Рынки не хотят быть «крайними»
2007 год объявлен в России Годом Китая, однако это не стало препятствием для чиновников, принявших решение изгнать с отечественных рынков иностранцев (большинство из которых — китайцы).
Первые плоды нововведений уже налицо — в Иркутске закрыто два рынка, да и на других торговых площадках павильоны с дешёвым ширпотребом и продуктами, которыми торговали выходцы из ближнего и дальнего зарубежья, опустели.
— Государство борется с незаконными мигрантами — это понять можно, тем более что доля иностранных граждан у нас очень велика, и над этим стоит задуматься, — отмечает директор одного из иркутских рынков Сергей Шигорин. — Но почему ответственность за «нелегалов», не первый год живущих и работающих в России, должны нести не пограничные, таможенные и миграционные службы, а владельцы рынков? Почему не вводятся штрафы для таможенников, которые пропустили на наш рынок нелегальный товар, для сотрудников миграционной службы, прямая обязанность которых — выявлять незаконных мигрантов? Мы же за каждого иностранца, торгующего на нашем рынке без специального разрешения, должны заплатить штраф в размере от 350 до 800 тысяч рублей. Между тем, разрешения эти сейчас не выдаются, поскольку нет соответствующих разъясняющих документов.
Владельцы иркутских рынков отмечают: раз уж государство допустило такой наплыв гастарбайтеров, надо «разруливать» ситуацию цивилизованно. Мало ввести квоты и запретить людям торговать — нужно подумать, что же с этой «армией» делать дальше, ведь очевидно, что многие мигранты, несмотря на все трудности на чужбине, не пожелают возвращаться на родину. И куда они пойдут, если путь в торговлю (традиционный для мигрантов вид деятельности) им закрыт? Высока вероятность, что они перекочуют в теневой бизнес, а это отнюдь не улучшит криминогенную ситуацию в нашем регионе. Кстати, в новом миграционном законодательстве не прописан механизм депортации «нелегалов», в связи с чем возникают дополнительные вопросы.
Не менее остро встал вопрос по поводу привлечения гастарбайтеров на стройки региона. Как известно, в Иркутской области дефицит рабочих рук, а в строительной отрасли — в особенности. Ситуацию спасает только привлечение мигрантов.
— Новшества миграционного законодательства негативно повлияют на строительный рынок Приангарья, — уверена руководитель Байкальской региональной ассоциации строителей Александра Финкельштейн. — Если на ближайший сезон наши строительные организации будут лишены возможности привлекать иностранную рабочую силу, темпы строительства снизятся в 3–4 раза. Кроме того, вырастет и без того немалая цена квадратного метра, поскольку увеличатся затраты на оплату труда строителей (гастарбайтеры довольствуются невысоким заработком, а вот местным рабочим приходится платить больше).
Вячеслав Пляскин, руководитель Международной экономической информационной группы, считает, что необходима более чёткая государственная миграционная политика — в частности, в законодательстве должны быть отражены приоритеты по возрастной группе, семейному положению, профессиональной принадлежности въезжающих в Россию иностранных граждан. В большинстве цивилизованных стран эти моменты обязательно учитываются. Кроме того, нужно более широко информировать иностранцев относительно российских законодательных новшеств, для этого власти обязательно должны войти в контакт с авторитетными лидерами национальных диаспор.