Блогнот. Отходы БЦБК вывезут в село Моты
Сергей Левченко наконец-то открыл карты: глава области заявил, что отходы БЦБК будут «отжаты» и все-таки перемещены в село Моты.
Долго отпиралась «Росгеология», а чиновники областного правительства сохраняли гробовое молчание, но все же пришлось признаться. И это признание сделал не кто-нибудь, а сам губернатор, возглавляющий правительство области, выступающее заказчиком по проекту ликвидации отходов БЦБК. Отходы будут вывезены из Байкальска. Причем в неизвестном направлении.
Признание случилось в Байкальске, куда губернатор с министрами регионального правительства, с замминистра природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Ястребовым и директором «Росгеологии» Романом Пановым выехал, чтобы провести особое совещание.
Несмотря на то, что в начале совещания губернатор заговорил о корректировке проекта и откорректирован, по словам Панова, он будет до 30 октября – то есть, проект еще не готов, -- было рассказано, как будут проходить работы. Представительной комиссии даже и продемонстрировали эти «высокие» технологии – на примере работы с одним из шламонакопителей («Росгеология» уже начала «опытно-промышленную эксплуатацию» накопителей). На глазах удивленной публики земснаряд (судно технического флота, предназначенное для производства в том числе дноуглубительных работ – прим. ред.) достает со дна жижу, подает её на установку обезвоживания, где в нее добавляют флокулянт -- вещество, ускоряющее слипание неустойчивых частиц в воде в хлопья. Шлам-лигнин таким образом превращается в хлопья, которые легко отделяются от воды. Наглядно, но, конечно, не слишком убедительно, примерно как доставать зайца из шляпы.
Превращение подразумевает, что лигнин осушится до 40%, и предполагается, что класс опасности отходов понизится до пятого уровня. По прогнозам Панова, отходы такого класса уже можно будет размещать на полигонах и даже использовать в качестве грунтовой смеси и удобрения.
Но не совсем ясно, какая экспертиза одобрила этот проект, и не совсем понятно, почему, если речь изначально шла об омоноличивании, вдруг заговорили об осушении и вывозе шлам-лигнина. Есть ли мнение научного сообщества относительно этой технологии? Насколько она изучена и опробована? Какова специфика ее применения на разных картах-накопителях – в зависимости от состава отходов? Все это покрыто мраком, как, впрочем, и в хорошем фокусе у виртуозного фокусника.
Одно стало известно точно: отходы будут вывозить из Байкальска. «Росгеология» долго отнекивалась от этого, но теперь слово сказал заказчик. Сергей Левченко сообщил, что объемы отжатого лигнина не в пример меньше и это облегчит его вывоз с берегов Байкала. Однако же пообещал, что вывезут в Моты. Жители села Моты Шелеховского района уже не первый месяц громко, через СМИ и письма властям, высказывают протест против подобного намерения – о котором, впрочем, им оставалось только догадываться, поскольку власти и подрядчик фактически водили их за нос. Догадка их, как ни крути, оказалась верной.
Губернатор пообещал, что если от муниципалитета поступит отрицательное заключение, то никто силой отходы «навязывать не будет». «Поэтому мы будем предлагать другие варианты», -- заключил губернатор. Но какие, так и осталось тайной.