Артемий Охотин, врач-кардиолог

© Газета.Ru

ЗдоровьеМир

4018

16.12.2005, 17:01

Медицина без врачей

Михаил Фрадков успокаивал сегодня медицинских работников, что дополнительные выплаты по 10 и 5 тысяч они получат полностью и без вычетов. Вопрос в том, что получат в результате пациенты.

«Газета.Ru-Комментарии» в порядке дискуссии публикует статью о системных проблемах российской медицины.

Врачи

Большинство (да, именно большинство) врачей носят это звание чисто формально. Врачебное искусство состоит из умения общаться с больным и знания медицинской науки. А ее у нас не знают. Обучение в медицинских институтах – это просто ерунда. Студенты, поступившие (часто за деньги) на первый курс, почти в обязательном порядке получают диплом врача. Знания не играют никакой роли: независимой проверки знаний нет вообще. В США все студенты сдают единый выпускной экзамен, который проводится вне учебных заведений, а варианты заданий везут в бронированных машинах с вооруженной охраной. У нас тоже проводится такой экзамен, но, во-первых, все вопросы известны заранее совершенно официально, а во-вторых, выпускникам выдают уже готовые ответы прямо перед экзаменом.

Принято говорить: кто хочет, тот научится. Да, но лечить нас с тобой пойдут и те и другие.

Чему научатся те, кто хотят учиться, неизвестно, потому что содержание обучения чудовищно. То, чему учат в медицинских институтах, имеет очень отдаленное отношение к медицине. Студенты учатся по устаревшим учебникам (а новых практически нет, или они не лучше старых), где перемешаны традиции кафедры и личный опыт автора, а единственное, чего там не хватает, – это научно обоснованных сведений о том, как ставить диагноз и как лечить больного.

Постдипломное обучение устроено не сильно лучше. О чтении книг и журналов врач забывает, как правило, закончив институт. Тираж самых популярных медицинских журналов редко превышает несколько тысяч, что говорит о почти полном отсутствии спроса на знания. Повышение квалификации, которое врач должен проходить каждые пять лет, тоже носит формальный, «конвейерный» характер. Не пройти переаттестацию – это нонсенс, потому что устроены все курсы повышения квалификации по принципу «пришел – отметился – получил». Главное не результат, главное – участие.

Диагностика и лечение

В России существует целый ряд диагнозов и методов лечения, о которых во всем остальном мире просто не слыхали. Это связано с тем, что для утверждения Минздравом того или иного метода диагностики или лечения нужны деньги или авторитет титулованных светил. Никакой реальной проверки новые методы лечения не проходят. Такие «модные» в России препараты, как актовегин, предуктал, рибоксин, виферон, амиксин, арбидол, мексидол, ноотропил, кавинтон, винпоцетин, в цивилизованном мире вообще не используются. Публикации в журналах, касающиеся этих препаратов, – это наукообразная фикция. Очень характерная черта: в мировых реферируемых журналах очень часто публикуются статьи с выводом: «Данное средство, по-видимому, не эффективно при этом заболевании». У нас при тех же результатах вывод всегда звучит позитивно: «Данное средство может использоваться в комплексном лечении этого заболевания». То же касается и руководств: в отечественных книгах почти никогда не найдешь упоминаний о том, что какое-либо лечение неэффективно. Отсюда и лечение по принципу «всякая пылинка – витаминка»: назначается в полном беспорядке все, имеющее какое-то отношение к данной патологии. Такой подход годится для средневековья, но не для XXI века, когда разработаны методы лечения, реально продлевающие больному жизнь и улучшающие ее качество.

Не лучше обстоят дела с диагностикой. Существуют хорошо разработанные алгоритмы диагностики тех или иных заболеваний. Основной принцип любой диагностики: исследование назначается только тогда, когда оно отвечает на конкретно поставленный вопрос. Просто так, для полноты обследования, исследования не назначаются. Нигде, кроме России, такого понятия, как «провести полное обследование», просто нет.

От незнания и растерянности врачи назначают лишние обследования, за которыми почти всегда следует ненужное, а значит, потенциально вредное лечение.

Существует огромное число фиктивных заболеваний: это мнимые неврологические расстройства у детей («постнатальная гипоксическая энцефалопатия»), нейро-циркуляторная дистония, дисбактериоз. За этими «диагнозами» нередко скрываются настоящие заболевания, требующие грамотного и своевременного лечения. Часто диагнозы приклеиваются здоровым людям: например, диагноз ишемической болезни сердца ставится почти всем больным старше 60 лет («ну как, такой возраст – наверняка сердце не в порядке»), что влечет за собой не только ненужное лечение, но и психологические проблемы для больного.

Деньги

Принято все списывать на нехватку денег. Однако это неправильно. Денег достаточно, если их правильно тратить. Многие болезни лечатся весьма дешево, если знать как.

Близкий мне пример – артериальная гипертония, или ишемическая болезнь сердца. Сплошь и рядом больным навязывают дорогие, но ненужные препараты, тогда как рядом есть намного более дешевые и эффективные. Огромные деньги уходят на госпитализированных больных. Во всех странах, где умеют считать деньги, основной упор делается на сокращение стационарного лечения. У нас же в больницах лежат долго, но совершенно без толку. Лечение артериальной гипертонии или неосложненной язвенной болезни в стационарных условиях – чисто российский абсурд. Санаторно-курортное лечение, которое стоит очень больших денег, – атавизм советского здравоохранения. Во всем мире больных после инфаркта миокарда стараются как можно быстрее поставить на ноги и выписать домой, а еще лучше – на работу, потому что, если этого не сделать, больные впадают в депрессию и уже не могут вернуться к полноценной жизни. У нас вместо этого оформляют инвалидность и отправляют в санаторий, где больной лишается квалифицированного медицинского наблюдения и действительно становится инвалидом. Стоит упомянуть и о таком немедицинском аспекте, как воровство. Ни для кого не секрет, что любой медицинский администратор, в частности, главврач, получает «откаты» с приобретения медицинского оборудования и лекарств. Один мой знакомый врач недавно покупал портативный эхокардиограф. На фирме сказали, что они готовы отпустить его за $90 000 и дать соответствующий откат. Когда он сказал, что покупает для себя и, пожалуй, при таких ценах предпочтет привезти аппарат из-за рубежа, представитель фирмы удивился: «А, вы для себя? Тогда мы продадим за $40 000». Нормальный главврач истратил бы государственные девяносто тысяч, а «лишние» пятьдесят поделил бы с продавцом.

Бесплатная медицина

Кирилл, ты пишешь в своей статье: «Особенно печально, что, перейдя из бесплатной государственной «Газели» в частный страховой «Мерседес», те же самые врачи вдруг приобретают квалификацию, вежливость, предупредительность и даже, не поверите, жалость». К сожалению, это неверно. Квалификация не приобретается за деньги, она или есть, или ее нет. Можно заплатить всем и за все, пойти в самую дорогую поликлинику, заплатить заведующему отделением, пойти на консультацию к профессору или академику и все равно не получить квалифицированной медицинской помощи.

Потому что рынка медицинских услуг у нас не существует, нет инструмента, который бы указывал – этот специалист квалифицирован, а этот нет.

Для этого существуют медицинские ассоциации и независимая сертификация, но у нас этого нет, а все официальные «звания», такие как доктор медицинских наук, врач высшей категории и пр., – это такой же обман, как и врачебный диплом. Как это ни парадоксально, но при этом мы как-то привыкли считать, что медицина у нас бесплатная, и это хорошо. Обычно эта вера рассеивается, когда заболевает кто-то из близких. Так же, как вера в бесплатное образование рассеивается, когда начинают учиться наши дети.

Наше положение

Итак, что мы имеем в результате? Системы здравоохранения у нас нет. Есть непонятная система учреждений, существующая на наши деньги и якобы заботящаяся о нашем здоровье. Но что мы делаем, когда в беду попадает кто-то из близких? Идем официальным путем в эти учреждения? Нет. Мы судорожно начинаем искать через знакомых «хорошего врача» и платим, платим, платим, если есть чем платить. Потому что никакой бесплатной медицинской помощи у нас нет.

Может создаться впечатление, что я считаю, будто хороших врачей в России вообще нет. Это не так, они есть, но они не образуют систему медицинской помощи.

Они рассеяны, их надо искать, и их услуги не бесплатны, что естественно, потому что профессионализм дается тяжелым трудом и стоит дорого. Квалифицированный врач не может позволить себе работать бесплатно, потому что само поддержание квалификации стоит немалых денег и требует времени. Врач, который в свободное время вынужден копаться на огороде или бомбить на машине, теряет квалификацию просто потому, что у него нет денег на покупку книг и доступ в интернет, нет времени на чтение и общение с коллегами на симпозиумах и конференциях.

В начале девяностых в Россию приезжал американский эксперт по организации здравоохранения. Он пришел в тихий ужас («в ваших клиниках царит атмосфера страха!») и сказал, что единственное, что, по его мнению, может спасти ситуацию, это строгая сертификация всех врачей. Больше половины врачей, по его мнению, сертификацию не пройдут и будут работать помощниками врачей, остальные будут получать нормальную зарплату. Это создаст стимул к повышению квалификации.

Просто повышать зарплаты, чего так ждут «врачебные массы», смысла нет: качество от этого не улучшится.

Однако любые попытки как-то поменять существующую систему воспринимаются в штыки как обывателями, так и врачебным истеблишментом. Обывателю невдомек, что реальная медицинская помощь стоит дорого и бесплатно он ее все равно не получит. Кто-то должен будет за нее заплатить. А врачи, занимающие высокие посты в ведущих медицинских учреждениях, во-первых, со своей высоты могут просто не видеть сложившейся ситуации (лучший вариант), а во-вторых, им такая система на руку. В крупных медицинских центрах существуют все условия для оказания относительно качественной медицинской помощи, поэтому там ведется весьма крупный бизнес.

Артемий Охотин, врач-кардиолог

© Газета.Ru

ЗдоровьеМир

4018

16.12.2005, 17:01

URL: https://babr24.news/?ADE=26634

bytes: 10167 / 10132

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артемий Охотин, врач-кардиолог.

Другие статьи в рубрике "Здоровье"

И снова про хирургический корпус онкодиспансера…

11 ноября 2024 года губернатор Томской области Владимир Мазур освободил от должности вице-губернатора по строительству и архитектуре Николая Руппеля.

Андрей Игнатьев

ЗдоровьеПолитикаЭкономика и бизнесТомск

7907

21.11.2024

Борьба за здоровье зрения монгольской молодежи: новые клиники и международные проекты

Проблемы здоровья зрения очень актуальны для Монголии. Молодежь страдает от ухудшения зрения из-за постоянного использования гаджетов и недостаточной физической активности. Пожилые люди сталкиваются с возрастными заболеваниями глаз, такими как катаракта и глаукома.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеМолодежьОбразованиеМонголия

3004

21.11.2024

Нехватка медиков: кто виноват и что делать?

Сопредседатель Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов заговорил о проблеме острого дефицита кадров в медицинской сфере. По его словам, в ближайшие пять-семь лет нехватка специалистов может увеличиться до 45%.

Анна Роменская

ЗдоровьеОбществоПолитикаКрасноярск

3780

20.11.2024

Инсайд. Почему россияне толстеют?

Депутат Государственной думы Ирина Филатова, ссылаясь на данные Министерства здравоохранения, заявила, что треть женщин детородного возраста в России сталкиваются с проблемой бесплодия из-за ожирения.

Николай Головин

ЗдоровьеОбществоРасследованияРоссия

5413

17.11.2024

Монголия стремится снизить младенческую смертность: международный опыт и новые решения

Министерство здравоохранения Монголии нацелено на снижение уровня младенческой смертности, который остается значительным по сравнению с другими странами региона. Согласно исследованиям, в 2023 году из 64306 новорожденных в стране 496 детей умерли.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеОбществоМонголия

1353

13.11.2024

Монголия против курения: как страна защищает молодежь от сигарет и вейпов

В Монголии на государственном уровне признали проблему резкого роста потребления электронных сигарет, особенно среди подростков.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеМаразмОбществоМонголия

1408

11.11.2024

Куда приходит детство? И.о. министра здравоохранения Новосибирска стал главврач детской «скорой»

В столице Сибири с легкой руки губернатора Андрея Травникова новый и.о. министра здравоохранения региона. «Рулить» оздоравливающим процессом в сфере чиновников будет экс-главный врач детской клинической больницы «скорой помощи» Ростислав Заблоцкий.

Анна Леро

ЗдоровьеСобытияНовосибирск

1395

11.11.2024

Сахар под контролем: Монголия вводит акцизы на сладкие напитки

Избыток сахара в питании уже давно стал глобальной проблемой, вызывающей серьезные последствия для здоровья человека.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеОбществоЭкономика и бизнесМонголия

7979

04.11.2024

Поликлиника в Зелёных горках. Что не так с ООО «ЯнтарьСервисБалтик»?

Определена фирма, которая за 936 миллионов рублей к 2026 году построит поликлинику на 350 посещений в смену в Зелёных горках. Это медучреждение пообещал возвести Владимир Мазур, ещё будучи врио губернатора Томской области.

Андрей Игнатьев

ЗдоровьеЭкономика и бизнесТомск

9775

25.10.2024

Гендерное равенство и цифровизация: как Монголия меняет свое будущее

В Монголии стремление к гендерному равенству и цифровизации становится частью национальной повестки. Несмотря на развитие демократических институтов, в стране все еще сохраняются социальные барьеры в виде имущественной и гендерной сегрегации.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеМолодежьОбществоМонголия

8577

24.10.2024

Проверка здоровья первоклассников: приоритетные задачи монгольской медицины

Монгольская система здравоохранения уделяет особое внимание поддержанию здоровья подрастающего поколения, особенно школьников и воспитанников детских садов.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеМолодежьОбществоМонголия

8441

22.10.2024

Куда смотрит Лудупова?

Благодаря вмешательству зампреда правительства Бурятии Алдара Гулгенова часть вопросов, связанных с амбулаторией села Кудара-Сомон, была решена. Теперь местным жителям станет чуть удобнее обращаться к медицинской помощи.

Есения Линней

ЗдоровьеПолитикаОбществоБурятия

20029

03.10.2024

Лица Сибири

Кузнецов Олег

Швайкин Андрей

Кустос Евгений

Иванова Марина

Воронин Пётр

Шагин Владимир

Журавлев Игорь

Логунов Александр

Юрин Евгений

Сухоруков Вячеслав