Мать погибшего 16-летнего курсанта Никиты Самитова подозревают в причастности к гибели ее сына
Мать 16-летнего курсанта Никиты Самитова, 30 января 2007 года повесившегося в челябинском училище на армейском ремне, получила по почте постановление о назначении дополнительной посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Не имея больше средств для личного участия в судебном процессе о доведении ее сына до самоубийства, который проходит в Челябинске, Валентина Самитова следит за судом из Байкальска (Иркутская область). Постановление, вынесенное Челябинским гарнизонным военным судом 31 января 2008 года, привело мать погибшего 16-летнего подростка в шоковое состояние.
Как рассказала «Новой газете» сама Валентина Самитова, в постановлении говорится о ее причастности к суициду сына. Экспертной комиссией сообщается, что она якобы не разрешила Никите отчислиться и поступить в гражданский вуз.
«И после такого страшного искажения правды предлагается оценить степень причастности меня и моей старшей дочери к смерти Никиты. Сказать, что это звучит некорректно, в принципе, ничего не сказать», - рассказывает Валентина Самитова. – Вопрос об отчислении из училища (Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов – Прим. ред.) вообще не стоял. Никита мне по телефону говорил: «Мама, мне здесь плохо». Я спрашиваю: «Объясни, что плохо?». Молчит. Спрашиваю: «Тебя бьют?». «Нет, не бьют». «Обижают?». «Нет, не обижают». «Тогда что случилось, ты мне можешь сказать?!». Вот так мы разговаривали по телефону, я от него ничего не могла добиться. А через четыре часа мне сообщили о том, что случилось… Как я могла не разрешить ребенку отчислиться?!».
Стоит отметить, что постановление было вынесено в отсутствие Валентины Самитовой, хотя суд имел реальную возможность в течение трех недель, которые мать Никиты лично участвовала в судебном процессе, при ней определить круг вопросов для экспертизы. Получилось же, что женщину поставили в известность по факту – письмом, спустя несколько недель после решения суда.
«Я уже направила свои возражения судье, написала, с чем я не согласна. Считаю, что данный вопрос должен был решаться в моем присутствии. Но находиться на судебном заседании у меня больше нет возможности, нет денежных средств, поскольку они все ушли на перелеты, на эксгумацию тела, на производство всех экспертиз, на расследование... И эти деньги до сих пор мне никем не возмещены», - говорит Валентина Самитова.
22 февраля мать погибшего курсанта обратилась с заявлением к руководителю Главного следственного управления при Прокуратуре РФ и к Генпрокурору России с просьбой возбудить уголовное дело по статье «Убийство» (ст. 105 УК РФ) по факту гибели ее сына. Валентина Самитова не отрицает вины Антона Бондарева и Николая Крупского, которых сейчас в Челябинском гарнизонном военном суде судят за доведение до самоубийства Никиты. Однако мать 16-летнего парня считает, что имело место именно убийство. В своем заявлении она утверждает, что эта версия вообще не расследовалась и никак не проверялась. В качестве доказательств Валентина Самитова приводит результаты судебно-медицинской экспертизы.
Напомним, уроженец Байкальска (Иркутская область) Никита Самитов повесился в челябинском училище на армейском ремне во время наряда по столовой. Трагедия произошла 30 января 2007 года. Судебно-медицинская экспертиза, проведенная военными в Челябинске, не выявила на теле погибшего признаков телесных повреждений. Мать курсанта добилась повторного осмотра тела в Иркутске. Специалисты зафиксировали «многочисленные телесные повреждения, носящие различный характер образования». По факту гибели Самитова было возбуждено уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» (ст.110 УК РФ). Валентина Самитова, имея 30-летний опыт работы следователем, начала собственное расследование гибели сына и обратилась за помощью в Ассоциацию «АГОРА».
Мать погибшего курсанта самостоятельно добилась эксгумации тела сына, во время которой 27 марта 2007 года комиссия из Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны России подтвердила все телесные повреждения, обнаруженные во время осмотра трупа Самитова в Иркутске.
В ноябре 2007 года в Челябинском гарнизонном военном суде началось рассмотрение по существу дела о доведении до самоубийства 16-летнего курсанта Никиты Самитова. Двое его сокурсников Егор Пожиленков и Андрей Черепаха были приговорены к году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. 7 февраля 2008 года Уральский окружной военный суд оставил приговор в силе. Дело еще двух бывших сокурсников Никиты Самитова Антона Бондарева и Николая Крупского также рассматривает Челябинский гарнизонный военный суд.