Иркутск - самое глубокое в мире озеро уже не самое чистое
Екатерина Вертинская: Как влияет «Человек» на качество воды в реках, впадающих в озеро Байкал? Этим вопросом задались иркутские экологи и подготовили проект под название «Байкальская Экспедиция».
Его цель – проведение общественно-научной экспедиции по населенным пунктам южного и юго-восточного Байкала, для того чтобы описать масштаб процесса ухудшения качества воды в озере.
Первый пункт назначения «Байкальской Экспедиции» - поселок Большие КотЫ. Хотя говорят, что правильное название поселка Большие КОты, но местные жители все говорят именно КотЫ, с ударением на последний слог. Добраться сюда можно по воде: на теплоходе, или же пешком по горам. С регистрацией там проживают не более ста человек. На весь поселок – один магазин и один киоск со скудным ассортиментом, есть библиотека, но нет ни школы, ни больницы. Но есть чарующие взгляд пейзажи.
Участники экспедиции встретились со старожилом поселка, ветераном Великой отечественной войны Петром Ефимовичем Вещевым. Ему девяносто пять лет. Большую часть своей жизни он прожил на берегах озера Байкал. Петр Ефимович рассказывает, что раньше жители Котов всегда пили воду прямо из Байкала без какой-либо очистки. Продолжает Петр Вещев.
Петр Вещев: Летом и даже зимой из проруби пили сразу – почерпнул в ведро или в банку. И сейчас, наверное, также. У меня сын прорубь рубит. Я примерно две-три проруби держал. Полоскать белье отдельно, подальше. Для скотины – отдельная. Для себя с крышкой.
Екатерина Вертинская: Петр Ефимович рассказывает, что раньше никогда не было отравлений водой. А его внучка Ольга говорит, что в последние годы каждое лето случается, что люди от плохой воды заболевают. Продолжает Ольга Вещева.
Ольга Вещева: На Коты набрасываются кишечные инфекции. Два-три дня они длятся: температура, тошнота. Я заметила, это только у тех, кто из Байкала берут воду. У тех, кто из колодца берет воду такого не бывает.
Екатерина Вертинская: По словам доктора биологических наук Дэварда Стома, который практически постоянно живет в Больших Котах, ничего удивительного в этом нет, все закономерно. Если немного перефразировать его заключение, то можно сказать так: нужно сложить два факта – значительное увеличение числа туристов, которые посещают поселок, и отсутствие очистных сооружений. И вот результат, в водоемах появилась кишечная палочка. Более того, в Котах очень остро стоит проблема складирования отходов. Рассказывает Дэвард Стом.
Дэвард Стом: Существует идиотский закон – запрещается здесь делать свалки. Но в России строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Что происходит? Лесники говорят «жгите». Но жечь не надо, потому что выделяются диоксины. К тому же здесь национальный парк, жечь нельзя, пожары это самое опасное. Свалку запрещают, говорят «везите в город», естественно в город никто не везет. Образуются так называемые несанкционированные свалки. Раньше вырывали бульдозером яму и зарывали, естественно в город мусор никто не везет. Вы представляете, надо мусор собрать здесь, Листвянка не принимает, везти кораблем, потом везти машиной.
Екатерина Вертинская: После беседы с Дэвардом Стомом участники экспедиции поставили себе задачу найти еще и специалистов, которые смогут посмотреть санитарное состояние источников воды.
В Больших Котах члены «Байкальской экспедиции» встретились с участниками американо-российской экспедиции под руководством профессора Уэлсли Колледжа (США) Марианны Мур, ее еще называют морским экологом. Обе экспедиции с интересом обменялись информацией по своим исследованиям. Вот как оценила проект иркутских экологов Марианна Мур. Говорит доктор Уэлсли Колледжа Федор Озерский, который выступал еще и в роли переводчика.
Федор Озерский: Марианна считает, что то, что вы делает – это очень интересная
и важная работа. К сожалению, пока мало что известно про эффекты на человеческое здоровье того, что происходит здесь. Мы будем очень заинтересованы узнать, что вы найдете, и как пройдет ваш проект.
Екатерина Вертинская: В Больших Котах участники «Байкальской Экспедиции» пробыли четыре дня. За это время они провели полевые исследования воды из четырех источников: колодца, реки Большая Котинка, Байкала на расстоянии два километра от берега, и еще одна проба была взята в прибрежной части озера. О предварительных результатах говорить пока рано, так как экологи еще будут проводить исследования в лабораторных условия в Иркутске.
Тем не менее, скажу, что в Больших Котах вода в реке и озере оказалась еще очень даже чистой, если ее сравнить с водой поселка Листвянка. Там члены экспедиции взяли две пробы. Когда брали воду в реке Крестовка, были свидетелями, как в месте, где река впадает в Байкал, прямо в воде стоял грузовой автомобиль, от которого по воде растекались масляные пятна нефтепродуктов. Продолжает руководитель проекта «Байкальская Экспедиция», сопредседатель Иркутской региональной общественной организации «Байкальская Экологическая Волна» Марина Рихванова.
Марина Рихванова: В Листвянке все гораздо серьезнее. Там много гостиниц, туристических баз, очень мало места, и местные жители жалуются, что загрязненная вода. Мы решили сделать более основательную поездку, чтобы все эти данные солбрать.
Екатерина Вертинская: Участники экспедиции планируют донесения полученную информацию до местных жителей, муниципальных и региональных органов власти. Но это произойдет уже после того, как будет собрана полная информация по исследованиям. В Иркутской области экспедиция посетит еще поселок Култук и города Слюдянка и Байкальск. А далее переместится в республику Бурятия. Там исследования проведут в шести территориях.
Источник: svobodanews.ru