Артур Скальский

© Российская газета

ЭкологияБайкал

9977

04.09.2008, 15:59

Подземный гром. Как отзовется на него Байкальский экономический форум, открывающийся 8 сентября

Мы ахнули и замерли, когда неделю назад на Байкале разразилось землетрясение. Эпицентр его, сообщили "молнией" все каналы информации, в южной части озера на дне. Как раз в том районе, где расположен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. И город Байкальск.

Сейсмологи уточнили: сила подземного толчка около 8 баллов по шкале Рихтера. Предупредили: возможны повторные толчки. Какой силы, не уточнили. Район озера Байкал известен повышенной сейсмичностью. Его дно и берега пересекает рифтовая зона длиной более 2 тысяч километров, в которой земная кора и тоньше, и слабее, чем на плато. Рифтовая "трещина", так сказать, как раз пересекает площадку Салзан, на которой стоит, дымит, чихает и сливает нечистоты все хозяйство БЦБК. И по трубам, и без оных - самотеком.

Руководство комбината срочно остановило производство. На очистные сооружения и отвалы твердых отходов выслали наблюдателей: не появилась ли течь на разломах бассейнов-отстойников, не поползли ли грязевые потоки из шлам-бассейнов...

Последовали повторные толчки: 5 баллов, 3 балла...

Ну, слава богу, подземная стихия угомонилась. Не факт, сказали сейсмологи, надо еще ждать. Весь день сновали по цехам и участкам комбината смотрящие: не треснуло, не потекло, не просочилось. Пять часов мы ждали. Толчки шли на спад, тревоги наши тоже. Но и остались.

На 120 метров под облака вознеслась над предприятием стальная роща труб от установок и агрегатов, в которых варится, парится, разлагается и соединяется в новые конгломераты то, что было когда-то сибирской тайгой, древесиной. Дым и пар, что выбрасывают эти 120-метровой высоты трубы, разносят по окрестностям тысячи тонн пыли, насыщенной сульфатом натрия и щелочами, сернистым ангидридом, соединениями восстановленной серы (сероводорода и др.), окислы азота, углеводорода и хлора, фенола, метанол...

Более 6 тысяч тонн в год весит только этот поднебесный букет. Но вознесенный под облака, он как бы исчезает, никому не принося вреда.

А если хоть одна труба рухнет... Считают, что комбинат и выросший при нем город Байкальск только потому и не задыхаются, что высоченные трубы выбрасывают под облака, а вольный ветер уносит на многие десятки километров эти дары прибайкальской цивилизации, совсем не безобидные для здоровья местных жителей, особенно детей. С каждым годом все больше.

От 40,9 до 63,6 тонны на 1 квадратный километр чистейшего зеркала Байкала выпадает в год в районе БЦБК химических отбросов, выброшенных этими и другими трубами. А на всю байкальскую природную территорию (БПТ) в 2006 году - около 350 тысяч тонн, увеличившись за год на 10 тысяч тонн.

Семибалльное землетрясение трубы выдержали, но "шатались как пьяные", по свидетельству очевидцев.

Конечно, Байкальск в числе иркутских исполинов, щедрых на удушливые запахи цивилизации, числится недорослем, но зато никто из них не имеет такой чести, как БЦБК, - гадить в воду объекта всемирного наследия, взятого под эгиду ЮНЕСКО.

На той же Салзанской площадке, рядом - рукой подать, в зоне рифтового разлома, то есть на самом сейсмоопасном участке, расположены 10 (десять) карт-шламонакопителей, куда скачиваются твердые отходы технологических процессов; чуть далее - на Бабхинской площадке - карты NN 11, 13, 14 - для золошламоотвалов. Конечно, карты-шламонакопители были построены "для временного складирования осадка от очистки сточных вод на период поиска путей его утилизации". И, конечно же, тот поиск все длится и длится, а конца-края ему все нет. Как и образованию отходов. В 2004 г. их было 129 853,663 тонны, через год - 121 586,314 т. Зато в 2006 году был поставлен рекорд - 145 582,738 тонны. Отходы эти по своей вредности имеют все V (пять) степеней опасности - от ртути (I степень), свинца и отработанных масел (III степень) до отходов целлюлозного волокна, коры деревьев, шлаков от сжигания углей (V степень опасности). Часть этих отходов (трехгодичная масса - более 397 тысяч тонн) перерабатывается, часть вывозится, но основная масса остается при комбинате. Через них фильтруется нечисть и стекает понемногу в озеро.

А если гром подземный громыхнет в полную силу?

- Что вы паникуете? - обычно говорят представители ООО "Лесопромышленная компания Континенталь Менеджмент", реального хозяина БЦБК. - Не отравили мы ваш Байкал, чистая в нем вода. А вы ее все мутите. Нынче вот новая побрякушка: эвакуировать комбинат. Не надоело?

При этом вид у них такой, будто это они делают одолжение Байкалу, пытаются чистить стоки и гремучую воздушную смесь. Будто он и все мы перед ними провинились и должны чего-то им.

Если честно, то имеет смысл бороться за Байкал до тех пор, пока в нем вода чистая. И, помимо всего прочего, стоит несколько триллионов долларов, если ее начать продавать сегодня. А если она станет грязная, за что же тут бороться - сливать ее надо. В Северный Ледовитый океан. Не ближе. За грязную воду как товар никто больше копейки не даст. Грязной, ее везде хоть залейся: от Западной Двины, Волги, Дона - до Амура-батюшки.

* * *

Совсем не случайно в апреле-мае 2008-го новые лидеры России почти в унисон заявили: проблемы экологии природы и человека в их работе на предстоящий период станут в числе приоритетных. И сделали по этому поводу несколько публичных заявлений.

Премьер В. Путин в июле провел в Южном федеральном округе важное совещание по проблемам водных ресурсов страны. Общественность сразу заметила: вторая часть того совещания прошла "в закрытом режиме". Позвонили взволнованные иркутяне: решалась судьба Байкала?

В департаменте государственной политики и регулирования в области природопользования минприроды и Межведомственной Байкальской комиссии подтвердили: мы готовили материалы для руководства, которое проводило совещание. Среди них были и разработки вариантов решения байкальской проблемы.

- Был вариант закрытия и эвакуации БЦБК?

- Разные были...

- Или перепрофилирования предприятия на выпуск другой продукции по безводной технологии?..

- Варианты разные. Но все они трудоемкие и недешевые. Требуют времени для их реализации.

- Не дни?..

- И даже не год-два.

- И все-таки, есть вариант эвакуации БЦБК?

- Хорошие варианты предлагаются. В рамках существующего законодательства, - подчеркнул А. Амирханов, ответственный секретарь Байкальской комиссии, последовательный сторонник законности и порядка. - Они уже изучаются руководством. В полученной информации можете сослаться на нас.

* * *

В Иркутске особо тщательно готовятся к предстоящему Байкальскому экономическому форуму, который открывается 8 сентября. Он уже стал традиционным. Иркутяне с энтузиазмом встретили заявление в печати Д. Мезенцева, заместителя председателя Совета Федерации, который курирует подготовку к форуму, что проблема Байкала не будет обойдена вниманием. БЦБК нынче стал бельмом на светлом оке Байкала. Готовится принять участие в форуме и министр природных ресурсов. Во всяком случае, ему готовят материалы для поездки на Байкальский форум.

В руководстве минприроды не исключают такого варианта: Байкальский экономический форум - самое достойное место, чтобы выдать уникальному озеру бессрочную охранную грамоту. Как экономический форум он, несомненно, состоялся. Теперь, по логике и по принадлежности, ему пора состояться и как экологическому.

В конце концов надо определяться. Вся логика байкальской проблемы требует этого. Смотрите, в каком она сегодня тупике.

Интересы озера Байкал в приоритетном порядке защищают действующие на сегодняшний день законы:

- Федеральный закон от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал";

- Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе";

- Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";

- Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

- Водный кодекс РФ (N74-ФЗ от 03.06.2006 г.);

- Лесной кодекс РФ (N200-ФЗ от 04.12.2006 г.);

- Земельный кодекс РФ

(N 136-ФЗ от 25.10.2001 г.);

- Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1

"О недрах" и другие нормативно-правовые акты, среди которых постановление правительства Российской Федерации N 925 от 02.12.1992 г. "О перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы".

За тем, как выполняются требования вышеперечисленных законов, отдельно и в комплексе, путем экологического мониторинга следят государственные полномочные органы:

- Росгидромет;

- Роснедвижимость;

- Росрыболовство;

- Росприроднадзор;

- Росводоресурсы;

- Рослесхоз;

- Роснедра и другие контрольные органы, включая Генеральную прокуратуру, МВД, Счетную палату и другие спецслужбы. Эта гигантская государственная машина, обладающая энергией неодолимой силы, вот уже на протяжении последних 15 лет не может сделать, казалось бы, пустякового по их возможностям дела - заставить один-единственный комбинат не загрязнять воду озера Байкал, имеющую статус жизненно важного ресурса планетарного масштаба. 747 комиссий в год "наводят порядок" на Байкале, а воз и ныне там: и Байкалу плохо, и людям не лучше: бедуют, голодают, бомжуют, болеют.

Я не буду приводить цифры и факты, характеризующие разгул беззакония на Байкальской природной территории, они нынче общеизвестны. Последние пять-восемь лет были разные начальники в регионе, а беззаконие на Байкале оставалось незыблемым, экология - в предынфарктном состоянии.

А теперь, как говорится, пароход уперся в берег. И требуется честный ответ на прямой вопрос: если не работает закон, надо применять политическую волю. Или силу. Третьего не дано. Дело, как видим, не в хорошем или плохом губернаторе, дело в водном голоде, мировом кризисе питьевой воды, которые надвигаются на наше благополучие.

* * *

Нам бы пора сделать вывод, приличествующий уровню проблемы. При игнорировании законов современной России никто не должен вписываться в рыночную экономику. На уровне первой же попытки надлежит снимать с конкурса таких шустрых ребят.

ОАО БЦБК все эти годы пыталось вписаться, обремененная, как гирляндами, игнорированиями природоохранного законодательства. Не выходит.

На днях уволили очередного генерального директора - В. Вороновича. Назначили очередного нового - Андрея Дрибного, сообщают из Иркутска. Теперь "под него", нового, будут выбивать различные отсрочки. Такова полувековая традиция. Кому-то это нужно... Будто не догадываются, что попытки все использованы. И у него, нового, осталась одна, последняя - вписаться в тяжелый, но со счастливым концом процесс эвакуации. Но уже выдвигается новый аргумент у любителей менять кровати и передвигать их с места на место, как признак перемен к лучшему. Новый гендиректор БЦБК, не успев вступить в должность, заявил, что с пуском замкнутого водооборота загрязнение Байкала прекратится. К нему тут же присоединился вице-губернатор Д. Шейбе. Вдвоем они принялись обрабатывать нового главу Росприроднадзора В. Кириллова. И тут на три голоса уточнили: если самую малость и останется, то байкальскую воду она не испортит. Ну точь-в-точь, как в свое время академик Жаворонков со своей комиссией. Правда, потом он публично отрекся от своих заявлений.

* * *

Природа создавала экологическую систему Земли миллионы и миллиарды лет. Из камушков и кирпичиков. В муках и потрясениях. Создавала, испытывала, ломала, снова искала и создавала. Пока не выпестовала системную колыбель для жизни, а потом, поднатужившись, и для разума. Колыбель как систему, способную совершенствоваться и развиваться, опережая растущие запросы разума.

Однажды человек, став разумным, сказал:

- Мне нет времени ждать, а ты не поспешаешь.

И принялся, войдя в азарт, испытывать на выживание и боль ту систему направо и налево. Человеку некогда ждать, а природа не склонна ускорить процесс изменений.

А в бизнесе время - деньги.

Крушить, оказалось, быстрее и легче, чем создавать любые системы: можно управиться за пятилетку. И быстрее: у каждого крушителя своя историческая мера времени.

В этот временной коридор ныне попала вода.

Умный не тот, кто идет напролом и достигает.

Умный тот, кто в стремительном движении ничего не разрушает.

Умный тот, кто понимает и знает: любая экологическая система создается для жизни и разума. Исключительно для них. А уже разум создает все остальное. Покушение на экологию - это та же братоубийственная война. От нее никогда и никого не спасут даже свинцовые трусы, которые однажды вручили иркутские экологи губернатору, - он разрешил было ввозить на Ангарский химкомбинат "чужие" ядерные отходы для переработки.

* * *

Стихия еще раз напомнила о себе в конце минувшей недели: на шесть с половиной баллов тряхнуло Байкал.

С чем шутят, чем рискуют упертые головы, наращивая километры труб на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате? В который раз природа нас предупреждает "по-хорошему": Байкал - не место для рискованных экспериментов. Он без целлюлозы, картона и всяких иных химий себя прокормит. И на долю всей России много чего останется. Только оставьте его, ради бога, в покое. Хотя бы его одного в целой России. Он стоит того.

Анатолий Юрков, обозреватель "Российской газеты"

Артур Скальский

© Российская газета

ЭкологияБайкал

9977

04.09.2008, 15:59

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=47346

bytes: 13252 / 13237

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6436

18.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16711

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8273

12.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9784

31.10.2024

Хамбо лама против псевдоучёного: борьба за Байкал продолжается

Академик РАН Арнольд Тулохонов, известный в Бурятии как предатель интересов Байкала, завёл одну и ту же шарманку, пытаясь продавить правки в закон об озере. В своём новом интервью он вновь озвучил негативные последствия непринятия изменений в ФЗ.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

15568

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11820

24.10.2024

Саган-Хушун: как местные жители остановили угрозу для святых мест

На Ольхоне развернулась напряженная ситуация вокруг стройки подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Это место считается священным для местных народов, а его история обогащена тысячелетиями традиций и верований.

Анна Моль

ЭкологияКультураИркутск Байкал

18767

21.10.2024

«Мусорное пятно» Байкала: как микропластик угрожает жемчужине России

В последние годы ученые фиксируют тревожные данные о загрязнении Байкала микропластиком.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал

16215

09.10.2024

«Ольхон-2024»: международный лесовосстановительный форум на острове Байкала

В самом сердце озера Байкал, на острове Ольхон, с 17 по 22 сентября 2024 года прошел 11-й Международный лесовосстановительный форум «Ольхон-2024». Организаторами этого важного ежегодного мероприятия выступили Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15617

08.10.2024

Байкал под натиском: как Священный мыс Саган-Хушун оказался на грани застройки

Жители Иркутской области всполошились из-за планов по освоению мыса Саган-Хушун на острове Ольхон, что на озере Байкал. Этот природный и археологический памятник имеет огромное культурное значение для коренных народов. Но теперь ему угрожает коммерческая застройка.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

23306

07.10.2024

Окутанный тайнами: куда уходят средства «Заповедного Прибайкалья»?

Байкал и окружающие его девственные ландшафты Прибайкалья — настоящее чудо природы, охраняемое государством. Один из ключевых защитников этой хрупкой экосистемы — национальный парк «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

19902

27.09.2024

Российские ученые обратились к Володину с просьбой остановить «антиэкологичные» поправки к закону о Байкале

Ведущие российские ученые и общественные деятели выступили с обращением к председателю Госдумы Вячеславу Володину, призывая не принимать законопроект, который, по их мнению, существенно ослабляет охрану уникального природного объекта — озера Байкал. Автор: Алёна Штерн Фото из альбома "Байкал.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаИркутск Байкал

19385

20.09.2024

Лица Сибири

Бондаренко Ирина

Ширяев Вячеслав

Иванов Геннадий

Немировский Олег

Хоменко Андрей

Аксаментов Геннадий

Пономарёв Алексей

Гунзынов Галан

Головина Екатерина

Гаврикова Инга