Артур Скальский

© Regnum.ru

ОбразованиеМир

2861

24.02.2009, 16:18

Как система социального призрения в России ломает судьбы детей

10 февраля 2009 года в Московский НИИ педиатрии и детской хирургии из Разночиновского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей Астраханской области, где она находилась с августа 2008 года, поступила шестилетняя девочка-сирота Кристина Анисимова. До трех лет она вместе с сестрой-близнецом находилась в доме ребенка в Астрахани. В 2005 году, когда им было три года, их хотела усыновить американская пара, но девочек решила забрать родная тетя, и опека вынесла решение в ее пользу, хотя тете было 18 лет и, как потом выяснилось, она состояла на учете в наркодиспансере. Через три года детей у нее отобрали (как и ее собственного ребенка) и девочки попали на обследование в Астраханскую детскую больницу. Оттуда сестра Кристины была отправлена в детский дом для слабовидящих (в декабре ее приняла опекунская семья), а Кристина определена в Разночиновский дом-интернат в связи с тем, что к тому времени девочка практически лишилась зрения.

Пока Кристина лежала в больнице в Астрахани, с ней стали заниматься (и довольно успешно) волонтеры. Девочка откликнулась на заботу, и у нее был большой прогресс в развитии, но, тем не менее, по совокупности диагнозов, ее отправили в Разночиновку. Там с девочкой индивидуальных коррекционных занятий не проводилось. Персонал учреждения пребывал в уверенности, что она не умеет и никогда не умела разговаривать и ходить. Периодически Кристину изолировали от других детей как буйную. После разлуки с сестрой девочка находилась в состоянии глубокого эмоционального шока, отказалась разговаривать и принимать пищу. Во время вынужденной изоляции она просто лежала в кровати, так как из-за слабости и боязни пространства по причине потерянного зрения она не могла ходить. За полгода пребывания в учреждении ребенок сильно регрессировал.

Усилиями волонтеров 10 февраля в МНИИ Педиатрии из Разночиновского интерната были привезены четыре воспитанника, в том числе Кристина, для проведения офтальмотологических операций. Она была госпитализирована в крайне истощенном состоянии (согласно выписке интерната, ее вес составляет 14 кг. при росте 104 см., дефицит веса - 22%). Среди диагнозов, значившихся в карте девочки: тяжелая умственная отсталость, ДЦП атонически-астотическая форма тяжелой степени тяжести, выраженная задержка психомоторного развития. На ногах девочки были следы пролежней.

По итогам обследования было выявлено, что ДЦП у девочки отсутствует. А слабость и передвижение с поддержкой обусловлены тяжелым физическим истощением ребенка на фоне отягощающих факторов. В то же время у Кристины обнаружены: атопический дерматит, вторичный синдром мальабсорбции, анемия средней степени тяжести и дистрофия. Все эти диагнозы говорят о том, что она на протяжении месяцев не получала не только адекватного ухода, но и нормального питания.

За время пребывания в московском стационаре Кристина начала ходить, шла на контакт с персоналом, волонтерами и сиделками, разговаривала. Она постоянно просила еды, и у нее был хороший аппетит. Независимый коррекционный психолог Елена Владимировна Морозова провела занятие с целью обследования состояния девочки и пришла к выводу, что, несмотря на тяжелейшую педагогическую запущенность ребенка и глубокую депривацию, у Кристины большие возможности для развития. Она подвергла сомнению правомерность диагноза "тяжелая умственная отсталость". 13 февраля Кристине была сделана офтальмологическая операция, а со 2 марта она будет проходить восстановительное лечение в санатории. Дальнейшая судьба ребенка пока под вопросом.

Кристине в жизни очень не повезло. Но более, чем кем бы то ни было из встретившихся ей на пути взрослых, ее жизнь изломана самой существующей в нашем обществе системой социального призрения. И Разночиновский интернат не отдельный "остров зла", а вполне типичное учреждение. Таких в стране сотни. Итак, что же работает против детей с особенностями развития, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которые не могут сами себя защитить?

Профессиональная некомпетентность многих ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий), которые и ставят таким детям, как Кристина, диагноз "умственная отсталость". Часто им оправдывается просто отсутствие педагогической, психологической и коррекционной работы. В результате диагноз "умственная отсталость" оказывается приговором. Просто запущенных детишек ПМПК с легкостью обрекает на пожизненное растительное существование в детских домах-интернатах, а потом - во взрослых ПНИ (Психо-неврологических интернатах). Снять подобный диагноз чрезвычайно сложно.

Критический дефицит профессиональных кадров в учреждениях социальной защиты, особенно региональных. Нет ни педагогов коррекционного развития, ни специалистов логопедов и дефектологов. Если не принимать во внимание те случаи нарушения прав детей, которыми должна заниматься прокуратура, даже при желании персонала заниматься развитием детей, - это практически невозможно делать на должном профессиональном уровне. В результате к подростковому возрасту дети деградируют и не имеют элементарнейших навыков для дальнейшей (и вполне вероятной при грамотной работе) социализации.

Недостаточное медицинское обслуживание в детских учреждениях. Зачастую местные врачи ставят детям ошибочные диагнозы. Детей не морят голодом, часто их на местах просто не умеют лечить. Кроме того, например, тот же Разночиновский интернат находится в малодоступном месте. В результате там очень высока детская смертность, так как даже скорая помощь туда не добирается при малейшем дожде. Директор интерната Валентина Уразалиева не раз ставила перед руководством вопрос о недопустимости проживания в таких условиях 250 детей, но пока не нашла понимания.

Повсеместная практика "успокаивать" детей перед дневным и ночным сном с помощью димедрола, фенозепама или люминала (фенобарбитал). Это прямое следствие отсутствия в штате учреждений профессиональных медицинских кадров и дефицита кадров в целом. Работа с детьми основывается не на том, что нужно детям, а на том, как удобно взрослым.

Отсутствие системы общественного контроля над учреждениями социального призрения. Волонтеры, помогающие во многих учреждениях, часто боятся говорить открыто о том, что они там видят, потому что любое неосторожно сказанное публично слово может привести к тому, что двери учреждения перед ними закроются навсегда.

Ограниченные возможности для семейного устройства детей с особенностями развития. Несмотря на то, что для детей, подобных Кристине, пребывание в учреждении губительно, возможностей для попадания в семью у нее крайне мало. Усыновляют и берут под опеку таких детей редко, а Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", запретил длительное (более месяца) проживание в семье ребенка, "приписанного" к тому или иному учреждению. Понятие "патронатная семья" было введено в новую редакцию закона в виде, полностью отменяющем его главное содержание - обусловленное договором сопровождение такой семьи профессиональной службой, несущей ответственность за ребенка. В результате сейчас происходит повсеместное закрытие патронатных семей, а также семейных воспитательных групп, уничтожается бесценный опыт организации профессиональной работы в области патронатного воспитания.

Таким образом, получается, что, если Кристину не усыновят или не возьмут под опеку, шансов у нее попасть в профессионально сопровождаемую семью, где она получит уход в соответствии с ее реальным умственным и физическим состоянием, совсем немного. А получить на должном уровне помощь специалистов по коррекционной работе в случае возвращения в Разночиновку и того меньше. По крайней мере, пока не изменится существующая в стране система.

Артур Скальский

© Regnum.ru

ОбразованиеМир

2861

24.02.2009, 16:18

URL: https://babr24.news/?ADE=51128

Bytes: 7640 / 7640

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Образование"

Блогнот. Речь Игоря Лютаева, или Почему Наука без школы?

Разрешите зачитать обращение жителей микрорайона Наука: «15 лет назад Правление ТОС добивалось выделения земель на территории микрорайона «Наука» под строительство социальных объектов.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеОбществоПолитикаТомск

3278

02.04.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Усс снова президент и отчёт Логинова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 24 по 30 марта включительно. Ещё пять лет На прошлой неделе экс-губернатора Красноярского края Александра Усса вновь избрали на должность президента СФУ.

Анна Роменская

ОбразованиеПолитикаСкандалыКрасноярск

3849

31.03.2025

Нам пишут. Свободный разгул на Свободном

«Чего Вы возмущаетесь, идет заселение!» — эти слова я услышала в первом часу ночи с понедельника на вторник на прошлой неделе, когда позвонила на вахту, узнать причину такого шума. С 00.00 часов до трех-четырех часов утра 18 марта не спал весь дом на Свободном 76Ж.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

7107

25.03.2025

Инсайд. Александр Усс и его марионетки Румянцев и Протопопов

У сенатора и ученого Александра Усса сейчас горячая пора. Ему нужно сохранить доступ к ресурсам двух университетов: СФУ и КрасГМУ. В оба этих ВУЗа Усс воткнул своих послушных марионеток. Максим Румянцев, конечно, более значимая фигура чем Алексей Протопопов.

Кирилл Богданович

ОбразованиеСкандалыКрасноярск

2189

23.03.2025

Диссертация с копытца. В Бурятии науку доят плагиаторы

Молодые учёные бегут из Бурятии. Бабр разбирается, что творится с наукой в республике и почему она разваливается на глазах. Аспирант в Бурятии начинает карьеру с голода. Стипендия на бюджетном месте — 6,5 тысячи рублей в месяц.

Виктор Кулагин

ОбразованиеПолитикаРасследованияБурятия

12115

10.03.2025

Инсайд. Кризис в СФУ — вопросы без ответов

Пять лет назад Сибирский федеральный университет получил на баланс объекты Универсиады-2019, и с тех пор финансовые проблемы вуза только нарастают.

Кирилл Богданович

ОбразованиеСкандалыКрасноярск

3778

28.02.2025

Нам пишут. Наука в Бурятии умирает: чего боится молодёжь?

Вот прошёл день науки, а впечатления двоякие после всех этих мероприятий. Университет – не просто учебное заведение, основное его отличие заключается в обязательном осуществлении научной деятельности.

Есения Линней

ОбразованиеНаука и технологииМолодежьБурятия

14289

27.02.2025

Инсайд. Немного фактов о деятельности СФУ при Румянцеве

Проректор по науке провалил защиту докторской диссертации. В рамках федерального проекта «Приоритет 2030» университет на втором этапе получил лишь базовую часть гранта, вылетев из специальной части гранта «Территориальное лидерство».

Кирилл Богданович

ОбразованиеЭкономика и бизнесКрасноярск

14626

27.02.2025

Нам пишут. «Почему СФУ живёт не по средствам»

После выхода инсайда «СФУ – кормушка камарильи» в красноярскую редакцию Бабра пришло письмо с интересной информацией о некоторых зарплатах и сотрудниках с судимостью Сибирского федерального университета. И если обычно письма приходят анонимные, на этот раз автор представился – это сотрудник СФУ.

Анна Роменская

ОбразованиеСкандалыКрасноярск

4800

25.02.2025

Иркутская мэрия учит школьников вранью

Не успела глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина покинуть Иркутск, как вслед ей полетела жалоба от его жителей.

Георгий Булычев

ОбразованиеОбществоПолитикаИркутск

16766

25.02.2025

Инсайд. СФУ – кормушка камарильи

❇️ Нынешнее незавидное финансовое положение СФУ сложилось не сегодня и не вчера. Вуз уже давно воспринимается как кормушка камарильи, кружащей вокруг президента СФУ Усса Александра Викторовича и с готовностью осваивающей миллиардные бюджеты.

Кирилл Богданович

ОбразованиеПолитикаСкандалыКрасноярск

16596

21.02.2025

Инсайд. Щепотка Томска. Невидимый позор

Информационный повод, что прошел почти «мимо радаров» на фоне новых нацпроектов и назначений, – это релиз от областной администрации по проекту межвузовского кампуса. Неожиданно выяснилось несколько важных моментов.

Ярослава Грин

ОбразованиеТомск

6599

20.02.2025

Лица Сибири

Потапов Владимир

Сутула Василий

Стрельцов Андрей

Самойлович Владимир

Каландаришвили Нестор

Гайкова Ольга

Манзула Александр

Седов Владимир

Скворцов Сергей

Пономаренко Сергей