Борьба за души или за рейтинги?
1 апреля в четвертых классах более чем тысячи школ 19 регионов России началось преподавание нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Курс, включающий в себя шесть вариантов: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы религиозных культур и основы светской этики, еще не начавшись, подвергся нареканиям заинтересованных в нем сторон. Некоторые представители РПЦ уже призвали свернуть педагогический проект, стартовавший по распоряжению президента Дмитрия Медведева.
Особенное раздражение вызвал выбор, сделанный родителями учеников. В целом ряде преимущественно русских по населению регионов, таких как Курганская, Новосибирская, Томская и Свердловская области, Красноярский край, предмет «Основы православной культуры» выбрали для своих детей лишь 18–20% родителей. «Я уже объехал более половины из 19 регионов, картина везде одна и та же, за исключением национальных республик», – признал на пресс-конференции 18 марта протодиакон Андрей Кураев, автор учебника по данному предмету. В Пензенской области, а также в некоторых других городах, опять же преимущественно русских регионах, по его словам, вообще «ноль желающих изучать православие».
Подтверждает эту тенденцию и статистика издательства «Просвещение», выпустившего тираж всех учебных пособий для данного предмета. Из заказанных ему по результатам волеизъявления родителей 327 тыс. учебников лишь 83 тыс., или 25%, пришлись на «Основы православия», тогда как на «Основы светской этики» – 123 тыс., на схожий светский предмет «Основы мировых религиозных культур» – 58 тыс., что в сумме дает более 55%.
В оценке этих нелестных для них цифр многие представители РПЦ были весьма резки. Руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин) сделал вывод: «Это означает, что здесь имеет место нечестная игра». Референт того же отдела Никифор Кулаковский назвал это «массовой фальсификацией». Протодиакон Андрей Кураев – «мухляжом» чиновников, «саботажем Министерства образования» и даже «политическим заказом одной из кремлевских башен, которой выгодно занизить рейтинг Русской православной церкви». Уже осенью он планирует добиться «переголосования», дабы отменить эти «неподходящие результаты».
Логика удивительная – если статистика не нравится, значит, цифры просто «неправильно подсчитаны» и их надо пересчитать, сделав внушение, чтобы считали «так, как надо», и чтобы результат подсчета оказался «тем, который нужен». Это – пример оправдан, учитывая, что речь идет о школах, – походит на попытку подогнать решение задачи под уже готовый ответ. Подогнать число реально православных в нашей стране под озвучиваемую последние месяцы все теми же представителями РПЦ статистику, что так или иначе к ее пастве якобы относят себя более 70% граждан России. Что не подтверждают ни данные посещения храмов на Рождество и Пасху, ни реальная статистика общественной жизни. И тогда в ход идет довод – «а это просто от нас скрывают, неправильно считают, стремятся занизить политический рейтинг РПЦ».
Подсчитанное по стране число верующих все чаще пытаются превратить в некое подобие политических выборов, конвертируя в некий «рейтинг РПЦ» или «рейтинг доверия Патриарху», уже на основании которого подаются заявки на ведущую роль в обществе и в переговорах с властью. Отсюда и раздражение всякий раз, когда реальное волеизъявление людей показывает расхождение с желаемой статистикой, и требования «пересчета голосов». А проблема-то лежит в другом – в том, что вместо реального воцерковления людей им, да и всем нам, просто предлагается поверить в «подсчитанные» кем-то данные о том, что на самом деле практически мы все уже так или иначе православные.