Следствие не усмотрело политических мотивов в действиях нацистов, напавших на лагерь в Ангарске
В августе прошлого года Прокуратура г.Ангарска закончила расследование нападения на экологический лагерь, протестовавший против расширения производства на местном комбинате по обогащению урана. В результате нападения 21 июля 2007 года был убит один из участников лагеря, 21-летний Илья Бородаенко, получили серьезные ранения еще два человека. Потерпевшие и обвиняемые знакомятся с материалами дела. Следователи установили, что нападавших было 28 человек. Из них были найдены и арестованы 22 человека, трое в ходе следствия были переведены в разряд свидетелей, 19-ти были предъявлены обвинения. В июле прошлого года последнему из обвиняемых мера пресечения была изменена на подписку о невыезде.
Обвинения участникам нападения «светят» весьма серьезные. Всем 19 обвиняемым предъявлена статья 213, часть 2 УК РФ («Хулиганство, совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой»). Шестерым - статья 111, часть 3, "а" и "б" УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и в отношении двух или более лиц»), еще двоим - ст.111, часть 4 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). Двоих будут судить еще и за умышленное уничтожение имущества.
Из рассказов участников нападения вырисовывается следующая картина произошедшего. Ночью 20 августа в условленном месте встретились несколько групп участников нападения. Группу из Иркутска собрал известный в среде «правых» нацист по кличке «Киборг» (Степан Черных), с ним приехали члены фан-клуба ФК «Звезда». Так среди нападавших оказался и далекий от политики Павел Рихванов, сын лидера иркутской экологической организации «Байкальская волна». Другая группа приехала из Усолье-Сибирского, соседнего райцентра. Подтянулись местные наци-скинхеды и даже случайная молодежь, сагитированная знакомыми на «крутую драку». Двое таких пацанов сбежали с места событий в первые секунды нападения, поэтому и были переведены в разряд свидетелей. «Через пару минут после «прыжка» большинство нападавших попыталось убежать, поддавшись панике, - рассказывает участник экологического лагеря, Алексей С. - Но тут они услышали от организаторов: «Стоять! Мы еще не закончили!», и избиение продолжилось. На рукавах у самых активных из нападавших были белые повязки».
10 октября 2008 года один из потерпевших направил в Прокуратуру Иркутской области и Генеральную прокуратуру заявление о том, что в материалах дела фигурирует справка местного ФСБ. В документе сообщается, что один из нападавших, Антон Назаров, является членом Национал-патриотической партии, а дома у него обнаружены в большом количестве националистические материалы. Потерпевший цитирует в своем заявлении ФСБ, которая считает, что «возможным мотивом нападения является идеологическая ненависть или вражда, что подпадает под признаки преступления, предусмотренные пунктом 2 статьи 282.1 УК РФ» – организация экстремистского сообщества. Другой задержанный, Сергей Пургин, также по мнению ФСБ связан с нацистами.
31 октября Прокурор города Ангарска Д.М.Погудин ответил, что «проверкой установлено, что в ходе расследования изъятые по делу письменные и электронные носители информации не подвергались исследованию. Надлежащая оценка действиям обвиняемых Назарова А.А., Пургина С.Л. и других по статье 282.1 УК РФ не дана. … По результатам изучения уголовного дела прокуратурой принято решение о возвращении дела следователю для проведения дополнительного расследования». Но дополнительное следствие снова не принесло результатов. В декабре 2008 года потерпевший получил следующий ответ, на этот раз от и.о. начальника Управления уголовного розыска Криминальной милиции по Иркутской области А.Г.Кампфа. В письме говориться, что «признаки состава преступления предусмотренные по ст. 282.1, п. 2 УК. РФ (участие в экстремистском сообществе) не выявлены, изъятая литература уничтожена. Граждане Назаров Антон Алексеевич и Пургин Сергей Леонидович к экстремистскому сообществу не относятся».
В деле есть еще одно интересное обстоятельство: среди «неустановленных лиц», которых милиции не удалось задержать, оказались, в том числе, организаторы нападения - некие Паша и Дима. Накануне они приходили в лагерь и расспрашивали его участников о количестве участников, распорядке жизни и охране. Они принесли на встречу с нападавшими карту с расположением палаток в лагере и объясняли, кому что делать. Паша и Дима не были футбольными фанатами, и их не знал почти никто из нападавших. А тот, кто знал, видимо, предпочел ничего о них не рассказывать. «Паше» и «Диме» удалось скоординировать действие трех разрозненных групп из людей, которые до этого не знали друг друга и эффективно осуществить «операцию». Доселе такого уровня организации ни «ультраправые», ни тем более футбольные фанаты в Иркутске не проявляли. Об этом свидетельствуют местные ребята. Информации о том, кто такие «Паша» и «Дима» и откуда они, в материалах следствия так и не появилось.
Как рассказал один из потерпевших, следователи ему объяснили, что их не интересовало, кто организовал нападение: «Важно, что преступление имело место, и те, кто его совершил, должны быть наказаны». Заказчики и организаторы преступления следствие не волнуют. Случайно ли?
В ближайшее время материалы дела будут переданы в суд.
Комментарий Павла Чикова, к.ю.н., председателя Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА»:
«Уверен, что совершить такое нападение без соучастия представителей власти было невозможно. Если, конечно, не допустить мысль, что в Иркутской области действует хорошо организованное вооруженное подполье. Но оно опять-таки должно было иметь чиновничьих покровителей, поскольку организованную группу обвиняемых в причинении смерти из хулиганских побуждений из-под ареста до суда обычно не выпускают.
Точно такое же впечатление некоей «незримой руки» оставляет целая череда событий вокруг антифашистов в Удмуртии, где нацисты провоцируют конфликты с антифашистами, а затем сразу бегут в местный УБОП - писать заявления о преступлении.
Думаю, что Иркутский УБОП получил указания разобщить молодежные группировки нацистов и антифашистов в ряде регионов страны и действует отработанными на ОПГ методами: старается отсаживать паритетно людей из обеих групп, провоцируя их на стычки и вербуя задержанных на предложении уйти в свидетели за ценную информацию о «противнике». Просто операм с убойного «забыли» объяснить разницу между идеологией нацизма и антифашизма, а погибшие на фронтах Второй мировой деды ими уже забыты».
Дополнительная информация: "Агора", 8-843-523-09-53