На Байкале исчезнет флот, а людям придется уехать?
Жизнь вокруг Байкала может измениться до неузнаваемости. В правительстве обсуждают постановление "Об внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории".
Центральная экологическая зона - это полоса вокруг берега Байкала шириной 30 км, где живет около 100 тыс. жителей. Цель постановления благая - сохранить экологию Байкала. Однако люди, которые живут у озера, могут оказаться вне закона. На их привычную жизнь могут наложить множество запретов.
Топить печи углем не разрешат
К примеру, по новому закону в пределах прибрежной полосы нельзя отапливать дома углем. Ведь шлак от него - это отходы, которые нельзя выбрасывать на территории Центральной экологической зоны. А вывозить пепел за 30 км от дома слишком дорого. Выходит, придется сидеть без тепла либо запасаться дровами.
Есть и другие трудности.
- В проекте постановления, который я читал, указано, что в пределах 30-километровой зоны нельзя уничтожать отходы и делать их захоронения, - разводит руками директор Лимнологического института Михаил Грачев. - А куда же тогда девать мусор?! Например, на Ольхоне. Еще законопроект запрещает очищать туалеты на судах во время плавания. При этом даже самое современное судно может ходить без сброса отходов лишь двое суток. Получается, что весь флот встанет.
Как теперь будем отдыхать
Проект постановления разработало Министерство природных ресурсов. Потом бумагу направили по ведомствам. В том числе в администрацию Иркутской области - чтобы местные власти сделали свои замечания. Когда правки внесли, проект отредактировали и снова пустили по инстанциям. В конце прошлого года постановление одобрили и отправили на согласование в правительство России. Там должны принять проект либо отправить на доработку. Впрочем, новый документ уже сейчас вызывает кучу вопросов.
- Не совсем понятно, как постановление будет работать, - считает заместитель директора Департамента охраны окружающей среды и недропользования Иркутской области Нина Абаринова. - Когда мы согласовывали последнюю редакцию, многие нормы в этой бумаге были неточны.
Мы внимательно почитали проект постановления. Если его примут в таком виде, как предлагают сейчас, туристам на Байкале станет сложнее. Например, запретят отдых в таких местах, где нет сооружений, очищающих сточные воды и выбросы. Много ли вы знаете турбаз на Байкале, где есть локальные очистные сооружения? Вот и мы о таких не слышали. Осталось непонятным, разрешат ли ставить палатки на берегу? Или, например, плавать по озеру на собственном катере или лодке?
Кто спорит, чистоту и первозданность Байкала нужно беречь. Но вряд ли этому хорошему делу помогут запреты для жителей и туристов, которые плохо вяжутся с реальностью.
- Последние рекомендации к постановлению мы отсылали в январе, - говорит заместитель начальника отдела охраны окружающей среды администрации области Алефтина Ульянова. - Когда документ будет утвержден, мы сказать не можем.
Мнение чиновника
Ольга Гайкова, директор Департамента охраны окружающей среды и недропользования Иркутской области:
Такой документ должен быть
- Постановление о запрещенных видах деятельности приняли в 2001 году. С тех пор прошло много времени, некоторые нормы устарели. Пора внести изменения. Мы сделали несколько поправок. И документ нас устроил в том виде, в котором мы его в результате согласовали. Другое дело, что согласование идет в несколько этапов, в нем участвует несколько ведомств. И, возможно, какие-то изменения были внесены уже без нас.
Конкретно
Что будет нельзя на берегах озера:
- устраивать спортивный и культурный отдых, если не организован сбор, перевозка и размещение отходов;
- устраивать спортивный и культурный отдых на туристических объектах, где нет очистных сооружений;
- рубить лес для продажи;
- собирать смолу, растительные соки и некоторые растения;
- разводить рыбу, которая не водится в озере и ближайших водоемах;
- добывать сырую нефть, природный газ, урановые, металлические руды;
- выделывать кожу;
- производить древесину с консервантами, пропитывать ее;
- делать целлюлозу и древесную массу без использования бессточных водных систем;
- производить резиновые шины, покрышки и камеры;
- делать кирпич и черепицу для продажи;
- разбирать машины и другую технику, чтобы удалить масла и топливо;
- строить атомные электростанции;
- строить здания за пределами населенных пунктов и туристско-рекреационных зон;
- продавать оптом удобрения и пестициды;
- торговать оптом бензином и топливом;
- торговать оптом лакокрасочными материалами;
- торговать оптом удобрениями;
- продавать оптом взрывчатые вещества, кроме охотничьих боеприпасов;
- транспортировать нефть по трубопроводам;
- сплавлять лес на плотах;
- летать на воздушном пассажирском и грузовом транспорте без расписания;
- удалять сточные воды без очистки до нормативов;
- сбрасывать с судов нефтесодержащие и другие сточные воды;
- сжигать отходы производства;
- выбрасывать отходы, в том числе с судов, в водоемы.
Звонок туроператору
Станислав Леник, директор 000 "Байкальская виза":
- Я 7 лет ходил в длительные круизы с туристами по Байкалу. И не понаслышке знаком с проблемой сброса сточных вод в озеро. Дело в том, что водная экскурсия в среднем длится 7-8 суток. Бывает, что владельцы небольших судов сливают сточные воды в озеро в глубоких местах. Но сейчас, когда флот модернизируется, я за то, чтобы на новые суда ставили станции глубокой биологической очистки воды. После такой очистки воду можно пить.
Я поддерживаю это постановление. Но считаю, что государство должно помогать судовладельцам приобретать станции глубокой очистки воды. Либо частично освобождать от налогов, если предприниматели сами покупают станции. Вполне возможно, что владельцы маленьких судов могут нарушать это постановление и продолжать сбрасывать отходы в Байкал. Ведь стоит станция 1 млн рублей. Контролировать такие вещи - дело государства. Лично мы против загрязнения Байкала в любом виде.