Покров Пресвятой Богородицы
Великий православный праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии основан на рассказе из жития Андрея Юродивого, узревшего Царицу Небесную во Влахернском храме. В четвертом часу, во время воскресного всенощного бдения, Андрей поднял очи к небу и увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву, озаренную небесным светом. Богородицу сопровождали Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов, а также прочие святые, поющие духовные песнопения.
Перед алтарем Богоматерь остановилась и, преклонив колена, со слезами начала молиться за христиан, а затем сняла свой омофор (головное покрывало) и распростерла его над молящимися; при этом омофор блистал «паче лучей солнечных», а Пресвятая Дева просила Господа принять молитвы всех людей, попросивших ее о заступничестве. Затем Владычица исчезла, покрывало также сделалось невидимым, «но долго еще люди ощущали благодать, осенившую храм».
В житии Андрея Юродивого нет никаких указаний на то, какого числа и в каком году свершилось сие чудо. Собственно, и годы жизни святого в точности неизвестны. Однако в описании Димитрия Ростовского (составленном лишь в конце XVII века) говорится, что Андрей узрел чудесный покров Приснодевы во время правления императора Льва Мудрого, в воскресенье 1 октября. Как раз в это время шла война с сарацинами, и жители Константинополя молились Господу и Богородице о защите города. Молитва была услышана и войска противника вскоре отступили.
Где именно и в какое время возник праздник Покрова, тоже в точности неизвестно. Традиционная версия связывает его с именем святого князя Андрея Боголюбского. В память о заступничестве Девы Марии (через Её Владимирскую икону) во время похода против волжских булгар, князь будто бы учредил праздники Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа) в 1164 году, а также выстроил храм Покрова на Нерли в 1165 году. Ныне Русская Православная Церковь празднует Покров Богородицы 14 октября (1 октября по старому стилю).
У восточных славян праздник Покрова Богородицы называли «первым зазимьем», поскольку сияющее покрывало Царицы Небесной напоминало о снежном покрове-одеяле, укрывающем землю до весны. В Покров день, по народной примете, часто случаются снегопад: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима», «Покров землю покроет то листом, то снежком», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». По народной примете, «какова погода на Покров, такова и зима»; если в Покров снег – это к хорошей и снежной зиме, а также большому количеству свадеб.
Покров открывал новый свадебный сезон и особо почитался девицами на выданье, поскольку Богородица считалась покровительницей девушек и женщин, а ее омофор соотносился со свадебным и вообще женским головным убором. Фата или иное «покрывало» на голове невесты символизировало изменение ее статуса: девушке позволено ходить с непокрытой головой, но для замужней женщины «простовласие» недопустимо. В народе говорили: «Придет Покров – девке голову покроет», «Покров землю снегом покроет, а девку – платком». Девицы, ложась спать накануне Покрова, молились: «Мать-Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, платком», «Мать-Покров, покрой землю снежком, меня молоду женишком», «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом».
Утром же в день праздника каждая девица бежала в церковь, стараясь успеть прежде других, ставила свечку перед иконой Покрова Богородицы и снова молилась о скором браке: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником».
Чтобы поскорее выйти замуж, девушки иногда «строили обыденную пелену»: собирались вместе, теребили лен, выпрядали нить и ткали из нее холст за один день, чтобы перед обедней принести готовое покрывало в церковь для освящения, возложить его к иконе Покрова и помолиться о замужестве: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее». На праздничную службу девицы надевали лучшие наряды, чтобы покрасоваться перед парнями; а вечером молодежь устраивала вечеринки с играми, песнями и «жениханьем».
С Покрова в русских селах начинались ежевечерние «беседы»: «Пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам». Для посиделок девушки собирались в одну избу (обычно снимаемую у какой-нибудь вдовы за небольшую плату) и принимались за шитье и прядение: «Зазимье пришло – засидки привело». Однако на посиделках не только рукодельничали, но и веселились вместе с парнями, так что именно на совместных «беседах» обычно составлялись будущие брачные пары.
В Покров, когда «открывали сезон», молодежь вообще не работала, а только развлекалась; девушки при этом готовили угощение в складчину, а позже «на вечорку» подходили парни с подарками (пряниками, конфетами, орехами и личными «гостинцами» для своих избранниц).
Поскольку после Покрова обычно начинает быстро холодать, к этому времени старались подготовить избу к зиме, утеплить ее: «Чини избу до Покрова – не то не будет тепла». С этого дня начинали топить в жилых горницах печи, и когда первый раз разводили огонь, то приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров», «Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяев добром». Скотину в Покров «определяли на зимнее житье» и при этом «закармливали» последним снопом овсяной жатвы: по горсточке раздавали сноп-«пожинальник» всем домашним животным, чтобы сделать их более плодовитыми и защитить на всю зиму от болезней, голода и мора.
Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год