Наталья Иванова-Гладильщикова

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2580

22.11.2009, 14:38

Полюбить школьную "литературу"

Как быть миллионам школьников, которым не повезло с учителем (особенно, если речь идет о «литературе»)? Плохой словесник опасен тем, что на всю жизнь отобьет охоту читать. Так и происходит сплошь и рядом.

Понятно, что главное – это учитель. Ему и учебник нужен чисто номинально (у него в голове – своя авторская программа). Но таких – единицы. Можно ли с помощью хорошего учебника «научить» миллионы школьников, которым не повезло с учителем, любить книгу? Авторы нового двухтомного учебника «История русской литературы ХХ века: книга для просвещенных учителей и учеников» (М., «Новое литературное обозрение», 2009), известный учитель, автор нескольких книг для школьников Евгения Абелюк и учитель и специалист по творчеству Бориса Пастернака Константин Поливанов, доказали, что можно. Этот блистательный учебник можно читать просто так, для собственного удовольствия и любому интересующемуся взрослому. Предназначен же он для школ с углубленным изучением литературы.

Судьба этих двух книг тяжелая. Авторы начали их писать в 2001-м году, поменяли несколько издательств, иссякали выделенные деньги, и все же книги увидели свет.

Идея была такая: нужно разговаривать с учениками о прочитанном, как если бы это происходило в настоящем классе, где преподают лучшие учителя, формулируя собственные читательские вопросы и предвидя вопросы читателей-учеников. Чтение – потом вопрос. И так все время. Спрашивать: почему у автора так, а не иначе? Например: почему плац Александровской гимназии называется в «Белой гвардии» Булгакова Бородинским полем? Или: «В рукописях сборника «Бег времени» (1917) Ахматова заменила первую строку стихотворения «Все мы бражники здесь и блудницы...» на «Все мы вышли из небылицы...». Как изменился смысл стихотворения?»

Вопросы эти возникают как естественная реакция на прочитанное. И потому воспринимаются как необходимые. По ходу такого разговора, один вопрос тянет за собой другой, заставляет думать, и так обнажается авторская логика. И все это в учебнике сделано просто, без терминологической переусложненности. Но за этой простотой – глубина.

В главе о Пастернаке, посвященной «Доктору Живаго», например, замечено, что «проза и поэзия принципиально различны, даже когда, на первый взгляд, они рассказывают об одном и том же. 25 стихотворений Юрия Живаго по-разному соотносятся с прозаическими главами романа». И все это показано на конкретных эпизодах романа. Стихи из романа подробно прочитываются. Когда авторы учебника по строфам анализируют стихотворение «Гамлет», они постепенно предлагают несколько возможных толкований судьбы главного героя – в соотнесении с судьбами Христа, шекспировского Гамлета, русских поэтов.

Вообще стихи прочитываются учителем с учениками очень внимательно. Это особенно важно потому, что, по мнению Евгении Абелюк, культура восприятия поэзии нашим обществом потеряна. Именно потому авторы учебника решили, что разговор о стихах в учебнике должен быть подробным и неспешным.

И здесь главное – не зубрежка, не запоминание информации, а понимание смыслов. Невозможность однозначных ответов. Такое преподавание литературы мало совместимо с тестами ЕГЭ, ответы на которые предполагают один-единственный правильный ответ (даже в части «С», где эссе приказано проверять по определенным лекалам). Но когда читаешь этот учебник, понимаешь, что именно такой подход к школьному предмету «литература» - единственно возможный и правильный. Авторы часто ставят перед школьниками открытые вопросы, ответы на которые не знают сами. Тут важна попытка поиска ответа, которая будит мысль. Например: ответ на вопрос «в каких строчках стихотворения Есенина «Мир таинственный, мир мой древний...» (1921) нарушается стихотворный размер?», - не может не быть однозначным. Но далее нужно попробовать дать смысловое объяснение этим ритмическим сбоям. И тут возможны варианты, не всегда одинаковые у учителя и у ученика.

Иногда, выполняя задание, школьнику нужно провести целое расследование, результаты которого тоже могут не совпасть с учительскими. Например, составить «энциклопедию» житейских ситуаций, в которые попадают герои ранних рассказов Зощенко.

Вопросы в этом учебники – не только в конце каждого параграфа или раздела. Они врываются в текст, возникают постоянно, и требуют ответа по ходу дела, помогая размышлять.

Еще очень важная вещь: литература в этом учебнике рассматривается как погруженная в исторический контекст (во многом благодаря проблемной подаче биографии писателя), так и в контекст историко-культурный. Последнее выражается, например, в том, что в учебнике обращается внимание на внутренние переклички текстов: в стихах Блока находят отсылки к Пушкину, Державину. Брюсову, а в стихах Кибирова – к Пушкину, Тютчеву, Блоку... Школьникам предлагают поразмышлять о смысле такого «диалога» текстов, самим поискать аллюзии и реминисценции.

Конечно, ученик должен уметь отличить ямб от хорея, иметь представление о том, какую жизнь прожил Пастернак или Булгаков; понимать, что такое Пролеткульт, и что такое – имажинизм. И потому в учебнике есть и словарик основных литературоведческих терминов и понятий, и выделенные в темные рамочки прямо на полях глав короткие объяснения того, что такое продотряды или рабфак (в главе о Шолохове), что такое «пятый пункт» (в главе о Бродском), что такое НКВД, Би-Би-Си и «Голос Америки», КПЗ... Авторы этих двух книг хорошо понимают, что для современных детей эпоха Сталина была примерно также давно, как татаро-монгольское иго, а «оттепель» - как эпоха Петра. Это не их вина, это просто данность, о которой знают все, у кого есть дети-подростки. И потому нужно все расшифровывать.

Еще в этом учебнике – масса интереснейших иллюстраций: фотографии писателей, портреты и рисунки, плакаты... Так история литературы оживает и становится более зримой.

Но самое главное, что есть в этом учебнике, это то, что от школьников не требуют однозначных ответов на возникающие вопросы. И учитель, который будет пользоваться таким учебником, обязан это понимать. Ответы могут быть более или менее точными. Во главу угла ставится не информация, которую нужно вызубрить, не знание, которое можно проверить, а понимание текста, культура чтения.

И тут возникает подозрение, что такой учебник уж точно никого не подготовит к ЕГЭ. Или можно по-другому поставить вопрос: а стоит ли с помощью тестов, требующих однозначных ответов, проверить, умеет ли человек думать, прочитывать текст, понимать значение того, о чем говорит автор? А если не стоит, то в головах чиновников могут возникнуть другие вопросы: нужен ли современным детям такой предмет, который мало чем отличается от «химии» (где ответы на тесты должны быть однозначными), а называется он почему-то «литература»? А у просто людей возникнет другой вопрос: а нужен ли ЕГЭ по «литературе»?

Наталья Иванова-Гладильщикова

© Русский журнал

ОбразованиеМир

2580

22.11.2009, 14:38

URL: https://babr24.news/?ADE=82354

Bytes: 6768 / 6768

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Последние новости

20.02 17:51
«Русгидро» потратит 709 тысяч рублей в озеленение элитного дома для сотрудников в Красноярске

20.02 17:51
При диспансеризации в Прибайкалье выявили более 23 тысяч заболеваний

20.02 17:28
Статистики составили портреты типичных мужчин из Красноярского края и Хакасии

20.02 17:17
Тепло и горячую воду отключат 21 февраля в ряде домов Иркутска

20.02 17:13
«Горизонт» и «Краслесинвест» пошли на мировую по искам на 232 миллиона рублей

20.02 17:08
Безымянная набережная в Красноярске получила имя почетного гражданина края

20.02 17:04
В Красноярске мать накормила четырехмесячную дочь смесью с наркотиками

20.02 16:56
В Красноярске полицейский получил взятку домом за «скидку» в уголовном деле на ₽182 миллиона

20.02 16:53
У 25-летнего томича обнаружили 20 граммов наркотического вещества

20.02 16:49
Красноярск остается под «чёрным небом» ещё на двое суток

Другие статьи в рубрике "Образование"

Инсайд. Щепотка Томска. Невидимый позор

Информационный повод, что прошел почти «мимо радаров» на фоне новых нацпроектов и назначений, – это релиз от областной администрации по проекту межвузовского кампуса. Неожиданно выяснилось несколько важных моментов.

Ярослава Грин

ОбразованиеТомск

93

20.02.2025

ЕГЭ в Иркутской области: иллюзия успеха и реальность провала

Каждое лето власти отчитываются о росте числа стобалльников и улучшении результатов ЕГЭ. Министерство образования Иркутской области с гордостью заявляет об увеличении высоких баллов по иностранным языкам, биологии, истории.

Анна Моль

ОбразованиеОбществоПолитикаИркутск

4831

19.02.2025

Инсайд. Высшее образование продлевает жизнь

Российские граждане, не получившие высшее образование, сталкиваются с существенно более низкой продолжительностью жизни по сравнению с теми, кто обладает дипломом.

Николай Головин

ОбразованиеЗдоровьеРоссия

564

19.02.2025

Бурятский «супервуз»: пять в одном, но каждый сам по себе

Правительство Бурятии анонсировало начало строительства межвузовского кампуса «Байкал» в 2025 году.

Виктор Кулагин

ОбразованиеПолитикаБурятия

14754

27.01.2025

Блогнот. Отменять надо ОГЭ, а не ЕГЭ

В системе государственной итоговой аттестации наиболее слабое звено вовсе не ЕГЭ (единый государственный экзамен по итогам 11 лет обучения), которое различные популисты на словах все время пытаются отметить, а ОГЭ – основной государственный экзамен по итогам 9-ти лет обучения в школе.

Андрей Шалимов

ОбразованиеРоссия

2981

15.01.2025

Инсайд. "Болонская система" приказала долго жить

Российские высшие учебные заведения (ВУЗы) перейдут на новую систему высшего образования с 1 сентября 2026 года, сообщает пресс-служба Минобрнауки. К этому времени министерство планирует подготовить и утвердить соответствующие нормативные правовые акты.

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

3751

10.01.2025

Инсайд. Учитель борется с ленью

Регулярно натыкаясь на мнение, что учителя можно безболезненно заменить телевизором или компьютером, я раз за разом задумываюсь, а какие, собственно, уникальные функции выполняет учитель в школе или преподаватель в университете (пост касается и тех, и других, пусть и с разными оттенками).

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

4045

27.12.2024

Инсайд. Колоссальная работа по исполнению НП «Образование». Где результаты?

Зампред Правительства Чернышенко и Министр просвещения Кравцов провели Всероссийское совещание для руководителей уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ в сфере образования.

Владимир Морозов

ОбразованиеРасследованияРоссия

14314

24.12.2024

Фальшивые студенты привели к снижению стипендий в бурятском вузе

Резкое снижение стипендий в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления (ВСГУТУ) вызвало волну возмущения среди студентов. Финансовая поддержка учащихся сократилась почти в два раза, поставив многих в сложное материальное положение.

Виктор Кулагин

ОбразованиеСкандалыБурятия

4534

17.12.2024

«Задача абсолютно выполнима», или Кадровый голод — не беда

Аналитики ресурса по поиску работы hh.ru пришли к выводу, что в Новосибирской области отмечается острый кадровый голод. На сегодняшний день столице Сибири не хватает порядка 36 тысяч специалистов. В это число входят и педагогические работники общеобразовательных учреждений.

Адриан Орлов

ОбразованиеНовосибирск

3670

12.12.2024

Инсайд. Владимир Путин и оценки за поведение

Не пугайтесь, никто не собирается оценивать нашего дорогого президента и его поведение. Речь о школе. Во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Владимир Путин несказанно удивился, узнав, что в современных российских школах нет оценок за поведение.

Николай Головин

ОбразованиеОбществоРоссия

4534

12.12.2024

Инсайд. Платное образование — значит плохое?

Из-за дефицита учителей муниципальные школы зачастую неспособны дать даже базовые знания по многим предметам (возьмём хотя бы физику), не говоря уже о подготовке к сдаче ЕГЭ на высокий балл. Неравнодушные родители ищут альтернативы, поэтому рынок репетиторов и частных школ растёт как на дрожжах.

Николай Головин

ОбразованиеРоссия

3188

10.12.2024

Лица Сибири

Владимирский Евгений

Бенчарова Наталья

Калинин Алексей

Рульков Евгений

Большешапов Александр

Ильиных Сергей

Ружников Игорь

Володин Вячеслав

Кузьмин Георгий

Шутенков Игорь