Иркутск вооруженный
В последние два года лента новостей в Иркутской области все чаще пестрит сообщениями об уличных и дорожных конфликтах, которые заканчиваются перестрелкой. Однако статистика полиции упрямо свидетельствует: число преступлений с применением оружия осталось на прежнем уровне, увеличилось только количество административных правонарушений.
Золотую середину между официальными данными и сводками СМИ попыталась найти Анастасия Елизарова, задав вопросы начальнику центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Иркутской области Геннадию Лобанову.
Геннадий Семенович Лобанов — полковник полиции, работает по линии лицензионно-разрешительной работы с 2007 года. Образование высшее техническое. С 1987 по 2005 год работал в ГУВД города Саянска, с 2005 по 2007 год занимал должность начальника по работе с иностранными гражданами УФМС России по Иркутской должности. |
«Восточный формат»: Сколько примерно владельцев оружия насчитывается в Иркутске и Иркутской области? Увеличилось ли число желающих вооружиться?
Геннадий Лобанов: По данным на 1 января 2013 года, в Иркутской области владеют оружием более 114 тыс. человек, на которых приходится около140 тыс. единиц оружия (из них гладкоствольного — 84 тыс., нарезного — 26 тыс., травматического — более 14 тыс.). В Иркутске зарегистрировано свыше 27 тысяч человек, владеющих более 33 тыс. единицами оружия. В последнее время наблюдается всплеск вооружения — если в 2011 году было подано 51 тыс. заявлений на получение лицензии на оружие, то в прошлом году — уже 57 тыс.
ВФ: Как изменилось в связи с этим число случаев с неправомерным использованием оружия?
Г.Л.: Количество преступлений с применением зарегистрированного оружия никак не изменилось (10 случаев как в 2011-м, так и в 2012 годах). А численность уголовных правонарушений с нелегальным оружием даже снизилась на 14% (126 преступлений в 2011 году и только 108 — в 2012-м). Количество административных нарушений, наоборот, увеличилось на 11,3% — в прошлом году в Иркутской области было зафиксировано более 4,5 тыс. таких случаев. За два года более четырех тысяч человек были лишены лицензии на оружие.
ВФ: В прошлые годы было много громких дел, связанных с противоправным использованием оружия, причем ни один из стрелявших так и не понес реального наказания. Например, обстреливавшие школьный автобус студенты лишь заплатили его водителю «откупную» в размере 100 тыс. рублей. А бывший милиционер Роман Новиков, в результате стрельбы которого один человек погиб, а другой получил тяжелые увечья, до окончания следствия был отпущен под залог в 1 млн рублей. Изменилось ли что-то в этих делах?
Г.Л.: У одного человека, стрелявшего в школьный автобус из травматического оружия, было также в пользовании гладкоствольное оружие. Лицензии были аннулированы, оружие выставлено на реализацию. Что касается второго случая, то известно, что уголовное дело было закрыто. Роман Новиков был уволен из органов внутренних дел, где он работал на момент происшествия.
ВФ: В конце 2012 года также произошло два громких происшествия. 26 ноября в районе остановки «Курорт Ангара» один из участников дорожного конфликта произвел в оппонента три выстрела из травматического оружия. Затем 8 декабря в Университетском владелец иномарки стрелял в людей, похитивших шины его автомобиля. Что известно об этих случаях?
Г.Л.: По первому делу уголовное дело не было возбуждено, был составлен административный протокол по статье 20.13 (Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах). Что касается второго случая, то сейчас проводится следственное мероприятие; решение по данному материалу еще не принято.
ВФ: Скоро из-за повсеместного противоправного использования оружия, в особенности «травматики», люди будут вообще опасаться выходить из дома. Если бы у вас были должные полномочия, как бы вы решили эту проблему?
Г.Л.: Мое мнение — стоит и вовсе запретить массовое приобретение нарезного и травматического оружия, увеличить размеры штрафов и сроки за уголовные правонарушения. Недавно в Государственной думе прошли дебаты, в ходе которых многие политики выступили за разрешение свободного ношения огнестрельного короткоствольного оружия. Я и представить себе не могу, насколько увеличится рост преступлений, если этот тип оружия станет общедоступным.
ВФ: С 1 июля 2012 года была усложнена процедура получения лицензии на оружие — теперь для этого необходимо пройти специальные курсы. Расскажите, как это реализуется в Иркутской области?
Г.Л.: На данный момент курсы по безопасному обращению с оружием проходят в двух иркутских негосударственных образовательных учреждениях (НОУ) — «Байкальском щите» и «Выстреле». В скором времени занятия можно будет пройти в филиалах первой организации в Ангарске и Братске. Стоимость курса (6 часов) и экзамена, включающего в себя теоретическую и практическую часть, составляет 2500 рублей; за периодическую проверку, которая будет проходить раз в пять лет, нужно будет заплатить 1200. Начиная с 16 июля 2012 года курс по разным видам оружия прошли 1 тыс. 800 граждан.
ВФ: Какие меры были предприняты центром лицензионно-разрешительной работы для того, чтобы уменьшить количество нелегального оружия в Иркутской области?
Г.Л.: Уже в течение шести лет мы проводим прием нелегального оружия от граждан на возмездной основе. В 2011 году на этот проект из областного бюджета было выделено 1,5 млн рублей, в 2012-м — 500 тыс., а уже в 2013-м — 3 млн. За добровольно сданное боевое и стрелковое оружие человек может получить 10 тыс. за единицу, за самодельное оружие — 5 тыс., за травматическое — 3 тыс., за взрывчатое устройство (мины, гранаты) — 4 тыс., за патроны по 10 рублей за штуку. В 2011 году в рамках акции были сданы 530 единиц оружия, а в прошлом году — 80. Кроме того, 408 единиц были отданы безвозмездно. С начала 2012 стартовала акция по возмездному приему оружия, за январь уже сданы более 20 единиц. Стоит отметить, что добровольная выдача нелегального оружия и боеприпасов позволяет избежать уголовной ответственности за его незаконное хранение. Все полученное оружие подлежит уничтожению.
ВФ: Доставляли ли вам какие-нибудь необычные виды оружия?
Г.Л.: Несколько раз к нам доставляли старинное оружие (если доказывается его ценность, оно в виде исключения не уничтожается, а передается в музеи). Многие люди передают нам оружие, оставшееся с советских времен. В позапрошлом году один человек к нам принес четыре гранаты «Ф-1». В 2012 году гражданин из Ангарска отдал 122 единицы электродетонатора. Кстати, именно ангарчане наиболее активно откликнулись на нашу акцию. В прошлом году они сдали оружия на 132 тыс. рублей; иркутяне же — всего на 90 тыс. Я думаю, эта мера — очень эффективный способ профилактики преступлений с нелегальным оружием. Очень приятно, что люди осознают возможность опасности такого оружия и идут на контакт с органами полиции.