Светлана Злобина

© Время (Ангарск)

ЭкологияБайкал

13275

29.04.2010, 10:14

Уран на нашу голову

На официальном сайте госкорпорации “Росатом” главной новостью стоит создание в России (а если быть точнее, в Ангарске) гарантийного запаса низкообогащенного урана.

В соответствии с договоренностями, которые в Вене заключили глава «Росатома» Сергей Кириенко и генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, в международном центре по обогащению урана, созданном в 2007 году в Иркутской области на базе Ангарского электролизного химического комбината, будет храниться 120 т топлива в форме гексафторида урана со степенью обогащения от 2 до 4,95%. Около 30% от запланированных 120 тонн подготовят уже к концу текущего года.

Еще в 2006-2007 годах, когда речь только шла о создании международного центра обогащения урана (МЦОУ) в Ангарске, город разделился на две части: против и за.

Те, кто против, говорили о потенциальной опасности данного предприятия. Причем опасались не только техногенных аварий, радиационного и химического заражения, но и того, что Ангарск превратят в ядерную помойку: когда окажется, что обедненный гексафторид урана, который накапливается в результате работы комбината, никому не нужен, его бросят, как когда-то мышьяк в Свирске.

Те, кто за, говорили, что МЦОУ – это новые рабочие места, перспективы развития Ангарска, налоги в местный бюджет. Три года МЦОУ в Ангарске, и что-то ни новых рабочих мест, ни ощутимых доходов у города не прибавилось.

А теперь, когда на комбинате закрыли высокотехнологичные производства хладонов и трифлатов, когда начались сокращения на АЭХК, когда комбинатовские детские сады передали городу, аргументов «за» почти не осталось. Более того, на АЭХК грядет огромное сокращение штатов.

Кому это надо?

О том, что резерв, или, как его еще называют, банк ядерного топлива, будет создан в Ангарске, Сергей Кириенко заявил в 2006 году, тогда же, когда была озвучена идея создания МЦОУ.

5 февраля 2008 года, во время публичного обсуждения экологического аудита, который проводил для АЭХК лимнологический институт, чиновники из «Росатома» более подробно рассказали об этом банке: мол, по площади он будет занимать на территории АЭХК примерно столько, сколько занимает волейбольное поле. А нужен для того, чтобы страны третьего мира (Иран, Вьетнам, Индонезия, Египет и т.д.), которые не имеют своих разделительных производств, но хотят использовать атомные электростанции и иметь гарантии поставок топлива, могли его купить у нас. Это решит вопрос нераспространения ядерных технологий в военных целях, особенно в Иране.

Однако понятно любому, кто мало-мальски разбирается в политике, экономические стимулы, которые ожидает правительство от данного проекта, заставляют его снизить экологические стандарты в надежде заработать на этом.

Раньше надо было думать?

Летом 2007 года, когда хранилище низкообогащенного урана было только в планах, в Ангарске проходил экологический лагерь протеста. Помнится, что на пикеты, которые были в рамках этого лагеря, собиралось от силы 300-400 человек. И даже громкое убийство одного из участников эколагеря не вывело ангарчан на улицу против планов «Росатома». Теперь эти планы становятся реальностью.

Наша газета встретилась с одним из участников и организаторов того эколагеря Игорем Огородниковым. Тогда он был студентом, а сейчас работает в «Байкальской экологической волне», курирует вопросы МЦОУ и АЭХК.

- Хоть на пикеты приходило и не так много человек, но мы тогда собрали против центра обогащения урана более 20 тысяч подписей, - рассказывает Игорь Огородников. - Отправили их Владимиру Путину, поскольку это было его решение – создать МЦОУ в Ангарске. Но наше письмо до Путина не дошло, а было переправлено для ответа в «Росатом». Сами понимаете, какой ответ мы оттуда получили.

- Это означает, что протестовать не было смысла?

- Я так не считаю. Благодаря протестным выступлениям «Росатом» стал дозированно, но информировать население, проводить общественные и публичные слушания, отвечать на наши запросы. Протестные действия и сейчас могут иметь эффект, потому что, как правило, если наше правительство может и не обращать внимания на мнение людей, то зарубежные партнеры могут отказаться участвовать в проекте, если население выступает против.

И что теперь?

- Соглашение о создании банка ядерного топлива подписано, но, пока уран там не хранится, можно что-то изменить, - считает Марина РИХВАНОВА, сопредседатель «Байкальской экологической волны». – Причем не обязательно протестными действиями. Можно и другим путем – через суд.

Недавно Марину Рихванову включили в общественный экологический совет при прокуратуре Иркутской области. И одну жалобу в прокуратуру экологи уже направили. Она касается проекта ЗАО «Центр обогащения урана» (ЦОУ). Это совместное предприятие с Казахстаном разместилось на территории АЭХК. Таким образом, в Ангарске на промплощадке АЭХК находятся ОАО МЦОУ - в рамках его создается резервный запас низкообогащенного урана, ЗАО ЦОУ, ОАО АЭХК. Оценка комплексного воздействия всех этих предприятий на окружающую среду не проводилась – это одно из замечаний экологов, которое они указали в результатах общественной экологической экспертизы проекта ЗАО ЦОУ. Свои результаты в установленные законом сроки экологи направили в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Прошло уже полгода (!), а ответа так и нет. Это уже основание для прокурорской проверки. Еще одно основание – все отходы производства хранятся на промплощадке АЭХК, которая находится в городской черте. А пункт 5 статьи 12 федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов.

- Если ангарчане поддержат нашу инициативу и станут обращаться в прокуратуру и в суд с требованием провести оценку воздействия на окружающую среду всех проектов «Росатома», реализуемых в Ангарске, а также убрать отходы предприятия за пределы города, думаю, никто не посмеет тогда сделать из Иркутской области ядерную помойку, - считает Марина Рихванова.

Другое мнение

Александр Белоусов, директор ОАО АЭХК, по поводу международного банка ядерного топлива нашей газете сказал следующее:

Банк ядерного топлива находится в ведении ОАО МЦОУ под гарантиями МАГАТЭ.

Площади для банка ядерного топлива будут выделены на территории промплощадки предприятия в рамках уже имеющихся и предназначенных для готовой продукции складских помещений.

Процесс создания банка ядерного топлива – низкообогащенного урана – не влечет за собой ввода новых производственных мощностей. Выделение части продукции ОАО АЭХК в отдельную зону хранения с передачей ее ОАО МЦОУ не предусматривает изменений технологического процесса. Поэтому проведение ОВОС и общественных слушаний по данному вопросу не требуется.

Для Ангарска создание банка ядерного топлива несет ряд преимуществ:

- дополнительное поступление налогов в местный бюджет;

- гарантии получения постоянных заказов для комбината и стабильность загруженности персонала, его заработной платы, возможность инвестирования новых технологий, систем безопасности и различных социальных программ;

- усиление позитивного имиджа города Ангарска не только в стране, но и за рубежом: признание и выбор мировым сообществом города Ангарска и, в частности, АЭХК высотехнологичной площадкой для реализации крупного международного политического проекта – ОАО МЦОУ, гарантирующего региону контроль обеспечения безопасности производства со стороны МАГАТЭ и стран-участниц проекта.

Светлана Злобина

© Время (Ангарск)

ЭкологияБайкал

13275

29.04.2010, 10:14

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=85445

bytes: 7438 / 7379

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6246

18.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16598

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8145

12.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9691

31.10.2024

Хамбо лама против псевдоучёного: борьба за Байкал продолжается

Академик РАН Арнольд Тулохонов, известный в Бурятии как предатель интересов Байкала, завёл одну и ту же шарманку, пытаясь продавить правки в закон об озере. В своём новом интервью он вновь озвучил негативные последствия непринятия изменений в ФЗ.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

15478

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11697

24.10.2024

Саган-Хушун: как местные жители остановили угрозу для святых мест

На Ольхоне развернулась напряженная ситуация вокруг стройки подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Это место считается священным для местных народов, а его история обогащена тысячелетиями традиций и верований.

Анна Моль

ЭкологияКультураИркутск Байкал

18676

21.10.2024

«Мусорное пятно» Байкала: как микропластик угрожает жемчужине России

В последние годы ученые фиксируют тревожные данные о загрязнении Байкала микропластиком.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал

16112

09.10.2024

«Ольхон-2024»: международный лесовосстановительный форум на острове Байкала

В самом сердце озера Байкал, на острове Ольхон, с 17 по 22 сентября 2024 года прошел 11-й Международный лесовосстановительный форум «Ольхон-2024». Организаторами этого важного ежегодного мероприятия выступили Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15529

08.10.2024

Байкал под натиском: как Священный мыс Саган-Хушун оказался на грани застройки

Жители Иркутской области всполошились из-за планов по освоению мыса Саган-Хушун на острове Ольхон, что на озере Байкал. Этот природный и археологический памятник имеет огромное культурное значение для коренных народов. Но теперь ему угрожает коммерческая застройка.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

23224

07.10.2024

Окутанный тайнами: куда уходят средства «Заповедного Прибайкалья»?

Байкал и окружающие его девственные ландшафты Прибайкалья — настоящее чудо природы, охраняемое государством. Один из ключевых защитников этой хрупкой экосистемы — национальный парк «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

19808

27.09.2024

Российские ученые обратились к Володину с просьбой остановить «антиэкологичные» поправки к закону о Байкале

Ведущие российские ученые и общественные деятели выступили с обращением к председателю Госдумы Вячеславу Володину, призывая не принимать законопроект, который, по их мнению, существенно ослабляет охрану уникального природного объекта — озера Байкал. Автор: Алёна Штерн Фото из альбома "Байкал.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаИркутск Байкал

19311

20.09.2024

Лица Сибири

Готовский Иван

Леви Кирилл

Тарханов Николай

Банько Сергей

Ботоев Борис

Диксон Виталий

Магомедов Теймур

Мироненко Елена

Осадчий Алексей

Сумароков Илья (старший)