Кирилл Титаев

© Ведомости

ОбществоМир

5117

02.03.2010, 16:35

Правоприменение: Почему России не нужны юристы

Некоторое время назад в журнале «Восточно-Европейское конституционное обозрение» чешско-австралийский ученый Авиезер Такер опубликовал короткую статью «Воспроизводство некомпетентности», посвященную чешскому высшему образованию.

В ней он описывает родовые пороки образовательной системы, которая на постсоветском этапе пошла по пути медленных изменений, а не радикальной ломки. Это привело к фантастическому снижению качества образования и росту коррупции. Коррупция и некомпетентность выпускаемых специалистов — это две стороны одной медали. За взятки мы вынуждены выдавать дипломы плохим специалистам, а если мы не можем подготовить хорошего специалиста, то мы завлекаем абитуриента тем, что за взятки он гарантированно получит диплом.

В качестве самого яркого примера коррупции автор выбрал юридический факультет Карлова университета в Праге. Для социолога образования здесь нет ничего неожиданного. Такая же закономерность распространяется и на Россию. Какой бы город ни изучали, все начинается с рассказа о том, что более коррумпированного факультета, чем юридический, нет. Подтвердить это количественными данными не всегда возможно, но единодушие экспертов — это тоже повод для размышления.

Юрфаки оказываются на первом месте в рейтинге коррумпированности в силу специфики профессии. Юридическая профессия относится к тем, которые американские социологи называют «классическими» или «идеальными» профессиями. Это значит, что профессиональное сообщество является корпорацией, которая монополизировала определенную сферу деятельности. Только корпорация может объявить кого-то компетентным в сфере своей монополии. К таким профессиям, кроме юристов, относятся, например, врачи.

Важнейшим следствием такого устройства оказывается то, что извне никто не вправе оценить качество знаний и действий человека, которого специально уполномоченные люди назвали юристом. Казалось бы, все правильно. Однако такая система хорошо работает ровно до тех пор, пока внутри профессии сохраняется жесткая конкуренция. Если я, будучи, к примеру, французским юристом, вижу серьезную ошибку коллеги, то я сообщу об этом в соответствующую инспекцию или ассоциацию. Потому что чем меньше людей в профессии, тем выше моя зарплата. Конечно, мной могут руководить и «высокие мотивы» — желание предотвратить преступление или что-либо подобное. Но экономисты доказали, что с исчезновением конкуренции «высокие мотивы» исчезают в профессиональном сообществе за одно десятилетие.

Российские юристы никогда не станут писать письмо в ассоциацию, увидев, к примеру, что в тексте договора полностью перепутаны положения различных отраслей права. Соответственно, возникает ситуация, в которой монополия есть, а внутреннего контроля нет. Снаружи никто не имеет права оценить качество специалиста, а изнутри никто этого не делает. Почему возникает такая ситуация? Почему российские юристы не борются с некомпетентными коллегами, «купившими» диплом?

Контроль исчезает в тот момент, когда исчезает внятный образец «правильного действия». У врачей для каждого типового заболевания есть «правильное» лечение. В случае каких-либо сомнений собирается консилиум и проверяет, правильно ли действовал врач. Точно так же есть требования к доказательствам вины, которые должны фигурировать в процессе. При этом лечение может не помочь пациенту, а доказательства вины могут быть признаны недостаточными. Но они собраны в соответствии с образцом, именно поэтому специалист считается компетентным. В западных системах таким образцом является закон или судебный прецедент (в зависимости от того, на что опирается правовая система этой страны). Суд устанавливает в первую очередь, соблюдены ли требования, установленные законом для конкретного документа (будь то договор или протокол допроса подозреваемого). Если требования не соблюдены, то юрист некомпетентен.

В советской модели юрист ориентировался не на закон, а на правоприменительную практику. Грубо говоря, закона как такового не существовало. Закон можно было отменить, изменить или проигнорировать в любой момент. Легитимность решения или текста создавалась и контролировалась не юристами, а партийными руководителями. Указ «о колосках» противоречил УК-26, но был предложен лично Сталиным. Закон о тунеядстве противоречил Конституции, но был инициирован Хрущевым. Соответственно, ключевой задачей юриста в то время было понять, на какой закон, указ или лозунг нужно опираться здесь и сейчас. Если образцы «правильного поведения» постоянно меняются, значит, их нет.

Юрист для советской страны и для несоветской должен обладать разными навыками, и советская система подготовки юристов сильно отличалась от западной. В СССР и братских странах много рассказывали про «принципы права» и мало — про конкретные законы. Потому что законы изменятся быстро и внезапно, а «ключевые принципы» останутся.

Что же происходит сегодня в тех странах, которые не рискнули сразу и полностью уничтожить советскую образовательную систему, а пошли по пути постепенных изменений? Раньше надо было научить человека принимать и понимать команды власти. А теперь жесткой системы команд нет. Но и ориентироваться на западную практику никто не мог, так как не было специалистов по собственно праву.

Сообщество юристов и хотело бы создать систему контроля качества специалистов. Но образцов, на которые можно было бы ориентироваться, нет. Никто не знает, как правильно. Монополия остается, а система внутреннего контроля исчезает, и в первую очередь она исчезает на самых ранних этапах профессиональной социализации — в вузах.

Профессиональные критерии, которые должны быть главными при отборе студентов, достойных диплома, не могут быть использованы. Потому что этих критериев нет. Они заменяются чем-нибудь другим. В нашем (и чешском) случае — деньгами и связями.

Автор — сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Кирилл Титаев

© Ведомости

ОбществоМир

5117

02.03.2010, 16:35

URL: https://babr24.news/?ADE=84292

Bytes: 5885 / 5885

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирилл Титаев.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Щепотка Томска. Мусор и дураки

Губернатор Владимир Мазур, как говорится, «ходит по очень тонкому льду» – он зачем-то взялся критиковать собственных избирателей. То ли пиарщики его заверили, что немного критики пойдет на пользу, то ли Мазур, предчувствуя скорую отставку, решил резать «правду-матку».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

2233

15.11.2025

Бюджет Монголии на 2026 год: депутаты одобрили пакет поправок, но указали на системные проблемы

Пленарное заседание Великого государственного хурала, состоявшееся 14 ноября, стало одним из самых показательных с начала осенней сессии. Оно началось с опозданием. Да и присутствовала на нем лишь половина депутатов.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

3350

14.11.2025

Новый мэр Красноярска – Одинцов? Итоги опроса Бабра

В конце октября краевой губернатор Михаил Котюков сообщил, что до конца 2025 года у Красноярска может появиться новый глава города. Котюкову предложат несколько кандидатур, из которых он выберет две. А из них уже городской совет изберёт мэра. По крайней мере, о такой схеме заявил сам губернатор.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаКрасноярск

3360

14.11.2025

Блогнот. Крепостные врачи: как новые правила уничтожат российскую медицину

Государственная дума поставила точку в судьбе российского здравоохранения, окончательно превратив его в ведомство по производству «крепостных врачей».

Алексей Аксютенко

ОбществоРасследованияЗдоровьеРоссия Красноярск

4224

14.11.2025

Последняя надежда первой школы

В Слюдянке продолжает разворачиваться драма вокруг строительства школы №1 в микрорайоне Рудоуправление. Ее строительство началось еще в 2019 году, но до сих пор нет ни малейшей надежды на приближение завершения. И совершенно точно сентябрь 2026 года Слюдянка вновь встретит без новой первой школы.

Лилия Войнич

ОбществоСкандалыИркутск

1450

14.11.2025

Инсайд. Реформа МСУ и «перенарезка» судебной карты

Продолжаем наблюдать, как муниципальная реформа неизгладимо улучшает жизнь «на земле». На связи Красноярский край. Там в связи с муниципальной реформой, которая была так нужна местным жителям, так долгожданна, зреет оптимизация системы районных и городских судов региона.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаКрасноярск

2922

13.11.2025

Монгольская миграция в цифрах: кто приезжает, кто уезжает

Монголия все активнее вовлекается в миграционные процессы. Страна одновременно принимает иностранных работников и теряет собственные трудовые ресурсы.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

5694

13.11.2025

Томскнефть: Забота, которая вдохновляет

В 2024 году компания «Томскнефть» ВНК снова подтвердила статус лидера социальной ответственности, завоевав золото и бронзу на престижном конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности».

Александра Рубинштейн

ОбществоЭкономика и бизнесТомск

6449

12.11.2025

Медики выходят на забастовку: в Монголии растет напряжение из-за низких зарплат

В Монголии появились новые поводы для спора о перераспределении государственного бюджета. Депутат ВГХ Б. Жаргалан заявила, что должности участковых старост постепенно утрачивают необходимость.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

3164

12.11.2025

Инсайд. Одинцов предложил изменить Устав Красноярска

Роман Валерьевич внёс в городской совет проект изменений в Устав города. Мы почитали его предложения, там много интересного. Многие поправки вызваны недавней муниципальной реформой. Например, во фразе «глава города Красноярска — высшее выборное должностное лицо» убрано слово «выборное».

Кирилл Богданович

ОбществоОфициозПолитикаКрасноярск

3064

12.11.2025

Инсайд. Минус один депутат в парламенте края

Пока Терехов только обещает, один из депутатов действительно покидает Законодательное собрание. Это единоросс Евгений Петренко. Котюков предложил его в качестве главы свежесозданного Енисейского округа. Депутаты Енисейского окружного совета единогласно поддержали, конечно же.

Кирилл Богданович

ОбществоОфициозПолитикаКрасноярск

3304

11.11.2025

Нам пишут. Баланс развития: традиционное сельское хозяйство и крупные предприятия

Производство молока сокращается в России третий год в крестьянских фермерских хозяйствах, значительное снижение происходит в личных подсобных хозяйствах (по оценкам федеральных экспертов на 580 тысяч тонн).

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

3145

11.11.2025

Лица Сибири

Савин Олег

Берлина Татьяна

Козьмин Алексей

Щуко Андрей

Бронштейн Виктор

Турчак Андрей

Колмаков Владимир

Шарипова Ольга

Титов Анатолий

Рысев Денис