Газовая «бомба»: Норвегия «захоронит» СО2 на дне моря

Норвежцы не первый год хотят построить огромное хранилище углекислого газа на дне Северного моря. В исчерпанном месторождении нефти. Теперь дело двинулось с мертвой точки: государство выделило на проект $1,7 миллиарда.

В Норвегии приступили к реализации проекта Longship (от английского - ладья). Для улавливания, хранения и транспортировки углеродных выбросов. Собственно, под эти нужды и хотят построить гигантское хранилище на дне Северного моря, в истощенных месторождениях нефти и газа.

Местные ученые уверены, «захоронение - единственный способ значительно сократить выбросы парниковых газов в тяжелой промышленности (особенно при производстве бетона)».

О проекте

Первая фаза «Ладьи» - улавливание. Начнут ее на цементном заводе Norcem в норвежском городе Бревик. Из дымовых газов (образуются в процессе горения) выделят углерод, спрессуют и направят в терминал в Эйгардене (вторая фаза). Затем по трубопроводу на глубину 2600 метров ниже уровня моря, в хранилище (третья фаза).

Осуществлять транспортировку доверили Northern Lights (совместное предприятие нефтяных гигантов Equinor, Shell и Total). Всего в шельфе хотят захоронить 80 миллиардов тонн углекислого газа. На реализацию проекта потратят 25,1 миллиарда норвежских крон ($2,8 миллиарда).

Сейчас правительство ищет для «Ладьи» дополнительные источники финансирования. Если удастся привлечь иностранных инвесторов, власти хотят использовать технологии улавливания и на мусоросжигающем заводе Fortum Oslo Varme в Осло.

К чему это приведет

Технологии улавливания и хранения углекислого газа (далее CCS) - один из вариантов достижения углеродной нейтральности. Парижское соглашение по климату 2015 года провозгласило целью смягчения последствий изменения климата - нулевые выбросы углекислого газа в атмосферу к 2050 году. Норвегия же хочет добиться «нейтральности» к 2030 году за счет CCS.

Власти рассчитывают, что CCS поможет снизить объемы выбросов цементных заводах. На них приходится около 8% мировых парниковых газов. Если допустим представить все фабрики про производству цемента страной, то она стала бы третьей по выбросам СО2 сразу после Китая и США.

Двойные стандарты

И все бы хорошо, проект действительно интересный и перспективный. Вот только прикрываясь им, Норвегия продолжает наращивать добычу нефти. Тогда как остальная Европа от нее «отказалась» в виду «зеленой» политики. Интересная ситуация вырисовывается, не правда ли?

Параллельно Норвегия открыла сразу восемь новых месторождений с огромными запасами нефти. В 2021 году власти хотят пробурить 40 разведочных скважин (на четверть больше, чем годом ранее). В перспективе волна новых проектов по добычи нефти.

Для справки:

Норвегия одна из первых занялась CCS. В 1996 году нефтегазовая компания Statoil запустила свой первый коммерческий проект по захоронению углекислого газа на месторождении Слейпнир в Северном море.

Не просто так, естественно. Добываемый газ содержал около 9% примесей СО2. Тогда как по местным стандартам, они не должны превышать 2,5%. Чтобы не платить большой налог в государственную казну, углекислый газ решили отделить и захоронить на морском дне. Тогда-то и основали госкомпанию Gassnova SF, которая и должна была заниматься технологиями улавливания и хранения углерода.

И вот в октябре 2017 три нефтяных гиганта: Statoil, Royal Dutch Shell и Total решили создать первое в мире международное хранилище углекислого газа. На дне Северного моря. Туда они планировали закачивать по 1,5 миллиона тонн СО2 в год. Разработка идеи началась, но проект пришлось свернуть буквально через год. Во-первых, общественность выступила против технологий CCS. Люди испугались, что, вырвавшись на поверхность, закачанный в недра газ вызовет массовое отравление и большие разрушения.Во-вторых, слишком большие затраты. 2021 год, «нефтяные магнаты» снова решила испытать удачу. Теперь уже при поддержке государства.

Вообще крупные подземные хранилища углекислого газа есть и в других странах Европы, Канаде, Алжире. Так что это строительство «хранилища» не новость. И хотя с ними не было никаких проблем, люди до сих пор настороженно относятся к технологиям CCS. Из-за чего несколько хранилищ СО2 в Европе пришлось закрыть (в частности в Германии).

А вообще идея закачивать углекислый газ под землю неплохая. Сейчас объясним почему. Обычно в качестве хранилищ используют отработанные угольные и нефтяные месторождения еще пористые геологические формации. Находятся они в земной толще (суше и шельфе). Такие слои существуют уже несколько миллионов лет, поэтому риск утечки при закачке газа низкий. Почему же тогда все страны не начнут закачивать газ в истощенные шахты и нефтяные месторождения? Технологии и транспортировка обходятся дорого, к тому же нет инфраструктуры. Пока CCS доступны только крупным добывающим гигантам и требуют госфинансирования.

Построят ли в Норвегии на это раз хранилище на дне Северного моря? Скорее всего да. Вот только вряд ли это поможет сократить углеродные выбросы при перманентном наращивании добычи нефти.

Фото: открытые источники

URL: https://babr24.news/?IDE=217134

bytes: 5798 / 5042

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Виктория Британская, обозреватель.

На сайте опубликовано 581 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экология"

Мусорный кризис в Тайшете: как избежать штрафов и решить проблему?

Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Тайшете вызывает серьезное беспокойство. Город столкнулся с мусорным кризисом, который длится уже несколько месяцев. Главной причиной стал конфликт между администрацией города и региональным оператором, занимающимся вывозом отходов.

Анна Моль

ЭкологияЖКХИркутск

3835

22.11.2024

2,5 миллиарда на паузе: что мешает ликвидировать накопленный вред?

Сохранение окружающей среды требует не только строгого контроля, но и значительных финансовых вложений. Для реализации природоохранных мероприятий, особенно связанных с ликвидацией объектов накопленного экологического вреда, часто требуется перераспределение бюджетных средств.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

4613

22.11.2024

Чёрные лесорубы побеждают: что происходит в лесах Иркутской области

Незаконные вырубки лесов стали настоящим бичом для Иркутской области. И в этом контексте власти не устают рапортовать об успехах в лесовосстановлении.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

6473

20.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6713

18.11.2024

Расплескалась чернота… «Томскнефть» опять нанесла ущерб природе

Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области выявил нарушения со стороны «Томскнефти». Фирма вновь попалась на разливе «чёрного золота». Под угрозой оказались животные. Об этом и не только – в материале Бабра.

Андрей Игнатьев

ЭкологияЭкономика и бизнесТомск

5866

14.11.2024

Ртуть в 100 раз выше нормы: Усольехимпром – долгострой экологической катастрофы

Когда-то «Усольехимпром» был флагманом химической промышленности, а сегодня его токсичное наследие стало символом бесконечного потока обещаний, растущих бюджетов и коррупции. Прошло более 30 лет с тех пор, как этот гигант превратился в одну из самых опасных экологических зон России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

9267

14.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16870

13.11.2024

В Томске избран новый «мусорный король». Статус регионального оператора отдадут «АБФ Логистик»

Наконец место «Спецавтохозяйства» в Томске и Томском районе отдали другой организации. 6 ноября 2024 года стало известно о том, что новым региональным оператором по вывозу твёрдых коммунальных отходов в седьмой зоне станет ООО «АБФ Логистик».

Андрей Тихонов

ЭкологияЭкономика и бизнесСкандалыТомск

7866

12.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8432

12.11.2024

Итоги викторины Бабра: Заповедник ЮНЕСКО в Красноярском крае

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включён один из заповедников Красноярского края. Он играет ключевую роль в сохранении уникальной экосистемы региона. Именно на знание этого заповедника Бабр провел викторину среди своих читателей в телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24).

Денис Большаков

ЭкологияКрасноярск

7793

08.11.2024

«Не дышится!» – иркутяне снова жалуются на едкие выбросы в Первомайском районе

В Иркутске жители Первомайского вновь обеспокоены проблемой загрязнения воздуха. 1 ноября 2024 года горожане сообщили о неприятных запахах и едких выбросах, которые буквально повисли в воздухе над районом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

11259

05.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9907

31.10.2024

Лица Сибири

Астахов Михаил

Погудин Дмитрий

Макаров Алексей

Хоменко Валерий

Мащицкий Виталий

Красовский Григорий

Бураев Федор

Кузнецов Сергей

Хамаза Николай

Войличенко Сергей