МПР колеблется между трубой и озером в сторону «Транснефти»
В минувший вторник поздним вечером по иркутскому времени в Москве замминистра природных ресурсов РФ Валентин Степанков сообщил экспертам миссии ЮНЕСКО, вернувшейся с Байкала, что МПР создало согласительную комиссию с ОАО «АК „Транснефть“» по работе над ТЭО проекта нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Экспертам ЮНЕСКО дали понять, что Минприроды и Ростехнадзор попытаются затянуть принятие решения по ТЭО, по крайней мере, на четыре месяца.
Замминистра природных ресурсов Валентин Степанков сообщил эксперту секции природного наследия ЮНЕСКО Гай Дебоне и представителю Международного союза охраны природы (IUCN, Швейцария) Педро Росабалю, в конце прошлой недели завершившим инспекционную поездку по Байкалу, что МПР разделяет их опасения в связи с переносом байкальского участка трассы трубопровода «ВС–ТО» непосредственно на берег озера (раньше предполагалось, что труба будет проложена в 80–100 км от Байкала. — „Ъ“).
По словам господина Степанкова, деятельность проектировщиков «Транснефти», отклонившихся от маршрута, утвержденного государственной экологической экспертизой, приостановлена по решению Росприроднадзора еще в мае 2005 года, и пауза продолжается уже полгода.
Господин Степанков заявил, что сейчас в Росприроднадзоре образована комиссия по подготовке документа согласования по проектным материалам ТЭО «ВС–ТО», результаты работы которой станут известны через месяц.
Представители Ростехнадзора, проводящего государственную экологическую экспертизу проекта, сообщили на встрече, что заключение будет готово «минимум через четыре месяца».
В свою очередь, Гай Дебоне, сделав комплимент замминистру, что в деле охраны Байкала «происходит значительный прогресс», заявил, что проект «Транснефти» в его нынешнем виде «является неприемлемым с точки зрения экологии». «Риски очень высоки,— подчеркнул эксперт ЮНЕСКО,— в случае аварии нефть очень быстро окажется в озере, и за столь короткое время невозможно организовать аварийные работы».
Эксперты структуры ООН сообщили, что их встреча со штабом «Транснефти» в Северобайкальске была очень короткой и малоинформативной. Сотрудники штаба заявили, что не уполномочены вести какие-либо переговоры, и продемонстрировали гостям табличку на двери офиса «Прием на работу не производится». Это, по мнению представителей компании, свидетельствует о том, что «Транснефть» прекратила подготовительные работы.
МПР за последнее время несколько смягчило свои высказывания по маршруту трубы «Транснефти». В начале сентября министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, указывал президенту ОАО «АК „Транснефть“» Семену Вайнштоку на то, что «труба не может проходить в километре от озера», сейчас речь идет только о работе согласительной комиссии. Между тем ранее вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев утверждал „Ъ“, что компания выбрала единственно возможный маршрут трубы у Байкала, и предположил, что правительство РФ может утвердить ТЭО «до конца этого года», а в конце октября госкомпанию поддержал премьер-министр РФ Михаил Фрадков, заявивший, что создание трубопровода «неоправданно затянулось».
По информации „Ъ“, эксперты ЮНЕСКО были готовы к тому, что правительственные структуры будут избегать однозначных суждений по маршруту трубопровода.
На встрече с независимыми экологами в Улан-Удэ, состоявшейся 29 октября, Гай Дебоне заметил, что «очень часто при нахождении баланса между стремлением к экономическому росту и желанием сохранить потенциал биологического разнообразия правительственные структуры некоторых стран делают взаимоисключающие заявления».
Тем не менее ЮНЕСКО, по его словам, «не поддержит строительство столь опасного объекта через территорию Байкальского участка всемирного природного наследия ни при каких обстоятельствах», хотя и понимает «важность этого проекта для экономического развития России».