Путешествие в "живую старину"
Вышла в свет книга о научной библиотеке Иркутского областного краеведческого музея (бывшая библиотека Сибирского, с 1877 г. - Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества - ВСОРГО). "Близкая сердцу сибиряка: история первой научной библиотеки Сибири". Ее автор - директор этой библиотеки А.Ковалева, работающая в ней более 40 лет.
История библиотеки показана через судьбы ее читателей и хранителей, но при этом явственно проступают и колорит эпохи, и отблески социальных катаклизмов, и тепло человеческих отношений, и противоестественность бюрократической машины.
Автор раскрывает исторические корни библиотеки. В 1782 году губернатор Иркутска Ф. Кличка основал в городе первую библиотеку, ориентированную на распространение научных знаний о мире и крае. Разрешение на открытие библиотеки было дано Екатериной II. Следующим этапом формирования книжного фонда и началом непосредственно истории библиотеки стал указ императора Николая I (1851 г.) о создании отдела Русского географического общества в Иркутске. Инициатором этого был генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский. Он сразу поставил на прочную основу дело формирования книжного фонда вновь созданной библиотеки, договорился о том, что в нее будут поступать пять экземпляров каждого издания РГО. К комплектации фонда библиотеки присоединилась и общественность города.
Основу уникальной части фондов библиотеки составили публикации членов географического общества. Причем библиотека стала не только хранителем этих работ, но и распространителем их по научным библиотекам мира. Сюда поступали не только печатные издания, но и рукописи, ставшие бесценным фондом для многих поколений исследователей. "Записки СО РГО" с 1856 г. стали издаваться в Санкт-Петербурге, цензором первой книги был русский писатель И. Гончаров. С 1863 года издание перенесли в Иркутск.
Самой мрачной страницей в истории библиотеки стал 1879 г., когда в результате пожара сгорели почти все книги. Сохранилась лишь небольшая часть фондов, которые накануне пожара насчитывали более 10 тыс. томов. После пожара был построен каменный комплекс зданий ВСОРГО, где разместилась и ныне существующая библиотека. Первыми ей оказали помощь Русское географическое общество и Российская академия наук, приславшие дубликаты сгоревших изданий. К восстановлению фондов библиотеки подключилась сибирская общественность, и уже через 10 лет на полках стояло 10 082 экземпляра научных изданий. А к началу ХХ в. библиотека имела почти все, что было опубликовано о Сибири.
Библиотека пополнялась книгами своих читателей, которые таким образом выражали ей глубокую признательность и отмечали ее уникальную роль как научного учреждения. Встречаясь в ее стенах, многие исследователи обменивались планами, положившими начало историческим для Байкальского региона событиям. В 90-е годы XIX в. в библиотеке работал шведский ученый Ф. Мартин, и ныне здесь хранятся пять его книг; в 1881 году - член Парижского географического общества Э. Котто, и несколько его книг с автографами осталось в библиотеке. С 1860-х годов тесную связь с отделом поддерживал князь П. Кропоткин, о чем свидетельствуют его автографы на книгах, присланных им из Лондона. В залах библиотеки работали известные русские путешественники И. Черский, П. Козлов, Н. Пржевальский, с описаниями путешествий которых можно познакомиться в подаренных ими книгах.
После революции 1917 г. жизнь библиотеки принципиально изменилась, на повестку дня встала задача сохранения накопленных интеллектуальных богатств. Велась трудная борьба за спасение имущества ВСОРГО, и благо, что в споре с местными и сибирскими властями на сторону отдела встал нарком просвещения А. Луначарский. Несмотря на тяжелые времена, поступление книг в библиотеку продолжалось.
В 1919 году в библиотеке было введено понятие "редкая книга". Их экземпляры не выдавались на руки и оберегались от разрушения и повреждения. В 1920-1930-х годах возобновилась издательская деятельность ВСОРГО, были выпущены сборники "Сибирская живая старина", "Бурятоведческий сборник", "Очерки по изучению Якутского края" и др. В основном это были краеведческие издания, представляющие огромный исследовательский интерес, поскольку печатались малыми тиражами.
На базе библиотеки широко велась библиографическая работа, в которой принимали участие известные ученые. Так, В. Обручев составил указатель по изданиям отдела за 40 лет его работы. Подготовленный четвертый выпуск, составленный К. Куртеевым, так и не был опубликован, но сохранился его рукописный вариант. В 1936 году библиотека была передана Иркутскому краеведческому музею и стала государственной. Изменился порядок работы с читателями, была проведена чистка литературы, произошли и другие изменения, обусловленные новым статусом. Собранный и систематизированный книжный фонд распределялся по вузовским библиотекам, однако, несмотря на это, сбор литературы по сибирской тематике продолжался, и на 1 января 1941 года библиотека уже владела 58 тыс. экз. книг, в том числе 12 371 экз. на иностранных языках.
Интересна четвертая часть книги А. Ковалевой, где освещена история библиотеки уже с позиции очевидца и участника событий. Очень любопытны ее воспоминания о встречах с исследователями и учеными, широко известными в нашей стране и за рубежом.
Книга А. Ковалевой небольшая, но очень информативная и любопытная. Автору удалось собрать под одной обложкой огромное количество информации о книгах и их авторах, о сановниках и простых служащих, о представителях религиозного и научного мира, о гражданах нашей страны и зарубежных исследователях, о людях давно минувших дней и о наших современниках, а также о себе самой. На каждой странице видна позиция неравнодушного и глубоко преданного делу человека.
Сорок с лишним лет служит А. Ковалева библиотеке, и в значительной степени благодаря ее усилиям это уникальное книгохранение (библиотека ВСОРГО) стало культовым для исследователей Восточной Сибири. Написав и издав книгу, А. Ковалева нашла новый путь служения главному делу своей жизни, очеловечив учреждение культуры и сделав этот памятник истории науки Сибири известным и близким для многих наших сограждан.
Ю.Зуляр, кандидат исторических наук