Байкальский турбизнес: главное – выжить

Полгода прошло со дня начала работы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Предполагалось, что главной её целью будет пресечение любой деятельности, которая так или иначе наносит вред Байкалу.

Однако со дня образования прокуратуры, 1 декабря 2017 года, её деятельность направлена лишь на то, чтобы закрыть все туристические базы в Ольхонском районе и помешать местным жителям вести спокойный образ жизни.

Галина Ершова, владелец турбазы "Уюга", рассказала Бабру о том, как изменилась их умеренно-спокойная жизнь.

«Уюга» располагается в Ольхонском районе на местности Загли, напротив одноименного мыса. Работает она с 2006 года. Тогда владельцы взяли участок в аренду на 49 лет. Поначалу было лишь несколько небольших домиков. Постепенно турбаза расширялась. Сейчас там уже несколько двухэтажных корпусов и десяток бунгало.

Турбаза располагается от берега Байкала на расстоянии 500 метров. На момент строительства граница водоохранной зоны как раз проходила на этом расстоянии, так что стройка была абсолютна законной. Несмотря на то, что в то время земли можно было получить и на берегу.

«Мы всегда были за природу. Мы понимали и понимаем, что строить турбазу прямо у берега нехорошо, потому что это Байкал. В озеро нельзя сливать отходы».

На территории базы нет локальных очистных сооружений. Однако вся канализация подведена к одной яме, где установлены герметичные септики. То есть ни в Байкал, ни на землю ничего не вытекает. Раз в несколько дней приезжает специальная машина, откачивает жидкие бытовые отходы (ЖБО) и увозит на полигон, который находится в Ольхонском районе на местности Имел-Кутул.

«Машина, которая вмещает семь кубов ЖБО, стоит 7-8 тысяч рублей. Грубо говоря, вывоз одного литра ЖБО стоит один рубль. При том, что в день посетитель тратит примерно 300 литров воды (туалет, душ, пища). То есть с человека приходится брать только 300 рублей в сутки за вывоз ЖБО. Поэтому цены на турбазах, которые работают по правилам, всегда выше».

Галина уточняет, что они бы с удовольствием установили на турбазе локальные очистные сооружения. Тогда можно было не увозить отходы. Они бы на месте очищались. Тем более весь трубопровод уже проведён, необходимо поставить лишь технику. Но проблема в том, что в России существует 643 постановление о видах деятельности, которые нельзя осуществлять на Байкале. И установка очистных тоже входит в перечень ограничений. Такой парадокс – на Байкале необходимы очистные, но устанавливать их нельзя.

Однако это ещё полбеды. В 2015 году, когда турбаза честно проработала 10 лет, хозяевам разрешили выкупить участок и стать полноправными владельцами.

«Мы пришли с заявлением в администрацию Ольхонского района, нам без проблем его подписывали. Затем в Росреестре дали свидетельство о собственности. После этого мы счастливо жили целых два года».

Всё изменилось в 2017-м. Внезапно пришла Природоохранная прокуратура и заявила, что турбазы здесь в принципе быть не должно. Начались судебные разбирательства. И не только с «Уюгой», а практически со всеми турбазами. Прокуратура предлагает или съезжать, или вновь брать землю в аренду, так как это водоохранная зона и земли национального парка. Последнее вообще непонятно как произошло. В 2006 году земля не относилась к нацпарку.

Более того, владельцы «Уюги» за время своей работы установили на одноименном мысе ограждения от машин и информативные стенды. Где, интересно, в это время был нацпарк?

«Это очень напряженное время. У некоторых владельцев турбаз ухудшилось здоровье. Они уже были готовы вновь взять свои законные участки в аренду, однако прокуратура говорит, что это необходимо делать через суд».

И это действительно так. В Ольхонском районе работают двое судей, и они вынуждены рассматривать сотни дел.

Более того, запрещают работать даже частникам-бабушкам, которые всю жизнь жили на Ольхоне и сдавали комнаты туристам. А ведь это сельский туризм, он есть везде, его никто не отменял, и это нормально. Что теперь делать людям, которые всю жизнь на этом зарабатывали?

Сейчас практически никто из местных жителей не может оформить землю и дом. Росреестр предлагает брать землю в аренду. Люди недоумевают, почему дома, где они жили десятками лет, теперь должны брать в аренду.

«В Черноруде есть женщина, у неё пять детей. На участке, где жили её бабушка с дедушкой, она построила собственный дом на материнский капитал. То есть государство ей разрешило, землю проверили. А когда она пришла его оформлять, то Росреестр ей сообщил, что это водоохранная зона, что это территория национального парка. Женщина так и не может оформить свой дом в собственность».

Люди просто не знают, как на это реагировать и что делать.

Байкал – это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, это федеральные земли. Но встаёт вопрос: а где же федералы? Кто облагораживает байкальскую территорию? На протяжении от Иркутска до Ольхона даже мусорки нет. Нигде нет оборудованных мест для палаток. В итоге земля замусоривается, а деревья вырубаются на дрова.

Зато столько сил уходит на то, чтобы приостановить деятельность добросовестных турбаз.

Источник фото: baikalsuper.ru

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=177782

bytes: 5644 / 5134

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Миша Ковальски, научный обозреватель.

На сайте опубликовано 1654 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Туризм" (Байкал)

Туризм на Байкале: растущая популярность и её последствия

С каждым годом растущий поток туристов к Байкалу вызывает все больше проблем, среди которых наиболее актуальными являются загрязнение экосистемы озера и повышение цен, что делает отдых на Байкале недоступным для местных жителей.

Анна Моль

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

9330

18.11.2024

Дорого и долго: Иркутская область взялась за модернизацию инфраструктуры Ольхона

Ежегодно на Ольхон приезжают тысячи отдыхающих, чтобы насладиться красотами этого уникального места. Однако растущее число туристов создает серьезную нагрузку на инфраструктуру, связывающую остров с материком. В первую очередь на паромную переправу.

Анна Моль

ТуризмТранспортИркутск Байкал

4556

14.10.2024

«Курорты Байкала»: убыточная компания-прокладка или надежный инвестор?

Власти Бурятии анонсировали грандиозный проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Выдрино» на берегу Байкала. Инвестором выступила компания «Курорты Байкала», заявившая о намерении вложить 2,9 миллиарда рублей в строительство современного центра отдыха и развлечений.

Виктор Кулагин

ТуризмЭкономика и бизнесСкандалыБурятия Байкал

22450

07.10.2024

Горячинский тупик: курортное село Бурятии на грани туристического бунта

Пока министр туризма Бурятии Алдар Доржиев рапортует об успехах отрасли и строит грандиозные планы, в республике назревает настоящий туристический бунт. Депутат Народного Хурала Сергей Мезенин бьет тревогу: жители курортного села Горячинск готовы браться за факелы и жечь гостевые дома.

Виктор Кулагин

ТуризмПолитикаСкандалыБурятия Байкал

20279

03.10.2024

В Байкальске строят новую канатную дорогу на горе Соболиная

В Байкальске активно продолжается строительство новой канатной дороги на горе Соболиная, где рабочие прокладывают электросети для "запитки" будущего подъемника.

Ярослава Грин

ТуризмИркутск Байкал

14788

30.09.2024

«Сибирская Швейцария» для иностранцев: как Байкал стал недосягаем для простых россиян

Иркутская область вошла в число самых популярных туристических направлений России. По данным исследований, число иностранных гостей в регионе увеличилось в 2-2,5 раза за последние годы.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

18827

30.09.2024

Ремонт паромной переправы на Ольхон: 846 миллионов рублей на реконструкцию

На официальном портале Единой информационной системы в сфере госзакупок стартовал электронный аукцион на определение подрядной организации, которая займется реконструкцией причальных сооружений паромной переправы, соединяющей материк и остров Ольхон.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

22234

21.08.2024

Туристический бум в Бурятии: миф или реальность?

Официальные источники бодро рапортуют о росте доходов владельцев гостиниц и отелей в Бурятии. Согласно данным Бурятстата, в 2023 году они составили более трех миллиардов рублей. Это на 350 миллионов больше, чем годом ранее. Чиновники поспешили назвать результаты ростом туристической отрасли.

Виктор Кулагин

ТуризмПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

27746

16.08.2024

Переправа на Ольхон: райский отдых или сплошные мучения

Окунуться в атмосферу загадочного Байкала, насладиться его первозданными пейзажами, прикоснуться к культуре коренных народов — все это манит тысячи туристов на остров Ольхон каждое лето. Но в этом году долгожданный отдых может обернуться настоящим испытанием.

Анна Моль

ТуризмОбществоЭкономика и бизнесИркутск Байкал

38044

22.07.2024

Необходим компромисс: о плавучих банях на Байкале

В Бурятии разгорелась дискуссия по поводу плавучих бань на Байкале. Некоторые жители выразили опасения по поводу загрязнения озера сточными водами. Местные законодатели уделяют этому вопросу недостаточно внимания. Стоит ли запрещать плавучие бани?

Виктор Кулагин

ТуризмЭкологияПолитикаБурятия Байкал

30489

17.07.2024

Дыра в заборе бурятского туризма: как с Александра Барданова содрали «овечью шкуру»

В бурятских соцсетях появилось письмо бывшего работника туристической базы ООО «Байкал Далай», гендиректором которой является Александр Барданов — бывший депутат горсовета Улан-Удэ и зампред по экономическому развитию и туризму мэрии, которого выкинули из администрации после падения навеса ...

Виктор Кулагин

ТуризмСкандалыПолитикаБурятия Байкал

35151

10.07.2024

Многообразие туристических возможностей Иркутской области в тени Байкала

В Иркутской области наблюдается активная работа по развитию туристического потенциала региона. Основной упор делается на привлечение внутренних туристов, которые составляют основной турпоток в области.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

31742

08.07.2024

Лица Сибири

Лбов Александр

Горюнов Константин

Ганчуков Евгений

Торопов Кирилл

Кобзев Игорь

Винарский Сергей

Анфиногенов Александр

Родионов Владимир

Суходолов Александр

Владимирский Евгений