Григорий Голосов

© Slon.ru

ПолитикаМир

6656

29.06.2010, 17:13

Российская конституция подходит только для авторитаризма

Избавиться от премьера-тяжеловеса без серьезного политического кризиса нельзя, а для победы над ним президенту не хватит ресурсов.

Современная российская Конституция – это продукт сентябрьско-октябрьского кризиса 1993 г. Отсюда – ее главная черта: колоссальные полномочия исполнительной власти. А поскольку в том давнем году исполнительная власть была в руках президента, то ему достались и полномочия. В научной литературе такую систему иногда называют «сверхпрезидентской». От обычной президентской системы она отличается по нескольким параметрам.

Во-первых, это колоссальные законодательные полномочия президента, то есть право издавать указы. В «нормальных» президентских системах такое право обычно отсутствует, а в России носит почти неограниченный характер. Круче только в Таджикистане, Белоруссии и еще паре бывших советских республик.

Во-вторых, это значительные полномочия президента в области бюджетной политики, которая в большинстве президентских систем находится в полной компетенции парламента.

В-третьих, президент обладает правом распускать парламент. Это принципиально расходится с логикой «разделения властей», лежащей в основе классической президентской системы.

В-четвертых, парламент почти полностью лишен контрольных полномочий. В общем, президент в России – больше, чем президент, и сам Борис Ельцин, под которого писалась Конституция 1993 г., любил демонстрировать царские повадки. Во всяком случае, пока не попал под дефолт.

Однако опыт Ельцина свидетельствует, что все эти полномочия президент может фактически использовать лишь тогда, когда располагает достаточными политическими ресурсами. Напомню, что в середине 90-х третий срок Ельцина считался почти предрешенным: ведь в 1991 г. его избрали по другой конституции. Но после дефолта Ельцин стушевался, в царя больше не играл, да и вообще его хватило только на то, чтобы пропихнуть на «свято место» проверенного преемника и мирно скрыться за горизонтом. А преемник, пройдя пару отмеренных ему сроков, столкнулся с ситуацией, из которой нормальная президентская система допускала бы только два исхода: отказ от власти или изменение правил игры. Но этого не понадобилось, потому что Конституция 1993 г. предполагала и третью возможность.

В общем-то, не трудно понять, почему авторы Конституции 1993 г. заложили в нее норму о том, что кандидатура премьера утверждается Думой, а сама Дума вправе выносить правительству вотум недоверия. Если бы у Думы не было таких полномочий, то власть президента была бы просто абсолютной. Но тогда и нужды в Конституции не было бы, достаточно одной статьи: «Вся власть в Российской Федерации принадлежит Президенту Российской Федерации». Друг Билл, как Ельцин называл тогдашнего лидера США Клинтона, не понял бы. А с другой стороны, вероятность того, что Дума сможет воспользоваться этими полномочиями, казалась тогда ничтожной. Да это и правда случилось только один раз, именно после дефолта, когда Думе удалось выторговать непродолжительное премьерство Евгения Примакова.

С формальной точки зрения, однако, это решение авторов конституции полностью перекроило структуру государства. В результате, пользуясь терминами сравнительной политологии, Россия стала не только «сверх-», но и – в то же самое время – «полупрезидентской системой». Общая черта таких систем в том, что исполнительная власть не концентрируется в руках президента, а распределена между ним и другим сильным игроком, премьер-министром, который несет ответственность перед парламентом (напомню, что в «нормальных» президентских системах, типа США, никакого премьера просто нет).

Но даже и здесь не обошлось без изюминки. В обычных полупрезидентских системах ответственность премьера перед парламентом носит эксклюзивный характер. Какие бы большие полномочия не были приписаны президенту, по вопросу о кандидатуре премьера он противостоять парламенту не может. В России, однако, ответственность премьера – двойная. Поэтому конфликты между президентом и парламентом по этому вопросу, во-первых, возможны, а во-вторых, могут быть разрешены роспуском парламента. Это – довольно редкое институциональное устройство, известное под названием «президентско-парламентская система». Исторические прецеденты – Веймарская республика в Германии (1918–1933), Шри Ланка в 1970-х гг., Португалия вскоре после революции 1974 г.

Из перечисленных примеров видно, что президентско-парламентскую систему трудно счесть источником стабильности. Конечно, во всех этих странах турбулентность имела много разных источников. Но одним из них – неизменно – была конституционная структура. Возьмем последние годы Веймарской республики. Законопослушные немцы мирно идут на выборы, избирают Рейхстаг. Рейхстаг не утверждает ни одну кандидатуру премьера (рейхсканцлера), которая устраивает президента. Президент распускает Рейхстаг. Немцы – снова на избирательные участки, с тем же результатом. И так несколько раз подряд. Несколько лет страна живет в условиях постоянной избирательной кампании, без правительства и без законов. И это не просто надоедает, а еще и подталкивает к поддержке той политической силы, которая обещает раз и навсегда с этим безобразием покончить. Действительно, покончили, мало не показалось, – и не только немцам.

«Веймарский сценарий», к счастью, не реализовался в России. В 1995 г. коммунисты немного не добрали до думского большинства, а в 1998 г. Ельцину хватило ума пойти на компромисс. Но именно после дефолта опасность этого сценария была вполне осознана российскими политиками. Отсюда – колоссальные, буквально истерические усилия, в течение всего путинского периода прилагавшиеся к тому, чтобы не допустить сколько-нибудь заметного представительства оппозиции в Думе. Отсюда – популярные фобии, вроде приписываемого Михаилу Ходорковскому желания заручиться поддержкой думского большинства и стать премьером после выборов 2003 г. И отсюда же, в конечном счете, полный демонтаж самого института свободных парламентских выборов. Американский президент вполне может сосуществовать с оппозиционным большинством в Конгрессе, а российский – никак. Важно понимать: это не потому, что американцы хорошие, а русские плохие, а потому, что так система устроена.

Зато если парламентское большинство – не оппозиционное, то президентско-парламентская система открывает совершенно уникальные возможности для личной диктатуры. Если самый сильный политический игрок – президент, то премьер – это какой-нибудь Фрадков–Зубков с чисто распорядительскими функциями. Но если, по какой-то причине (и мы эту причину знаем) тяжеловес решает стать премьером, то тоже нет проблем. Уволить-то его президент может, но вот назначить нового – нет, потому что под контролем тяжеловеса остается парламентское большинство. Иными словами, избавиться от премьера без серьезного политического кризиса нельзя, а для победы в таком кризисе президенту-распорядителю по определению не хватает ресурсов.

Проблема Конституции 1993 г. состоит не только и не столько в концентрации власти, сколько в способе этой концентрации. По большому счету, эта конституция подходит только для авторитаризма.

Григорий Голосов

© Slon.ru

ПолитикаМир

6656

29.06.2010, 17:13

URL: https://babr24.news/?ADE=86813

Bytes: 7097 / 7097

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Политика"

Инсайд. Без компромиссов

Увы и ах, областная власть опять занялась собственной дискредитацией. Вопрос с мобильным интернетом на «Празднике топора» остался нерешенным. Точнее, отсутствует положительный результат.

Андрей Игнатьев

ПолитикаТомск

7725

16.08.2025

Инсайд. Почему в Красноярске дорожает бензин?

Бензин в Красноярске подорожал на два-четыре-шесть рублей за литр. На фото: перекрёсток Красной Армии и Кецховели, развязка на пересечении Северного Шоссе и Котельникова, та же развязка прошлым летом (чисто для ностальгии). И подобная ситуация по всей стране. Объясняем, что происходит.

Кирилл Богданович

ПолитикаТранспортЭкономика и бизнесКрасноярск

4509

15.08.2025

Муниципальные выборы: назаровские единороссы облепили губернатора Михаила Котюкова

Безусловно, что главной темой визита губернатора Красноярского края Михаила Котюкова в город Назарово стало назначение на пост министра сельского хозяйства бывшего председателя региональной Счетной палаты Дмитрия Воропаева.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

5791

15.08.2025

Шестое чувство Мазура, или Сакральная жертва в Стрежевом

Областная администрация, кажется, задумала решение серьёзного кадрового вопроса в угоду личным интересам. Авторитет губернатора Владимира Мазура падает до уровня плинтуса: главе региона нужно себя показать Папой в локальных масштабах.

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

5176

15.08.2025

Мэр Петров стесняется «Единой России» больше невесткиной сумки

Очередной кратковременный скандал по поводу лакшери-мэра Ангарска Сергея Петрова. В телеграм-канале «Ангарский коррупционер» выложили фото отдыха его сына Александра, сделанные во время их поездок по Европе – Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и Италии.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

6045

14.08.2025

Минус 25% и миллиарды на награды: провал аграрной политики Монголии

Сельскохозяйственный сектор Монголии в 2024 году сократился на 25%. 9 августа депутат Б.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

5791

14.08.2025

Богатейшие люди Томска. Топ-100. Часть шестая

Известный журналист Андрей Остров (@ostrovisland) опубликовал топ-100 богатейших людей Томска. Среди них – герои наших расследований Сергей Автомонов, Александр Цымбалюк, Сергей Агеев, Юрий Гурдин и многие другие.

Андрей Игнатьев

ПолитикаРасследованияЭкономика и бизнесТомск

4561

14.08.2025

Депутаты Прибайкалья в соцсетях: Крыжановская с помидором, Демин с розой

В лучшем случае на тройбан написали бы сочинение «Как я провел лето» многие депутаты. Так, совсем забросили «Вконтакте» Виктор Побойкин и Виталий Перетолчин, а Лариса Егорова не отмечалась там с начала июля, даром что кандидат в губернаторы. Брали бы пример с Галины Кудрявцевой!

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоИркутск

5232

13.08.2025

Третий мост взяли под стражу: финансирование стройки в Улан-Удэ передали казначейству

Правительство Бурятии постановлением № 470 от 6 августа перевело финансирование третьего моста через Уду с банковского сопровождения на казначейское. Чиновники приняли решение сразу после увольнения куратора стройки, зампреда правительства Евгения Луковникова.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

6280

13.08.2025

Инсайд. Серый церемониал Мазур

Сегодня разговор будет о человеческих качествах губернатора Томской области Владимира Мазура. То, что характеризует по полной программе и делает его период руководства регионом уникальным временем, без шуток. Для пущего понимания надо просмотреть ленту новостей с упоминанием Мазура.

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

5329

13.08.2025

Коммунисты Прибайкалья ощущают беспрецедентную нежность

Местное отделение партии «Единая Россия» в Тайшете на днях попыталось снять с выборов восьмерых коммунистов, собравшихся в районную, то есть уже в окружную думу. И за несколько часов до решающего заседания передумало и отозвало свой иск. Случай интересный.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

5864

12.08.2025

Нефритовый передел: главу Окинского района назначат без участия жителей

Конкурс на главу Окинского округа Бурятии назначен на 18 августа. Однако исход процедуры уже предопределен. Врио главы Оки Анатолий Ринчинов является кандидатом от Площади Советов. Вся интрига свелась к формальному наличию второго кандидата, которым стал Альберт Хандаков.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

7784

12.08.2025

Лица Сибири

Сумароков Илья (младший)

Большешапов Михаил

Ганчуков Евгений

Калабин Геннадий

Тарасков Геннадий

Балданов Баир

Белов Александр

Седов Владимир

Величко Александр

Татаринов Андрей