Чарующая фаворитка. К юбилею Веры Каралли
Ей рукоплескала Москва и Европа. Она была первой танцовщицей, рискнувшей нарушить запрет для актёров императорских театров и сняться в кино. Ей приписывают романы с певцом Леонидом Собиновым и великим князем Дмитрием Павловичем – двоюродным братом Николая II. Она мечтала закончить жизненный путь в России, но судьба распорядилась иначе.
8 августа исполнятся 130 лет со дня рождения выдающейся русской актрисы и балерины Веры Каралли.
Родилась будущая прима Большого театра и одна из первых русских кинозвёзд в Москве в театральной семье режиссёра и антрепренёра Ярославского городского театра (сейчас Российский академический театр драмы имени Фёдора Волкова) Алексея Каралли-Торцова и актрисы того же театра Ольги Каралли (Крушенковой). Детство Веры прошло за кулисами театра, что не могло не сыграть своей роли при выборе жизненного пути.
В 12 лет, поддавшись на уговоры дочери, родители отдали её в Московское императорское театральное училище, где на талантливую девочку обратил внимание выдающийся танцор и балетмейстер Александр Горский. Встреча с Горским определила дальнейшую судьбу Каралли – девушка переходит на хореографическое отделение, а сразу после окончания училища в 1906 году поступает на службу в Большой театр.
Благодаря покровительству Горского, занимавшего должность балетмейстера театра, 17‑летняя выпускница не задержалась в кордебалете и очень скоро стала получать главные партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке», Китри в «Дон Кихоте», Лиза в «Тщетной предосторожности», Жизель, Раймонда и многие другие. Критики отмечали редкое обаяние танцовщицы, красоту её движений вкупе с неоспоримым драматическим даром.
В 1909 году юная Каралли триумфально выступила на зарубежных гастролях в составе «Русского балета» Сергея Дягилева. Благодаря искусству русской балерины, Париж пережил первую в своей истории балетную лихорадку.
«Гордость Москвы, виртуозная и несравненная, чарующая брюнетка с глазами итальянки, волнующая истома, мастерство и невероятная грация, её танец – элегия», – такими заголовками пестрила французская пресса после дебюта Каралли в спектаклях «Русских сезонов».
Вернувшись на родину, Каралли знакомится с ведущими кинорежиссёрами того времени и неожиданно для многих увлекается кинематографом, тем самым нарушив запрет для актёров императорских театров.
«Актерам императорских театров было запрещено сниматься в кинематографе, но Каралли стала нашей постоянной сотрудницей, уверенная, что московский балет нуждается в ней больше, чем она в нём», – вспоминал режиссёр Александр Ханжонков.
На самом деле, смелость Каралли объяснялась просто – громкий роман с Собиновым закончился ещё в Париже, и к тому времени танцовщице покровительствовал сам великий князь Дмитрий Павлович, а это до поры до времени была очень крепкая защита.
Дебютировав на киноэкране в 1914 году, Каралли за три года снялась в двадцати картинах, продолжая при этом блистать на сцене Большого театра.
Карьера «богини немого кино» и великой танцовщицы прервалась внезапно на пике популярности. После убийства Григория Распутина, в организации которого непосредственное участие принимал Дмитрий Павлович, его фаворитку не спасли ни талант, ни мировая слава. Великого князя сослали в Персию, а Вере Каралли по велению императрицы Александры Фёдоровны было запрещено появляться как на сцене, так и на киноэкране.
Ну а затем грянули революционные события, что было пострашнее гнева императрицы. В 1917 году 28-летняя Вера Каралли эмигрировала из России. Некоторое время она успешно танцевала в труппе Дягилева, снялась в одном французском и одном немецком фильме, давала благотворительные концерты в пользу русских эмигрантов, создала свою студию балета в Каунасе, затем работала балетмейстером в Румынской опере.
С началом Второй мировой войны бывшая примадонна императорских театров поселилась в Австрии и посвятила остаток своей долгой жизни преподаванию балетного мастерства. Уже находясь в доме престарелых швейцарского курортного городка Баден, Каралли подала прошение о возвращении на родину.
«Я, Каралли Вера Алексеевна, прошу разрешить мне вернуться на родину и провести остаток жизни в Московском доме престарелых Всероссийского театрального общества. Я всё время тосковала по родине и хотела бы снова быть со своими друзьями и коллегами и слышать вокруг себя только русскую речь. Здесь я всё время чувствую себя чужой. Умоляю дать мне возможность вернуться на родину и прожить там остаток моих дней», – написала Каралли в обращении к советскому правительству.
Бывшую балерину императорских театров услышали и просьбу удовлетворили, однако осуществиться мечте было не суждено. Долгожданное известие о выдаче ей советского паспорта 83-летняя Каралли получила 1 ноября 1972 года. Спустя две недели после этого она скончалась, так и не побывав на исторической родине.
Похоронена Вера Алексеевна Каралли на Венском центральном кладбище, где покоятся Бетховен, Брамс, Штраус, Глюк, Сальери и многие другие великие деятели культуры и искусства.
Фото: balletacademy.ru