов, в результате которого девять проектов получили поддержку, и на их основе уже созданы новые производства и новые рабочие места.