Прописка переехала в поля и огороды
Конституционный суд (КС) РФ разрешил россиянам прописываться в садовых домиках и жилых постройках, расположенных за пределами населенных пунктов. Это решение касается не только садоводов, но и кочевых народов, а также современных отшельников.
В четверг КС признал несоответствующими Конституции РФ положения закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающие регистрацию граждан в домах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Теперь прописаться можно в любом строении, признанном пригодным для жизни, где бы оно ни находилось. Решение КС значительно расширяет рамки «дачной прописки», которой раньше могли воспользоваться только те, чья дача построена в границах какого-либо населенного пункта.
«Это решение касается не только садоводов, но и тех российских граждан, которые выбирают для себя образ жизни современных анахоретов, удаляясь от цивилизации в леса и поля, – пояснил судья КС Гадис Гаджиев. – Также это дает права прописки кочевым народам. Все они имеют право на регистрацию, если у них имеется дом. Если же нет, то тогда уже им придется искать своеобразный «порт приписки» в каком-нибудь муниципалитете».
Поводом для рассмотрения дела в КС стала жалоба жителя Ленинградской области Анатолия Воробьева. Принадлежащий ему дачный домик построен на территории, относящейся к категории «земли сельхозназначения», но фактически находится в садовом товариществе «Варшко-Суходольское» Приозерского района Ленобласти. Это единственная имеющаяся у него жилплощадь, однако прописаться на ней он не может уже два года. Сначала органы местного самоуправления, а затем и суды общей юрисдикции указали на то, что регистрация граждан вне границ населенных пунктов не допускается законом. Таким образом, по версии официальных инстанций, садовый домик, построенный Воробьевым, лишь «жилая постройка», предназначенная для отдыха, а отнюдь не «жилой дом», в котором разрешено постоянное проживание.
В результате Воробьев вынужден был прописаться на квартире у товарища в поселке Белоостров, относящемся к Санкт-Петербургу (то есть другому субъекту федерации). Соответственно, чтобы получить пенсию или медицинское обслуживание, заявитель (являющийся инвалидом II группы) вынужден каждый раз ездить за 120 км в Санкт-Петербург, по месту регистрации.
Гаджиев отметил, что проблемы Воробьева достаточно типичны для граждан, проживающих в садоводствах, которые в большинстве случаев не обладают статусом населенного пункта и зачастую представляют собой, по выражению судьи, «советские фавелы».
«Люди там живут очень разные, богатые дома стоят рядом с фанерными домиками, – добавил Гаджиев. – Но раз государство разрешило им там жить, значит надо их регистрировать. Иначе люди вынуждены искать себе возможности для фиктивной прописки. Получается провокация к нарушению закона».
В тексте решения КС достаточно много внимания уделено толкованию сути института прописки как такового. В частности, судьи отметили, что «регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах РФ и лишь удостоверяет акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера». Также суд констатировал, что права и свободы граждан не могут ограничиваться «ради одной только рациональной организации деятельности органов власти».
Судьи особо отметили, что прописка граждан не приводит к автоматическому изменению целевого назначения земель.
Таким образом, земли сельхозназначения не станут населенным пунктом, даже если в расположенном на них садоводстве пропишутся десятки людей. Это также означает и то, что на местную власть не возлагается обязанностей по благоустройству территории, созданию на ней инфраструктуры и т. д. Как подчеркивается в решении КС, «граждане должны осознанно принимать те неудобства, которые связаны с проживанием вне границ населенных пунктов».
Гаджиев назвал принятое решение «очередной главой в саге, которую мы пишем с 1995 года». Он признался, что уже сбился со счету, сколько решений, касающихся различных нюансов, связанных с институтом прописки, было принято КС.
Предыдущим было решение 2008 года: тогда КС обязал федерального законодателя разработать механизм, который бы упорядочил порядок прописки граждан в садовых домиках, расположенных на территории населенных пунктов. Тем самым должна была быть исключена возможность недопонимания или явного произвола со стороны местных властей. Однако, как выяснилось в ходе рассмотрения нынешнего дела, такой механизм до сих пор не принят. По словам представителя Государственной думы в КС Александра Харитонова, пакет документов застрял на согласовании в правительстве. Проследить его дальнейшую судьбу судьям не удалось.
Новое решение КС также требует законодательного оформления в виде правового механизма, разработанного и принятого парламентом. За то, что его не постигнет та же судьба, поручиться сейчас не может никто. Однако любой человек, желающий прописаться вне границ населенного пункта (на даче или в иной постройке, признанной пригодной для жизни), уже с сегодняшнего дня может напрямую ссылаться на решение КС.