Гений чистой воли. К юбилею Густава Малера
В Малере воплотилась самая серьёзная и чистая
художественная воля нашего времени.
Томас Манн
При жизни он прославился в первую очередь как дирижёр и лишь после смерти был признан как композитор, став со временем одним из самых исполняемых в мире авторов симфонической музыки.
160 лет назад, 7 июля 1860 года, в богемской деревушке Калиште в небогатой многодетной еврейской семье владельца трактира родился великий австрийский музыкант Густав Малер.
Незаурядные музыкальные способности Малера проявились с ранних лет, и вскоре его отцу пришлось смириться с тем, что в трактирном и торговом деле сын ему не помощник. С шести лет мальчик стал обучаться игре на фортепиано, в десять начал сочинять музыку и выступил с первым концертом, а в 15 поступил в Венскую консерваторию, где в первую очередь подавал надежды как блестящий пианист.
Однако, в отличие от педагогов, сам Малер видел себя дирижёром и композитором, а к фортепиано относился лишь как к вспомогательному инструменту. Сразу после окончания консерватории в 1878 году юный музыкант начал дирижёрскую карьеру в провинциальных оперных театрах, поскольку Вена как дирижёра его не воспринимала.
Через семь лет Малеру предложили пост музыкального руководителя Пражской оперы. Следующими ступеньками его восхождения на музыкальный олимп были должности главных дирижёров оперных театров Лейпцига, Будапешта и Гамбурга, пока в 1897 году 37‑летний маэстро не был призван на родину, чтобы возглавить Венскую придворную оперу.
Сегодня мало кто вспоминает, что Малер был не только дирижёром и композитором мирового уровня, но и выдающимся театральным администратором, сломавшим многие архаичные каноны. Именно он первым в истории запретил публике входить, выходить и бродить по зрительному залу во время представления, а певцам прибегать к услугам клакёров. Именно Малер начал борьбу против пышных костюмов и декораций в пользу драматургии и актёрского искусства, борьбу за актёрскую игру в ансамбле с партнёрами в противовес безучастному к сюжету статичному пению.
В те годы Малеру приходилось нелегко, и препоны консерваторов – как со стороны публики, так и со стороны вокалистов – он преодолевал с огромным трудом. В конце концов его всё‑таки вынудили написать заявление об отставке с поста директора императорского театра. Однако сегодня так называемое десятилетие Малера оценивается как один из самых успешных периодов в истории Венской оперы.
Условием назначения выходного пособия и последующего пенсиона был отказ Малера от работы в любом из венских театров. Именно в период разрыва творческих отношений с родной Веной у дирижёра и композитора проявились первые симптомы проблем с сердцем. Последние годы жизни он провёл в США в качестве руководителя Метрополитен‑оперы и Нью‑Йоркского филармонического оркестра.
К слову, именно Малером была осуществлена первая в США постановка «Пиковой дамы» Петра Ильича Чайковского, большим поклонником творчества которого был австрийский музыкант.
В Вену Малер вернулся лишь тогда, когда понял, что дни его сочтены и врачи бессильны их продлить. Великий музыкант скончался 18 мая 1911 года в возрасте 50 лет от бактериального эндокардита на фоне стрептококковой инфекции. Последнюю неделю жизни за состоянием его здоровья следил весь мир, а больничная палата утопала в цветах.
Похоронили великого маэстро на Гринцигском кладбище Вены. Согласно завещанию, во время траурной церемонии не звучала музыка и не произносились прощальные речи.
Композиторское наследие Малера невелико, слишком уж много времени у него отнимало руководство театрами. Однако его десять симфоний по праву относятся к золотому фонду мирового музыкального наследия.
Фото: bbc.соm, Getty Images, wikipedia.org